Вот, пожалуйста:
Ей, конечно, не тысячелетие, как башням самой Чечни. Но, уважаемые читатели, те из вас, кто видел настоящие древние чеченские башни, скажите — похожа?
Это мои фотографии иорданского города Ас-Сухна. Чеченского иорданского города — если я не скажу именно так, боюсь, прочитав статью, наши чеченцы… Нет, не знаю, как сформулировать. Просто вспоминаю свой давний рассказ о черкесской мечети Абу-Дервиш в Аммане и комментарии к ней от разгневанных представителей кавказских народов:
Почему одни национальности упомянула, а другие нет? Адыги — не черкесы, черкесы — не абхазы… Кто тебе дал право писать про черкесов, если ты не из этого народа? Не смей вводить черкесов в бедуинскую религию!
Пошли словесные драки между "истинными" и "не истинными" народностями (уж не буду уточнять, во избежание, так сказать). Я просто не успевала всё это чистить и махать кувалдой бана.
В общем, сидит во мне сейчас опасение разворошить тот же улей, но разве можно удержаться от рассказа об интересном месте Иордании, даже если рискуешь опять получить "не лезь, не твоё"? Так что учтем, что история, написанная иорданцами, всегда звучит несколько иначе, чем история, написанная чеченцами, поверим, что в этой статье я не отдаю предпочтения ни одной из двух, и начнем сначала:
Есть в Иордании небольшой городок Ас-Сухна
Всего около 25 тысяч человек. От центра старого Аммана до него минут 40-50 на машине. Амман по дороге плавно перетекает в город Зарку, а Зарка почти также незаметно — в Сухну. Незаметно по расстоянию, но не по атмосфере и внешнему виду.
Я, конечно, и в Зарке нашла кое-что примечательное и при случае об этой примечательности вам ещё расскажу, но сейчас ни одного фото этого самого ужасного города Иордании не будет.
Вам просто придётся поверить мне на слово, что два ближайших друг к другу города одной страны — как два разных мира.
Один — Зарка — худший образец арабского города, дающий повод хулителям арабов подбирать к ним самые нелицеприятные эпитеты. Зарка — это тотальная грязь, хаос и бардак на улицах, жильё, больше похожее на старые заброшки, "блошинорыночность", унылость и депрессия.
Другой — Эс-Сухна — чистый до изумления, с пустыми улицами ранним по арабским меркам утром, со зреющими во дворах лимонами. И тихий тоже до изумления.
В чём природа безобразного феномена Зарки, я не знаю, но почему так чиста и аккуратна Сухна — вполне очевидно.
Эс-Сухна — чеченский город, хоть он и в Иордании
Ему неполных 120 лет, и это один из четырех городов, основанных на иорданской земле чеченцами и черкесами (черкесами, впрочем, зовут иорданцы всех кавказских мухаджиров начала 20 века и их потомков). Основанный ими именно как город, потому что бедуинское селение тут было и прежде.
Было бы неправдой сказать, что с самого начала взаимоотношения арабов и черкесов складывались гладко. Конкуренция за землю и, особенно, воду, разность традиций, которые обе стороны блюли свято и которые нередко вступали в конфликт между собой, сам факт навязанного бедуинам соседства — всё это пришлось преодолевать обоим народам вместе.
Преодолели, живут по-соседски дружно, в одном городе чеченцы и иорданцы арабского и палестинского происхождения. Не буду об этом говорить от себя, дам слово сегодняшним чеченцам Эс-Сухны:
— Все дома здесь построены чеченцами, вплоть до моего седьмого соседа, они все чеченцы.
— Здесь до сих пор живет много чеченцев, недалеко друг от друга, все дома рядом. Здесь все до сих пор говорят по-чеченски, независимо от возраста.
— Иногда, когда люди спрашивают меня: «Где ты живешь?», — я отвечаю, говоря тогда «Сухна». А они: «Сухна очень далеко от Аммана, как вы там справляетесь?»
Я отвечаю им, что мы с моими соседями соседи уже 120 лет, и таких соседей и мест вы не найдете во всем этом мире. Тогда они спрашивают: «Звучит красиво, могу ли я тоже приехать и жить среди вас?»
— Давным-давно вокруг города были построены стены и ворота, тогда это было нужно. Было тяжело, потому что чеченцы не знали обычаев и языка здешнего народа и общаться с ними было нелегко. Но сейчас все по-другому, мы комфортно живем среди арабов, и они действительно хорошие люди. Слава Богу за все.
Рассказывать теперь про чеченскую башню «БIов» в Сухне или уже все очевидно по сказанному и показанному выше?
«Башня» - минарет Чеченской мечети Сухны. Если кто в этот раз захочет снова поспорить с названием, то я предусмотрительно его сфотографировала:
В 1911 году здесь жило 33 чеченских семьи. Чуть обустроившись в домах, которые они строили из самана, тростника и дерева, поставили и мечеть. Она была первой в Сухне и, естественно, строили ее в чеченском стиле. Глиняной до наших дней она бы, конечно, не дожила, но в 1962 году ее обновили в более прочных материалах.
Этого минарета тогда еще не было, он появился не так давно, и он в самом деле уникален для Иордании.
Да и сама Сухна – город единственный в своем роде: он один из четырех, основанных мухаджирами с Кавказа, остался отдельным городом, а не вошел районом в другой разросшийся иорданский.
Ехать ли туристу в Сухну специально? Если у него лимит времени на Иорданию и он не имеет черкесских корней, то это время лучше уделить более знаковым местам. Ну, и в унылую Зарку тогда не придется заезжать, а самую главную достопримечательность этого аккуратного городка я вам уже показала. Очень надеюсь, что лайк этим честно заслужила))