Найти тему
Классические розы

Что такое «архаическая улыбка»?

Заметка №23

Бытует мнение, что знаменитую улыбку древнегреческих статуй надо рассматривать лишь как стилистический прием скульптора, «чтобы оживить лицо».

Другими словами, «архаическая улыбка» - это бессодержательный канон эпохи, мода и всего навсего «технический случай». Придет время древнегреческой классики и улыбка исчезнет с ликов божеств, также быстро и неожиданно, как она и появилась.

К сожалению, исчерпывающих исследований на эту тему не так много. Но и считать улыбку следствием технической проблемы скульптора, по меньшей мере странно, так как с неизменными улыбками коры и куросы изображались и в рельефе, и в вазописи, и в хрисоэлефаннтийной скульптуре.

Статуя Аполлона, кость, золото. 550 г. до н.э. Археологический музей в Дельфах. Греция.
Статуя Аполлона, кость, золото. 550 г. до н.э. Археологический музей в Дельфах. Греция.

Часть мраморного надгробия спортсмена из Керамоса в Афинах. Около 550 до н.э. Национальный археологический музей Греции.
Часть мраморного надгробия спортсмена из Керамоса в Афинах. Около 550 до н.э. Национальный археологический музей Греции.

Голова куроса в венке из плюща. Поздняя архаика, ранняя классика, конец 6 века до н.э. Музей Метрополитен (США).
Голова куроса в венке из плюща. Поздняя архаика, ранняя классика, конец 6 века до н.э. Музей Метрополитен (США).

Улыбка явно была стилеобразующим приемом, каноническим, одним из главных, как и выставленная вперед нога у архаической скульптуры.

Существует гипотеза, что улыбка должна была «вдыхать жизнь», «оживлять» каменные статуи и передавать состояние благодати и умиротворения.

Но на мой взгляд, ближе всего к истине предположение, что улыбка - это атрибут божества, которой одаривался его адепт. Об этом пишет антиковед Дмитрий Молок.

Куросы, как и куреты, сопровождали и охраняли Зевса, а значит и весь мир. Если куреты громко били мечами в щиты и танцевали, чтобы отвлечь внимание Кроноса от младенца Зевса, то куросы составляли окружение Зевса в ипостаси Гелеона (смеющегося) (Γελέων - эпитет Зевса, который встречается на надписи с Акрополя в Афинах 1 века). У Гомера мы также встречаем, что боги смеются «неугасимым, вечным смехом».

Голова Зевса, 6 в. до н.э. Фотография Вернера Формана /Getty Images.
Голова Зевса, 6 в. до н.э. Фотография Вернера Формана /Getty Images.

Ричард Нир пишет о том, что «улыбка» была и признаком статуса у погребальных куросов и кор. Не зря аристократов называли Гелеонтами - улыбающимися.

«Смех божества неугасимый» и «зеленая улыбка» - это то, что дает миру энергию цветения, жизни и полноты. Смех божества - это начало мира, его первопричина и энергия.

Кора из храма Аполлона в Дидимах (Турция). Около 550 г. до н.э. Пергамский музей, Берлин.
Кора из храма Аполлона в Дидимах (Турция). Около 550 г. до н.э. Пергамский музей, Берлин.

Коры улыбаются, как и куросы. Их улыбку надо рассматривать в совокупности с часто повторяющимся кокетливым жестом - левой рукой они натягивают край пеплоса, демонстрируя край ступни. Жест этот фривольный, если сказать неприличный.

Погребальная мраморная статуя Коры на могиле Фрасиклеи 550-540 гг. до н.э. Национальный археологический музей Афин, Греция. Лотос в руке - это погребальная символика пришедшая к грекам из Египта.
Погребальная мраморная статуя Коры на могиле Фрасиклеи 550-540 гг. до н.э. Национальный археологический музей Афин, Греция. Лотос в руке - это погребальная символика пришедшая к грекам из Египта.

