Все знают, что такое Яса - закон Чингис-хана. Но мало кто знает, что по настоящему он называется Их Засаг. Переводится оно как Великий закон.
- Монголовед Шагдарын Бира считает, что «Их засаг» Чингисхана нельзя назвать сборником законов, принятых в конкретный исторический период времени. «Их засаг», установив строгий порядок государственного устройства, не был кодексом законов в современном правовом значении этого слова. Он представлял собой собрание указов, изданных на протяжении многих лет со времён Чингисхана для поддержания в государстве единого правопорядка - монография С.Дугаровой К вопросу об интерпретации названия монгольского закона «Их Засаг» (на примере монгольской историографии)
При этом, часть учёных считает, что Их Засаг действовал только в отношении зависимого населения, нёсшего воинскую повинность - татар. На монгол Их Засаг не распространялся.
В то же время, другая часть учёных, считает, что Их Засаг в отдельных положениях применялся в отношении только членов клана Борджигинов (Золотого Рода).
Как был там не было, но большинство учёных сходятся во мнении, что Их Засаг практически не применялся в отношении монгол. На это указывает то, что его упоминают в основном персидские и арабские источники.
💥Великий Улус (Золотая Орда) в составе Монгольской империи (1206-1269 годы)
У монгол было свое традиционное право, которому они и следовали - yosun (обычай по монгольски). Именно от этого термина и идёт Яса, которое часто переплетается с Их Засагом, но отличается от него как Адат от Шариата у мусульман. Первоначально, Яса была даже унифицирована и называлась среди самих монгол - Тунхаг (первое слово).
При этом надо учитывать, что Их Засаг не был единовременно утвержlённым кодексом. Он складывался постепенно, на основе Их цааза (Книги великих указаний) Чингис-хана. И эти указания были не только Потрясателя Вселенной, но и его сыновей и даже внуков.
Таким образом, Их Засаг это была постоянно менявшаяся система юридических норм. Поэтому, сейчас уже трудно определить, какие из этих указов (зарлики), имевших силу закона идёт от самого Чингис-хана.
Но главное не в этом, а в том, что монгольское право имело юридическую основу в виде обычного права монгол (Ясы) и государственного закона Их Засага. В последующем эти два права объединились и вошли в сознание кочевников как одно целое. На фоне того, что например в мусульманском праве концепции шариата (исламское право) и адата (обычное право) так и не были совмещены Яса может считаться удачным правовым решением.
Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки,✅ подписывайтесь на мой канал. Пишите своё мнение!
Вопрос к читателям:
Считаете ли вы Ясу Чингисхана жестоким законом?