Найти тему
Digital Economist

16 ключевых понятий цифровой экономики

Профессиональный тезаурус, как и в целом концептуальная модель управления цифровой трансформацией, опирается на несколько тесно связанных между собой доминантных понятий.

В зависимости от того, как их определяет эксперт или группа экспертов можно судить о той парадигме и о том подходе, которых они придерживаются и будут применять в рамках теоретических исследований и при решении реальных практических задач.

Вот список из 16 ключевых терминов:

  1. Ценностное предложение
  2. Клиентоцентричность
  3. Цифровые технологии
  4. Потребительские технологии
  5. Управленческие технологии
  6. Цифровая платформа
  7. Платформенное решение
  8. Цифровой проект
  9. Цифровой продукт, сервис
  10. Цифровая трансформация
  11. Экосистема цифровых платформ
  12. Цифровая экономика
  13. Транзакционное взаимодействие
  14. Трансформационный эффект
  15. Двусторонний, многосторонний рынки
  16. Открытый выбор

Указанные шестнадцать терминов образуют ядро понятийного аппарата, применяемое в качестве базового определителя теории и практики управления цифровой трансформацией. Они являются существенным аспектом для научных исследований в сфере цифровой экономики. От того, как раскрываются дефиниции доминантных понятий, зависит в целом какие принципы, какая логика и суть закладываются в профессиональный тезаурус. Что, безусловно, серьезно отражается на практической стороне управления реальной деятельностью.

Доминантные понятия в системе терминов
Доминантные понятия в системе терминов

Исходя из концептуального и методического подхода, выраженного перечисленными шестнадцатью терминами, лидеры цифровой трансформации выбирают стратегические и операционные цели, комплектуют команды цифровых проектов, ставят приоритетные задачи и направления, оценивают риски, технологически организуют работу. Например, если цифровая трансформация определяется как переход к платформенным решениям, то и проект цифровой трансформации будет ориентирован скорее на разработку и использование конкретных платформенных решений на базе доступных цифровых платформ. А если под цифровой трансформацией понимаются некие организационные и маркетинговые преобразования, то команде будут поставлены соответствующие задачи по формулированию и реализации изменений в практике внутреннего управления и взаимодействия с клиентами, вероятно даже вне связи с цифровыми продуктами и сервисами.

Определение доминантных понятий дается совокупно и непротиворечиво, ведь они находятся в исключительной зависимости и суммарно выражают заложенную исходную гипотезу относительно того, что представляет собой цифровая экономика и как компетентно проводить цифровую трансформацию.

Переход от понятийного аппарата к специализированным прикладным программным решениям
Переход от понятийного аппарата к специализированным прикладным программным решениям

В свою очередь, методический комплект, включающий исходную гипотезу и, согласованные с ней, исходный тезис и исходный фактор, вместе с ядром понятийного аппарата помогают в работе над ответами по широкому кругу ключевых и дополнительных вопросов и проблем теории и практики эффективного управления цифровым развитием и цифровыми проектами.

В отношении цифровой трансформации бизнес всегда держит в фокусе вопрос: «а что конкретно предпринять?». Это принципиальная черта рассматриваемого специализированного вида управленческой деятельности. Она обусловлена высокой методической, технологической и экономической сложностью реализуемых проектов и одновременной потребностью предельно четко, на уровне адекватном точности задач алгоритмизации и программирования, определять набор и приоритет конкретных действий.

Определения понятий

Далее приводятся термины и их определения, как они предложены в электронном издании «Управление цифровой трансформацией. Основные тезисы и понятия» (автор – Владислав Тюрин).

Ценностное предложение

— ясное и простое изложение преимуществ, которые потребители получат при выборе предлагаемого товара, работы или услуги.

Клиентоцентричность

— выстраивание бизнес-модели с целью повышения удовлетворенности клиента от интеграции создаваемой и предоставляемой ему ценности с совокупно доступными и потребляемыми им другими ценностями.

Цифровые технологии

— информационные технологии, которые создаются и доступны для использования при решении специализированных задач на базе одной или нескольких цифровых платформ.

Потребительские технологии

— приёмы, способы и методы выявления, стимулирования, поддержания и удовлетворения потребностей, определения и управления поведением потребителей.