Статуя Коры с архаической улыбкой, в ионическом костюме и прической. Отверстия в платье указывают на утерянные украшения. Греция, древнегреческая архаика, начало 6-го в. Акрополь, Афины.
Статуя Коры с архаической улыбкой, в ионическом костюме и прической. Отверстия в платье указывают на утерянные украшения. Греция, древнегреческая архаика, начало 6-го в. Акрополь, Афины.

Возможно, что служанка Ямба из орфического гимна Деметре именно этим жестом вызвала улыбку богини. А улыбка Деметры - это цветение природы, это урожай, а значит жизнь. Так, через Деметру плодоносящий смех связан и с Элевсинскими мистериями.

Персефона ( возможно Деметра или Афродита) восседающая на троне. 5 век до н.э. Музей Альтеса , Берлин. Фотография: Жан-Пьера Д'Альбера.
Персефона ( возможно Деметра или Афродита) восседающая на троне. 5 век до н.э. Музей Альтеса , Берлин. Фотография: Жан-Пьера Д'Альбера.

В одном из стихотворений древнегреческой поэтессы Сапфо является Афродита, «улыбнувшись бессмертным ликом». Античные поэты часто писали об улыбке Афродиты. Из этой формулы видно, как тесно связаны понятия «улыбающийся» и «бессмертный». Улыбка свойственна богам и пока они улыбаются мир существует.

Голова богини или коры с фронтона храма в Геле. 6 в. до н.э. Кипр.
Голова богини или коры с фронтона храма в Геле. 6 в. до н.э. Кипр.

Куросы и коры являются божественным отражением и они созданы по принципу канона для обозначения присутствия божества.

Если у шумеров присутствие бога обозначалось сложенными руками, а в Крито-минойской цивилизации это были поднятые руки, слегка прикрывающие лицо, то в архаической Греции - это была улыбка.

Статуэтка жреца, со сложенными в молитве руками, одна из двенадцати статуй в кладе Тель-Асмар; Древние шумеры, 2900–2600 гг. до н.э.; алебастр, Метрополитен-музей. США.
Статуэтка жреца, со сложенными в молитве руками, одна из двенадцати статуй в кладе Тель-Асмар; Древние шумеры, 2900–2600 гг. до н.э.; алебастр, Метрополитен-музей. США.

Минойская фреска из Кносского дворца, о. Крит. Юноши вскидывают руки в почитании, прикрывая лицо перед жрицей (Великой Богиней), чтобы «не ослепнуть» в присутствии божества.
Минойская фреска из Кносского дворца, о. Крит. Юноши вскидывают руки в почитании, прикрывая лицо перед жрицей (Великой Богиней), чтобы «не ослепнуть» в присутствии божества.

Английский писатель Джон Фаулз описывает архаичную улыбку божества в своем романе «Волхв» (1965 г.) как «полную чистейшего метафизического добродушия [...] бесконечно умную и бесконечно веселую. [...] Поскольку взрывается звезда и гибнут тысячи миров, подобных нашему, мы знаем, что этот мир существует. Это и есть улыбка: того, чего могло бы не быть, [...] Когда я умру, она будет у моей постели. Это последнее человеческое лицо, которое я хочу видеть».

Здесь так и хочется завершить статью картиной Льва Бакста «Древний ужас», на которой художник запечатлел на фоне гибнущей Атлантиды улыбающуюся Афродиту, символ победы любви над слепыми стихиями:

Лев Бакст, Terror Antiquus (1908 г.) Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Лев Бакст, Terror Antiquus (1908 г.) Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Лев Бакст, Terror Antiquus (1908 г.) Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Фрагмент.
Лев Бакст, Terror Antiquus (1908 г.) Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Фрагмент.

Материалы:

  • Молок Д.Ю. Ещё раз об архаической улыбке, 1999г.
  • Ричард Нир. Греческое искусство и археология. Нью-Йорк: Темза и Гудзон, 2012 г.
  • Сайт Национального археологического музея в Греции: