Заметка №23
Бытует мнение, что знаменитую улыбку древнегреческих статуй надо рассматривать лишь как стилистический прием скульптора, «чтобы оживить лицо».
Другими словами, «архаическая улыбка» - это бессодержательный канон эпохи, мода и всего навсего «технический случай». Придет время древнегреческой классики и улыбка исчезнет с ликов божеств, также быстро и неожиданно, как она и появилась.
К сожалению, исчерпывающих исследований на эту тему не так много. Но и считать улыбку следствием технической проблемы скульптора, по меньшей мере странно, так как с неизменными улыбками коры и куросы изображались и в рельефе, и в вазописи, и в хрисоэлефаннтийной скульптуре.
Улыбка явно была стилеобразующим приемом, каноническим, одним из главных, как и выставленная вперед нога у архаической скульптуры.
Существует гипотеза, что улыбка должна была «вдыхать жизнь», «оживлять» каменные статуи и передавать состояние благодати и умиротворения.
Но на мой взгляд, ближе всего к истине предположение, что улыбка - это атрибут божества, которой одаривался его адепт. Об этом пишет антиковед Дмитрий Молок.
Куросы, как и куреты, сопровождали и охраняли Зевса, а значит и весь мир. Если куреты громко били мечами в щиты и танцевали, чтобы отвлечь внимание Кроноса от младенца Зевса, то куросы составляли окружение Зевса в ипостаси Гелеона (смеющегося) (Γελέων - эпитет Зевса, который встречается на надписи с Акрополя в Афинах 1 века). У Гомера мы также встречаем, что боги смеются «неугасимым, вечным смехом».
Ричард Нир пишет о том, что «улыбка» была и признаком статуса у погребальных куросов и кор. Не зря аристократов называли Гелеонтами - улыбающимися.
«Смех божества неугасимый» и «зеленая улыбка» - это то, что дает миру энергию цветения, жизни и полноты. Смех божества - это начало мира, его первопричина и энергия.
Коры улыбаются, как и куросы. Их улыбку надо рассматривать в совокупности с часто повторяющимся кокетливым жестом - левой рукой они натягивают край пеплоса, демонстрируя край ступни. Жест этот фривольный, если сказать неприличный.
Возможно, что служанка Ямба из орфического гимна Деметре именно этим жестом вызвала улыбку богини. А улыбка Деметры - это цветение природы, это урожай, а значит жизнь. Так, через Деметру плодоносящий смех связан и с Элевсинскими мистериями.
В одном из стихотворений древнегреческой поэтессы Сапфо является Афродита, «улыбнувшись бессмертным ликом». Античные поэты часто писали об улыбке Афродиты. Из этой формулы видно, как тесно связаны понятия «улыбающийся» и «бессмертный». Улыбка свойственна богам и пока они улыбаются мир существует.
Куросы и коры являются божественным отражением и они созданы по принципу канона для обозначения присутствия божества.
Если у шумеров присутствие бога обозначалось сложенными руками, а в Крито-минойской цивилизации это были поднятые руки, слегка прикрывающие лицо, то в архаической Греции - это была улыбка.
Английский писатель Джон Фаулз описывает архаичную улыбку божества в своем романе «Волхв» (1965 г.) как «полную чистейшего метафизического добродушия [...] бесконечно умную и бесконечно веселую. [...] Поскольку взрывается звезда и гибнут тысячи миров, подобных нашему, мы знаем, что этот мир существует. Это и есть улыбка: того, чего могло бы не быть, [...] Когда я умру, она будет у моей постели. Это последнее человеческое лицо, которое я хочу видеть».
Здесь так и хочется завершить статью картиной Льва Бакста «Древний ужас», на которой художник запечатлел на фоне гибнущей Атлантиды улыбающуюся Афродиту, символ победы любви над слепыми стихиями:
Материалы:
- Молок Д.Ю. Ещё раз об архаической улыбке, 1999г.
- Ричард Нир. Греческое искусство и археология. Нью-Йорк: Темза и Гудзон, 2012 г.
- Сайт Национального археологического музея в Греции: