Найти в Дзене

Легендарный белый альбом The Beatles, часть 2.

Обложка одноимённого альбома группы.
Обложка одноимённого альбома группы.

Продолжаем разбор двойника The Beatles. По традиции, немного вводной информации.

Идея двойного альбома сама по себе не нова. До битлов двойные альбомы записывали не только джазовые звёзды, но и ближайшие коллеги. Например, первым двойным альбомом в популярной музыке можно считать пластинку Blonde on Blonde Боба Дилана. Однако, именно белый альбом The Beatles утвердил двойные альбомы как норму для рок/поп музыки и повлиял на многих исполнителей, которые записывали двойные альбомы в дальнейшем.
В прошлой части я затронул во многом особенности альбома, включающие большое разнообразие жанров на альбоме. Здесь есть всё: от фирменного мелодизм Маккартни, где группа не стесняется пользоваться услугами сессионных музыкантов до авангардных экспериментов Леннона. Есть и классический рок, хард-рок, эксперименты Харрисона по скрещиванию индийской классики и рок-музыки, фолк, блюз и многое другое.

И большая часть всего этого разнообразия сконцентрирована именно во второй половине альбома. Не буду затягивать вступлению и перейду к обзору оставшейся части альбома.

  • I Will (Леннон-Маккартни)

Одна из моих любимых песен на втором диске альбома. Милая акустическая вещица, написанная Маккартни. Весьма простая, но очень цепляющая вещь. Особенно меня порадовал подход к ритм-секции, где решено было предпочесть перкуссию ударной установке, что добавило песне дополнительной атмосферности. 5/5.

  • Julia (Леннон-Маккартни)

Вообще, последовательность песен на белом альбоме выстроена грамотно. Так, за акустической "I Will" идёт её мелодическое продолжение в виде песни Леннона "Julia". Трогательная вещь о матери Джона, которая не оставит слушателя равнодушным. 5/5.

  • Birthday (Леннон-Маккартни)

Одна из немногих совместно написанных песен Леннона и Маккартни на альбома. Построена вокруг заводного рок-н-ролльного гитарного риффа. Композиция была написана за одну сессию и поэтому слушается легко, но не сильно запоминается, от чего выглядит достаточно несущественной, относительно остального материала альбома. 4/5.

  • Yer Blues (Леннон-Маккартни)

Возможно, главное творение Леннона на альбоме. Звучащий, громоподобный блюз с трещащими ударными и воющей соло-гитарой Харрисона. Песня звучит неаккуратно, но чрезвычайно живу и проникновенно. Ну и отдельное внимание заслуживает потрясающая вокальная работа Леннона. 5(6?)/5.

  • Mother Nature's Son (Леннон-Маккартни)

Немного выбивающаяся из общего, тяжёлого звучания третьей стороны белого альбома Mother Narure's Son вдохновлена прибыванием группы в Индии и непосредственно лекцией Махариши о детях природы. Запись была сделана Полом и не включает инструментальной или вокальной работы остальных членов группы. 4/5.

  • Everybody's Got Something To Hide Except Me And My Monkey (Леннон-Маккартни)

После шедевральной Yer Blues на альбоме появляется ещё одна весьма тяжёлая песня Леннона, хоть и не такая эффектная как предыдущая. По поводу вдохновения на написания мнения участников группы расходятся. По утверждению Леннона песня о нём и Йоко Оно, которая присутствовала на многих сессиях записи. По другой же версии песня родилась из цитаты Махариши Йоги. 3,5/5.

  • Sexy Sadie (Леннон-Маккартни)

Ещё одна песня Леннона, на этот раз точно вдохновлённая событиями в Индии. Во время прибывания в Индии, группа начала сомневаться в непогрешимости гуру Махариши. Собственно этому и посвящена песня. И хоть упоминание о Махариши в песне были заменены на Sexy Sadie (по просьбе Джорджа Харрисона), песня всё ещё звучит оскорбительно для её адресата. Но с другой стороны, какая драма! Да и песня хороша. 5/5.

  • Helter Skelter (Леннон-Маккартни)

Без сомнения, ещё одна из жемчужин альбома. Самая тяжёлая песня The Beatles и по совместительству предшественница всех песен, написанных в тяжёлых жанрах музыки. Безумный вокал Маккартни, заедающие в голову риффы и шикарная работа Ринго Старра, стёршего пальцы в мазоли. 5(6?)/5.

  • Long, Long, Long (Джордж Харрисон)

Загадочная Long, Long, Long Джорджа Харрисона не пропитана индийским духом, свойственным композициям Харрисона того периода. Она больше напоминает психоделический барроко-поп с невероятными вокальными гармониями. Она очень сильно выделяется своим звучанием не только на фоне третьей стороны альбома, но и в целом на фоне всех песен с альбома. Есть в ней что-то медитативное, успокаивающее. 5/5.

  • Revolution 1(Леннон-Маккартни)

Если сингловая версия под названием Revolution является оригинальным примером раннего хард-рока, то вот с альбомной версией под названием Revolution 1 определится с жанром тяжелее. Впрочем, мне эта версия нравится ровно на столько же, насколько нравится сингловая, а именно - очень. В отличия от сингла, где внимания перетянуто на гитары, здесь присутствует духовая секция, а вокал Леннона здесь гораздо более плавный. 5/5.

  • Honey Pie (Леннон-Маккартни)

В отличие от богопротивной Wil Honey Pie, милый джаз в исполнение Маккартни не то что не раздражает, но и доставляет удовольствие. Вообще, четвёртая сторона собрана из совершенно разных по жанру песен, которые разительно отличаются друг от друга. Что, конечно, не вредит прослушиванию пластинки. 4/5.

  • Cry Baby Cry (Леннон-Маккартни)

Песня, сшитая из двух отрывков, написанных Ленноном и Маккартни по-отдельности. И если в части, написанной Джоном я ничего особо впечатляющего не вижу, то вот часть Пола звучит любопытно. Она была записана во время многочисленных дублей записи песни I Will со второй стороны альбома и звучит несколько всего несколько десятков секунд. Но зато очень атмосферно. 4,5/5.

  • Revolution 9 (Леннон-Маккартни)

Когда я впервые услышал эту "песню" я считал её худшей работой группы. Однако, я обычно пропускаю сектор винилового диска с этой песне во время прослушивания четвёртой стороны, в связи с чем весь негатив к этому полотну внезапно пошёл на спад. Поэтому, даже не буду давать оценку этому авангардному эксперименту Леннона и оставлю его на суд читателей.

  • Good Night (Леннон-Маккартни)

Завершает альбом оркестровая вещица Good Night, написанная Ленноном и Маккартни специально для Ринго Старра. Однако, не один из участников группы, кроме Ринго, на записи не присутствует. Всю работу по инструментальной и бэк-вокальной работе на себя взяли сессионные музыканты. Ну и что тут скажешь? Лучшей композиции для завершения альбома не придумаешь. 5/5.

Итоги

The Beatles в 1968 году.
The Beatles в 1968 году.

Итак, прослушав альбом спустя долго время после первого прослушивания могу уверить, что он звучит невероятно современно. Даже кажущиеся на первый взгляд устаревшими песни вносят существенное разнообразие в прогрессивное звучание альбома.

Если же говорить о неудачных песнях, то они конечно же здесь есть. Причём, даже такие промахи, как Ленноновский авангард Revolution 9 и глупая Wild Honey Pie с лихвой компенсируются шедеврами, собранными на альбоме.

Резюмируя, могу сказать, что считаю белый альбом одной из сильнейших работ The Beatles и сильнейшим альбомом 1968 года. Главными достоинствами альбома являются разнообразие жанров, представленных на двух дисках, которое дополняется мастерством исполнения матёрых битлов, прошедших битломанию, безумные гастроли и переход в студию.

Предыдущая часть:
Легендарный белый альбом The Beatles, часть 1.