Профессиональный тезаурус, как и в целом концептуальная модель управления цифровой трансформацией, опирается на несколько тесно связанных между собой доминантных понятий.
В зависимости от того, как их определяет эксперт или группа экспертов можно судить о той парадигме и о том подходе, которых они придерживаются и будут применять в рамках теоретических исследований и при решении реальных практических задач.
Вот список из 16 ключевых терминов:
- Ценностное предложение
- Клиентоцентричность
- Цифровые технологии
- Потребительские технологии
- Управленческие технологии
- Цифровая платформа
- Платформенное решение
- Цифровой проект
- Цифровой продукт, сервис
- Цифровая трансформация
- Экосистема цифровых платформ
- Цифровая экономика
- Транзакционное взаимодействие
- Трансформационный эффект
- Двусторонний, многосторонний рынки
- Открытый выбор
Указанные шестнадцать терминов образуют ядро понятийного аппарата, применяемое в качестве базового определителя теории и практики управления цифровой трансформацией. Они являются существенным аспектом для научных исследований в сфере цифровой экономики. От того, как раскрываются дефиниции доминантных понятий, зависит в целом какие принципы, какая логика и суть закладываются в профессиональный тезаурус. Что, безусловно, серьезно отражается на практической стороне управления реальной деятельностью.
Исходя из концептуального и методического подхода, выраженного перечисленными шестнадцатью терминами, лидеры цифровой трансформации выбирают стратегические и операционные цели, комплектуют команды цифровых проектов, ставят приоритетные задачи и направления, оценивают риски, технологически организуют работу. Например, если цифровая трансформация определяется как переход к платформенным решениям, то и проект цифровой трансформации будет ориентирован скорее на разработку и использование конкретных платформенных решений на базе доступных цифровых платформ. А если под цифровой трансформацией понимаются некие организационные и маркетинговые преобразования, то команде будут поставлены соответствующие задачи по формулированию и реализации изменений в практике внутреннего управления и взаимодействия с клиентами, вероятно даже вне связи с цифровыми продуктами и сервисами.
Определение доминантных понятий дается совокупно и непротиворечиво, ведь они находятся в исключительной зависимости и суммарно выражают заложенную исходную гипотезу относительно того, что представляет собой цифровая экономика и как компетентно проводить цифровую трансформацию.
В свою очередь, методический комплект, включающий исходную гипотезу и, согласованные с ней, исходный тезис и исходный фактор, вместе с ядром понятийного аппарата помогают в работе над ответами по широкому кругу ключевых и дополнительных вопросов и проблем теории и практики эффективного управления цифровым развитием и цифровыми проектами.
В отношении цифровой трансформации бизнес всегда держит в фокусе вопрос: «а что конкретно предпринять?». Это принципиальная черта рассматриваемого специализированного вида управленческой деятельности. Она обусловлена высокой методической, технологической и экономической сложностью реализуемых проектов и одновременной потребностью предельно четко, на уровне адекватном точности задач алгоритмизации и программирования, определять набор и приоритет конкретных действий.
Определения понятий
Далее приводятся термины и их определения, как они предложены в электронном издании «Управление цифровой трансформацией. Основные тезисы и понятия» (автор – Владислав Тюрин).
Ценностное предложение
— ясное и простое изложение преимуществ, которые потребители получат при выборе предлагаемого товара, работы или услуги.
Клиентоцентричность
— выстраивание бизнес-модели с целью повышения удовлетворенности клиента от интеграции создаваемой и предоставляемой ему ценности с совокупно доступными и потребляемыми им другими ценностями.
Цифровые технологии
— информационные технологии, которые создаются и доступны для использования при решении специализированных задач на базе одной или нескольких цифровых платформ.
Потребительские технологии
— приёмы, способы и методы выявления, стимулирования, поддержания и удовлетворения потребностей, определения и управления поведением потребителей.
Управленческие технологии
— приёмы, способы и методы воздействия на объект управления и достижения поставленных целей, которые включают: методы и средства сбора и обработки информации; приемы эффективного взаимодействия с работниками; принципы, законы и закономерности организации и управления; системы принятия решений, анализа, контроля и обратной связи.
