Найти в Дзене

ПОЧЕМУ ВРЕМЯ РОК И ПОП МУЗЫКИ ДАВНО ОСТАЛОСЬ В ПРОШЛОМ


.

.

.

Как надоело читать споры насчет певца Шамана... Безусловно талантливый мальчик, с голосом , просто во первых, слабо начитанный, (это следует из текстов его песен, которые он пишет сам, как и музыку к ним), а во вторых, это проект сверху , от Кремля, а не от народа. От народа - это, скажем, Шевчук середины девяностых, и позднее, ну или для совсем уж людей простых, Любэ, у которых есть пара песен очень даже ничего. На самом деле, проблема состоит еще и в том, что время рок музыки как и поп музыки безвозвратно ушло , больше эти жанры не роднят миллионы людей, как было это раньше, в семидесятых, восьмидесятых. Рок музыка, как и ранее джаз, из массовых стали камерными жанрами. Как это пояснить шире? Попробуйте послушать концерт Iron Maiden , например 1985 года. Все это очень серьезно, все это нагнетает тревогу , содержит поразительную мощь. Ни в одном месте невозможно взглянуть на это музыкальное представление со смешком, потому, что в нем нет нелепости, даже некоторая театральность не превращается ни в одной композиции в клоунаду, настраивая и зрителя и слушателя на предельно серьезный лад . Это страшная , и трагическая музыка, ну, или скажем так, страшноватая, ибо обнажающая какую то бездну не только таящуюся в человеке, но и бездну - в самом нашем бытии. . Что такое рок и поп музыка? Давайте вначале спросим шире, что такое культура, что такое искусство? Культура это сфера воображаемых, и символически-надмирных координат человеческой жизни, в которых выражается и отражается накопленный человеческий опыт поколений - в настоящем того, или иного художника, целого художественного течения, или традиции. Каждой традиции свойственны те, или иные символические сюжеты, в которых, тем не менее, выражается нечто "несимволическое", т. е. нечто от самой жизни. Как мудро писал Карл Маркс никакое искусство , никакая культура невозможны вне социальных , классовых, или бытийных противоречий , которые культура либо обнажает, либо затушевывает. Где возникают противоречия, там возникает и культура. Послевоенное время - (время расцвета рок -культуры) время мощных противоречий. Рок -музыка не только обостряла, выявляла, но и разрешала эти противоречия в области родства масс, (как ранее, во второй половине 19 века - оперы Вагнера), когда как поп -музыка эти же противоречия мягко затушевывала, делая это на уровне не глубинного, а поверхностного родства людей, если взять например жанр диско в котором люди танцуют, и как бы, через танцы, или через легкие ритмы, отражающие ритмы их повседневных будней, роднятся. При этом, важно понимать, что если классическая музыка земные противоречия человека, его жизни, или его вопросов разрешала через онтологические или духовные противоречия , ища там , (где -то в самих небесах) ответа, то рок музыка, напротив , вечные или онтологические противоречия сводила к противоречиям земным, но тем не менее острым, глубоким, и я бы сказал, опасным. Глубина рок музыки и определятся обратной связью земных и социальных противоречий и противоречий духовных, или онтологических. Чем глубже музыка, тем больше в ней сохраняется характер этой обратной связи. В качестве примера, можно вспомнить рок - оперу "Иисус Христос - суперзвезда" написанную Эндрю Ллойдом. При всей гениальности этой музыки, все небесное, в ней сведено к чему то земному, нечто трансцендентное к эмпирическому , а нечто сакральное - к профанному. Но важно, что небесное все равно не забывается, не затмевается земным, вечное - не затмевается современным, а сакральное - профанным, поскольку, без профанного сакральное просто не выразило бы себя. Это и есть обратная связь. Потому, опера Ллойда интересна и сейчас. В качестве иного примера, в опере Чайковского Пиковая Дама, все наоборот. Все земные противоречия уходят в противоречия духовные, и даже религиозные, говоря о жизни бедного Германа, как загадка трех карт уходит в бездонную загадку его рождения, жизни , и смерти, которую он мучительно решает. На примере сравнения двух знаменитых опер - можно ощутить разницу меж рок культурой и классикой, если говорить об этих жанрах в общих чертах.

.... Но то было, тогда. А сейчас мы живем в такое время скопившихся противоречий, которые не в состоянии больше разрешить ни одна рок, или поп культура, какой бы ни была она большой. Поэтому, нет такого массового спроса на рок или поп культуру, и вряд ли он возникнет. Может быть это и к лучшему, потому что люди наконец станут слушать классику. Не случайно, именно в наши дни растет интерес к классике, к музыке классической. Когда ты молод , жизнь в тебе кипит, а душа полнится протестом против окружающей лжи, конечно ты станешь слушать рок -музыку. Но принесет ли тебе эта музыка истину? Облегчение может быть и принесет, но вот истину, вряд ли. А когда ты не молод, болен , обречен, или одинок, когда тебе хочется Бога - а не места в этом ложном мире, или иллюзорных и самых общих и неудовлетворительных ответов на твои самые личные вопросы, конечно ты станешь слушать классику. Тогда ты включишь оперу Тангейзера Вагнера , или двадцать третий концерт Моцарта, который слушал Сталин в последнюю свою ночь, (находясь в полном одиночестве) в исполнении гениальной Марии Юдиной.

А кроме Моцарта, и Вагнера, есть Бах, Рахманинов, и много другой прекрасной музыки.