Найти тему

Календарный плен: обязан ли воспитатель детского сада соблюдать календарный план работы

Оглавление

Друзья, привет. "Должен ли соблюдаться календарный план воспитателем?", "Должен ли соблюдаться план занятий в детском саду?", "Может ли воспитатель корректировать содержание календарного плана, если он уже написан?". Эти вопросы с удивительной стабильностью периодически появляются в метрике моего канала. Я, в свою очередь, как и обещала в завершающей статье 2023 года (оставлю ссылку на нее в конце этой статьи), в этом году продолжу разбирать вопросы от пользователей. Даже если они кажутся как минимум странными или не заслуживающими внимания. И начну с тех, на которых акцентировала внимание в вышеуказанном материале. Оставайтесь со мной, и давайте разбираться.

Календарный плен: обязан ли воспитатель детского сада соблюдать календарный план работы
Календарный плен: обязан ли воспитатель детского сада соблюдать календарный план работы

Обязан ли воспитатель детского сада соблюдать календарный план работы?

Для начала давайте подумаем, что может быть причиной таких поисковых запросов. На самом деле выбор не велик.

И первое - вы работаете качественно, ориентируясь на актуальную ситуацию развития детей вашей возрастной группы, "коллектив работает слаженно и продуктивно, и только начальство бегает туда-сюда с неактуальными вопросами и вносит элементы хаоса и беспредела, являясь причиной сбоев в хорошо отлаженной системе".

Да, я слышала от коллег и сама имела подобный опыт на первом месте работы, когда администрация бегает (именно бегает, без кавычек, потому что боится опоздать к какому-либо режимному моменту, групп-то немало) и проверяет соответствие деятельности педагогов календарном плану, а так же соблюдению режима дня вплоть до минуты. И не дай Бог на занятие вы сели не 8.59, а в 9.02, да еще и проводите аппликацию вместо математики. "Почему работаете не по плану?"- возмущается методист/заведующий? И чуть ниже мы поговорим, как же угомонить разъяренное руководство, при условии, что это все же придирки с их стороны, а не вы сегодня на чиле.

Вариант два - мы пишем план для методиста, заведующего, но не для себя. Бывает и такое. Понаписали спецэффектов (а может и не писали, а скачали у сердобольных коллег в интернете и не посмотрели содержание), а реализовывать как? Довелось мне поработать (благо, недолго) с коллегой, которая как-то запланировала "исполнение гимна РФ". Это было окончание средней группы. Как вам? Мне стало интересно, откуда могло это вообще в голову прийти. На самом деле все просто. Скачиваешь себе готовый план с первой попавшейся ссылки, распечатываешь. План есть? Есть. Вот какой молодец воспитатель, говорит старший и удаляется. А вам он зачем тогда, этот план? Для меня? Показать, что есть в наличии и чтобы отстали. Я своим коллегам (если они обижались на проверку календарных планов) всегда говорила о том, что я с удовольствием потратила бы время, затрачиваемое на анализ планов и рекомендации, на что-то более прогрессивное. Благо, быстро поняли, что моя задача состоит далеко не в контроле наличия плана, а в его оптимизации.

Должен ли соблюдаться календарный план в детском саду?

Здесь есть вот какой момент. Не стоит путать программные задачи и используемые формы образовательной деятельности в ДОУ и методы обучения внутри них.

Программные задачи обязаны быть реализованы. И в той последовательности, как им реализовываться и следует. То есть невозможно научить детей решать простейшие арифметические задачи, предварительно не освоив тему "Состав числа". А вот то, каким образом вы осваиваете этот состав числа, это и будут методы и приемы, обрамленные какой-либо формой организации образовательной деятельности (а эту задачу чаще всего решает именно занятие). Запланировали вы в одном формате это занятие организовать, а позже переиграли, но план-то уже написан? Ну и что? Задачу-то вы эту все равно решите, правда? Просто, возможно, на другом материале и не за столами, а в режиме интерактива, в том числе с использованием интерактивных средств обучения.

Когда и как воспитатель детского сада может корректировать занятия (их тематику и содержание)?