Цифровая платформа
— информационная система с функционально-разграниченным сетевым доступом пользователей к совместно используемому программному и аппаратному обеспечению, предназначенная для автоматизированного или автоматического предоставления потребителям необходимых экономических благ.
Платформенное решение
— решение на базе одной или нескольких цифровых платформ, предоставляемое клиенту для получения необходимого ему экономического блага (воплощенного в товаре, работе или услуге) в автоматизированном или автоматическом режиме.
Цифровой проект
— проект, в котором для достижения поставленной цели создается или функционально расширяется (дорабатывается) цифровая платформа, платформенное решение или цифровая технология.
Цифровой продукт
— товар, который создается, продается и используется в виде программы, данных или программно-аппаратного решения, передаваемый потребителю для самостоятельного использования на комплектуемом или совместимом вычислительном устройстве.
Цифровой сервис
— работа или услуга, которая оказывается потребителю с использованием программ, данных или программно-аппаратных решений разово или периодически.
Цифровая трансформация
— (развернутый вариант) автоматизация, при которой применяются специализированные информационные системы для предоставления потребителям необходимых благ в автоматизированном или автоматическом режиме и освобождающие частично или полностью поставщика благ, от непосредственного участия его работников в соответствующих процессах производства и поставки (экономических, производственных, логистических, финансовых, торговых, сервисных, маркетинговых, коммуникационных и т. д.).
— (сокращенный вариант) автоматизация процессов производства и поставки необходимых потребителям благ (включая экономические, производственные, логистические, финансовые, торговые, сервисные, маркетинговые, и коммуникационные процессы), при которой применяются цифровые платформы.
Экосистема цифровых платформ
— совместное развитие интегрированных между собой цифровых платформ, способствующее созданию и предложению клиентам взаимосвязанных комплексных платформенных решений, обладающих дополнительной ценностью (характеризуется наличием связанных специализированных цифровых платформ и управляемой архитектуры).
Цифровая экономика
— (развернутый вариант) экономика, в которой деятельность общества и совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления, осуществляется с применением специализированных информационных систем, обеспечивающих в автоматизированном или автоматическом режиме получение необходимых потребителям благ.
— (сокращенный вариант) экономика, в которой деятельность общества и совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления, осуществляется с применением цифровых платформ.
Транзакционное взаимодействие
— взаимодействие двух и более субъектов, рассматриваемое и исследуемое как связанная последовательность отдельных транзакций.
Трансформационный эффект
— наблюдаемые и измеримые последствия кардинальной смены принципов осуществления видов деятельности (в государственном управлении, экономике или социальной сфере).
Двусторонний рынок (многосторонний рынок)
— институт, механизм, сводящий операторов и отношения (торговые и сервисные сделки) покупателей и продавцов отдельных товаров и услуг.
Открытый выбор
— свободный объективный рациональный выбор из множества вариантов, изначально подразумевающий и допускающий автоматическое, автоматизированное или ручное безбарьерное исполнение или изменение сделанного выбора. В том числе принимается, что транзакционные издержки самого выбора (или его изменение) по величине приемлемо низкие в сопоставлении с ценностью, получаемой от сделанного (или измененного) выбора. Тем самым лицу, сделавшему выбор всегда экономически выгоднее заменить ранее предпочтенный вариант на новый более ценный, ставший ему известным и доступным, чем оставаться в рамках принятого решения. Обеспечивается высоким уровнем конкуренции, специализации и информирования экономического субъекта на основе данных, предоставляемых соответствующими цифровыми платформами.
Автор: Владислав Тюрин, эксперт по цифровой трансформации.
Скачать книгу «Управление цифровой трансформацией. Основные тезисы и понятия» в электронном формате можно бесплатно по ссылке:
https://ridero.ru/books/upravlenie_cifrovoi_transformaciei_osnovnye_tezisy_i_ponyatiya/