Управленческие технологии

— приёмы, способы и методы воздействия на объект управления и достижения поставленных целей, которые включают: методы и средства сбора и обработки информации; приемы эффективного взаимодействия с работниками; принципы, законы и закономерности организации и управления; системы принятия решений, анализа, контроля и обратной связи.

Цифровая платформа

— информационная система с функционально-разграниченным сетевым доступом пользователей к совместно используемому программному и аппаратному обеспечению, предназначенная для автоматизированного или автоматического предоставления потребителям необходимых экономических благ.

Платформенное решение

— решение на базе одной или нескольких цифровых платформ, предоставляемое клиенту для получения необходимого ему экономического блага (воплощенного в товаре, работе или услуге) в автоматизированном или автоматическом режиме.

Цифровой проект

— проект, в котором для достижения поставленной цели создается или функционально расширяется (дорабатывается) цифровая платформа, платформенное решение или цифровая технология.

Цифровой продукт

— товар, который создается, продается и используется в виде программы, данных или программно-аппаратного решения, передаваемый потребителю для самостоятельного использования на комплектуемом или совместимом вычислительном устройстве.

Цифровой сервис

— работа или услуга, которая оказывается потребителю с использованием программ, данных или программно-аппаратных решений разово или периодически.

Цифровая трансформация

(развернутый вариант) автоматизация, при которой применяются специализированные информационные системы для предоставления потребителям необходимых благ в автоматизированном или автоматическом режиме и освобождающие частично или полностью поставщика благ, от непосредственного участия его работников в соответствующих процессах производства и поставки (экономических, производственных, логистических, финансовых, торговых, сервисных, маркетинговых, коммуникационных и т. д.).

(сокращенный вариант) автоматизация процессов производства и поставки необходимых потребителям благ (включая экономические, производственные, логистические, финансовые, торговые, сервисные, маркетинговые, и коммуникационные процессы), при которой применяются цифровые платформы.

Экосистема цифровых платформ

— совместное развитие интегрированных между собой цифровых платформ, способствующее созданию и предложению клиентам взаимосвязанных комплексных платформенных решений, обладающих дополнительной ценностью (характеризуется наличием связанных специализированных цифровых платформ и управляемой архитектуры).

Цифровая экономика

(развернутый вариант) экономика, в которой деятельность общества и совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления, осуществляется с применением специализированных информационных систем, обеспечивающих в автоматизированном или автоматическом режиме получение необходимых потребителям благ.

(сокращенный вариант) экономика, в которой деятельность общества и совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления, осуществляется с применением цифровых платформ.

Транзакционное взаимодействие

— взаимодействие двух и более субъектов, рассматриваемое и исследуемое как связанная последовательность отдельных транзакций.

Трансформационный эффект

— наблюдаемые и измеримые последствия кардинальной смены принципов осуществления видов деятельности (в государственном управлении, экономике или социальной сфере).

Двусторонний рынок (многосторонний рынок)

— институт, механизм, сводящий операторов и отношения (торговые и сервисные сделки) покупателей и продавцов отдельных товаров и услуг.

Открытый выбор

— свободный объективный рациональный выбор из множества вариантов, изначально подразумевающий и допускающий автоматическое, автоматизированное или ручное безбарьерное исполнение или изменение сделанного выбора. В том числе принимается, что транзакционные издержки самого выбора (или его изменение) по величине приемлемо низкие в сопоставлении с ценностью, получаемой от сделанного (или измененного) выбора. Тем самым лицу, сделавшему выбор всегда экономически выгоднее заменить ранее предпочтенный вариант на новый более ценный, ставший ему известным и доступным, чем оставаться в рамках принятого решения. Обеспечивается высоким уровнем конкуренции, специализации и информирования экономического субъекта на основе данных, предоставляемых соответствующими цифровыми платформами.

Пример семантических связей доминантных понятий
Пример семантических связей доминантных понятий

Автор: Владислав Тюрин, эксперт по цифровой трансформации.

Скачать книгу «Управление цифровой трансформацией. Основные тезисы и понятия» в электронном формате можно бесплатно по ссылке:

https://ridero.ru/books/upravlenie_cifrovoi_transformaciei_osnovnye_tezisy_i_ponyatiya/