  • Например, вы запланировали коллективную работу (а под этим понимаем не только аппликацию, рисование и прочие творческие активности, в математике и окружающем мире, к примеру, коллективные работы тоже имеют место быть), а дети "выпали". Заболели, часть отправилась на какой-либо конкурс, еще какой-то "нежданчик". Можно заменить содержание чем-то другим? Естественно. А по выходу основной массы детей сделать эту работу.
  • Вы выбрали какой-то сложный материал и не укладываетесь во время, отведенное для занятия. Прогулкой жертвовать не стоит, спокойно все оставляем, идем гулять, а после полдника доделываем. Пропадет что-то из вечернего? План на то и план, это идеальный вариант рабочего дня. Но день может сложиться далеко не так.
  • Что еще может быть? Материал, который вы давали на предыдущем занятии, был усвоен детьми недостаточно, на ваш взгляд, хорошо, и для организации индивидуальной работы очень уж много детей. Возьмем, к примеру, обучение грамоте. Ну не пошел у вас "звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука", но при этом следующее занятие у вас в том числе про предложение, а с этим дети справляются "на раз". Включаем неусвоенный детьми материал в следующее занятие, при этом время на работу с предложением сокращаем. Это тоже нормально. А при недовольстве начальства тактично указываем на индивидуальные возможности детей группы и зону их ближайшего развития. Вопрос сразу же снимается. По крайней мере, должен быть снят, если администрации что-то говорит понятие "интериоризация". В общем, методичка методичкой, а реалии реалиями.
  • Еще вот какие моменты бывают. В центральной России климат в последние несколько лет довольно странный. В июне мы мерзнем, зато апрель с маем - жара невыносимая. Погулять сходили утром до жары, а занятие решили провести позже? Это тоже вариант. Но здесь подвох кроется в том, чтобы дети не переевозбудились на прогулке. Можно провести одно занятие с утра, затем погулять, а на потом оставить активность, связанную, например, с творчеством.
  • Что еще? Карантины могут быть? Когда занятия в музыкальном и физкультурном залах организовываются для таких групп в последнюю очередь. Здесь тоже воспитатель вправе скорректировать образовательный процесс так, как посчитает необходимым.

Театрализованные представления, медосмотры, тренировки разнообразные (пожарные, антитеррористические). Детский сад - живой организм. Корректировка планов - это нормально. При условии, что коррективы эти оправданы.

Что касается корректировки режимных моментов и совместной деятельности педагога и детей в течение дня

К ним применяется то же самое правило: нашли другой вариант реализации той или иной задачи - perfavofe. Воспитательно-образовательный процесс в группе организовывает воспитатель, а не методист или заведующий. Рекомендовать - одно, категорично настаивать, требовать и топать ногами - другое.

А что с самостоятельной детской деятельностью в режиме дня?

И здесь то же самое. Ну дольше играют, чем запланировано? Дети так увлеклись, что сюжет ролевой игры из семейного чаепития плавно перекочевал в кафе или супермаркет? На то это и называется деятельностью. Ее вообще не планируют, а лишь предлагают возможные варианты игровой атрибутики. Я писала об этом вот здесь:

Единственное, что бы я рекомендовала. Оставлять графу для вносимых корректив или же просто черкать от руки (и для себя, и для того, кто, при необходимости, вас на группе заменит). План - это ваш документ. Некрасиво/не эстетично? Зато документ рабочий.

План - это личная документация педагога. И педагог вправе вести его так, как посчитает нужным. Хоть от руки:

Резюмирую. Корректировка календарного плана - это нормально, при условии, что программные задачи реализуются в полном объеме.

Документация - больная тема любого педагога. Но знаете, что интересно? Вышла не так давно ФОП ДО, имеются к ней и "Методические рекомендации по планированию и реализации образовательной деятельности ДОО в соответствии с ФОП ДО" . Читали? Что-то поменялось и стало более понятно и просто? Естественно, нет. Поэтому как работали, так и работаем. И форму планирования утверждает, как и ранее, ДОО:

До утверждения перечня документации, в том числе определяющей перспективную и текущую деятельность педагога ДО (воспитателя) можно использовать утвержденные конкретной ДОО формы планирования образовательной деятельности.

И вот, что для нас этом документе является особенно важным:

В настоящее время Минпросвещения России, Минобрнауки России и Рособрнадзором решается задача по снижению бюрократической нагрузки, минимизации документальной нагрузки на педагогов, в том числе, педагогов дошкольного образования. Перечень обязательных документов и их макеты для педагогов дошкольных образовательных организаций будет представлен в скором времени.

Ждем? До какого момента? А когда "рак на горе свиснет", наверное. Ну или "после дождичка в четверг". Когда там уже планировали бюрократию педагогическую начать сокращать? Уточните, если я не права, но, по-моему, это было еще во времена введения ФГОС ДО.

В общем, как-то так. Корректируйте свои планы без оглядки на руководство, если видите такую необходимость. А примеры аргументации я вам предложила. Конечно, здесь они не все, потому что предугадать каждый момент не представляется возможным. Анализируйте реальное состояние дел и работайте спокойно. Пусть ваши трудовые будни складываются удачно.

Друзья, здесь мы о работе и совсем чуть-чуть о жизни вне стен образовательного учреждения. В Телеграм-канале "Методист в отставке" все с точностью до наоборот, но часто с педагогическим подтекстом. Со мной можно дружить там, ссылку оставлю в закрепленном комментарии.

Если вы хотите поддержать развитие канала "Методист в отставке", переходите по ссылке ниже (СберЧаевые):

СберЧаевые

Статью-гайд по моему блогу с анализом поисковых запросов можно прочитать здесь: