В Золотой Орде торговой деятельностью занимались частные купцы (на свой страх и риск) и государственные купцы (на казенные средства).
Всех купцов называли Ортаками (товарищами), а торговые компании "Ортачества"(товарищества).
Также был распространен термин, обозначавший купцов - базирган.
«Ортаки» брали средства в займы из государственной казны под малый процент и были обязаны вернуть их в назначенное время. В период правления Хубилая, имперская казна выдавала займы «ортакам» на преимущественных основаниях под 0,8 процента в месяц. Что интересно возврат денег в казну осуществлялся не серебром и не деньгами, а частью товара в виде даров купца хану. Томас Олсен так же отмечает, что сами инвестиции ханов в «ортаки» осуществлялись в натуральной форме, в виде подарков купцам. Применительно к этой операции использовался термин «sauya», который означал подарок или дар - монография А.Арсланова Торговцы ортаки в Золотой Орде в 13-14 вв
Поэтому ханы, таким образом не занимались ростовщической деятельностью а инвестировали в торговую деятельность. Сейчас это называется "исламским банкингом".
Поэтому Марко Поло очень удивляло то, что в ответ на его подарки хану Берке, он получил подарки вдвое ценнее. И это не было жестом щедрости, а таким образом хан инвестировал в товарищество, которое они создали с Марко Поло. Впоследствии Марко Поло продал подарки хана по очень высокой цене. Правда неизвестно, вернул ли он процент с продажи.
И такие "ортаки" были у всех ханов, а также монгольской аристократии.
Аристократы старались всячески обезопасить свои инвестиции и оградить «ортаков» от опасности и рисков, создавая им условия, максимально благоприятствовавшие их коммерческой деятельности. Так, например, Сорхуктани, мать будущего великого хана Мунке, однажды потребовала, чтобы хан Угедэй включил в состав своего посольства несколько своих «ортаков». В составе дипломатической миссии ее купцы могли пользоваться всеми льготами, положенными имперским чиновникам - монография А.Арсланова Торговцы ортаки в Золотой Орде в 13-14 вв
Купцам-ортакам до прихода к власти великого хана Мунке в 1251 году выдавались "пайцзы" (охранные грамоты), которые позволяли им бесплатно получать почтовых лошадей и фураж для них на ямских станциях, а также освобождали от внутренних пошлин.
За тот короткий период, который они пользовались привилегиями ортаки превратились в весьма влиятельный и богатый клан.
Как видно, со времени правления Мунке-хана и Хубилая торговцы лишились некоторых привилегий, как профессиональное сословие. Однако в целом практика покровительства торговле и торговцам власть имущими сохранилась. Последующие правители монгольских государств, в том числе и золотоордынские ханы обходили повеления великих ханов. Они широко жаловали торговцам личное тарханство, освобождая их от необходимости уплаты пошлин и сборов и дарующее право пользоваться государственными ресурсами. Более того, ханы предпринимали действия направленные на расширение рынков сбыта и покупки товаров для своих купцов. Так, золотоордынский хан Улуг-Мухаммад, направивший впервые после долгого перерыва предложение турецкому султану возобновить дипломатические отношения, специально оговаривает: «Пусть по суше и по воде ездят купцы-ортаки» - Султанов Т.И. Письмо золотоордынского хана Улуг-Мухаммеда турецкому султану Мураду II/ Т.И.Султанов // Тюркологический сборник. 1973.- М., 1975. - С. 53-62
Особенно ханы Великого Улуса (Золотой Орды) ревностно относились к своим ортакам. Если не дай Бог кто их обидит, то они могли объявить войну. Так было в 1343 году, когда венецианец Андреоло Чиврано убил в Азове ортака Ходжа Омара. Золотая Орда выгнала всех итальянских купцов и разрушила торговое поселение пизанских купцов - Порто-Пизано. Вражду хана Джанибека с итальянцами прекратили сами ортаки, которые несли убытки из-за этого.
Поэтому ортаки были привилегированным классом в Золотой Орде. От них зависело многое. В том числе и кто взойдет на престол. Так, они содействовали хану Узбеку стать ханом Великого Улуса.
За это, он лично давал им возможность ссуживать на различные выгодные коммерческие проекты. Так, например было, когда египетский султан пожелал жениться на царевне из рода Джучи. Хан Узбек потребовал огромный калым, а когда послы сказали, что таких средств у них нет, то хан позволил своим ортакам ссудить послам под хороший процент.
Ортаки не потеряли своего значения и в постмонгольский период. Их товарищества стали основой формирования татарского и бухарского купечеств.