Друзья, привет. "Должен ли соблюдаться календарный план воспитателем?", "Должен ли соблюдаться план занятий в детском саду?", "Может ли воспитатель корректировать содержание календарного плана, если он уже написан?". Эти вопросы с удивительной стабильностью периодически появляются в метрике моего канала. Я, в свою очередь, как и обещала в завершающей статье 2023 года (оставлю ссылку на нее в конце этой статьи), в этом году продолжу разбирать вопросы от пользователей. Даже если они кажутся как минимум странными или не заслуживающими внимания. И начну с тех, на которых акцентировала внимание в вышеуказанном материале. Оставайтесь со мной, и давайте разбираться.
Обязан ли воспитатель детского сада соблюдать календарный план работы?
Для начала давайте подумаем, что может быть причиной таких поисковых запросов. На самом деле выбор не велик.
И первое - вы работаете качественно, ориентируясь на актуальную ситуацию развития детей вашей возрастной группы, "коллектив работает слаженно и продуктивно, и только начальство бегает туда-сюда с неактуальными вопросами и вносит элементы хаоса и беспредела, являясь причиной сбоев в хорошо отлаженной системе".
Да, я слышала от коллег и сама имела подобный опыт на первом месте работы, когда администрация бегает (именно бегает, без кавычек, потому что боится опоздать к какому-либо режимному моменту, групп-то немало) и проверяет соответствие деятельности педагогов календарном плану, а так же соблюдению режима дня вплоть до минуты. И не дай Бог на занятие вы сели не 8.59, а в 9.02, да еще и проводите аппликацию вместо математики. "Почему работаете не по плану?"- возмущается методист/заведующий? И чуть ниже мы поговорим, как же угомонить разъяренное руководство, при условии, что это все же придирки с их стороны, а не вы сегодня на чиле.
Вариант два - мы пишем план для методиста, заведующего, но не для себя. Бывает и такое. Понаписали спецэффектов (а может и не писали, а скачали у сердобольных коллег в интернете и не посмотрели содержание), а реализовывать как? Довелось мне поработать (благо, недолго) с коллегой, которая как-то запланировала "исполнение гимна РФ". Это было окончание средней группы. Как вам? Мне стало интересно, откуда могло это вообще в голову прийти. На самом деле все просто. Скачиваешь себе готовый план с первой попавшейся ссылки, распечатываешь. План есть? Есть. Вот какой молодец воспитатель, говорит старший и удаляется. А вам он зачем тогда, этот план? Для меня? Показать, что есть в наличии и чтобы отстали. Я своим коллегам (если они обижались на проверку календарных планов) всегда говорила о том, что я с удовольствием потратила бы время, затрачиваемое на анализ планов и рекомендации, на что-то более прогрессивное. Благо, быстро поняли, что моя задача состоит далеко не в контроле наличия плана, а в его оптимизации.
Должен ли соблюдаться календарный план в детском саду?
Здесь есть вот какой момент. Не стоит путать программные задачи и используемые формы образовательной деятельности в ДОУ и методы обучения внутри них.
Программные задачи обязаны быть реализованы. И в той последовательности, как им реализовываться и следует. То есть невозможно научить детей решать простейшие арифметические задачи, предварительно не освоив тему "Состав числа". А вот то, каким образом вы осваиваете этот состав числа, это и будут методы и приемы, обрамленные какой-либо формой организации образовательной деятельности (а эту задачу чаще всего решает именно занятие). Запланировали вы в одном формате это занятие организовать, а позже переиграли, но план-то уже написан? Ну и что? Задачу-то вы эту все равно решите, правда? Просто, возможно, на другом материале и не за столами, а в режиме интерактива, в том числе с использованием интерактивных средств обучения.
Когда и как воспитатель детского сада может корректировать занятия (их тематику и содержание)?
- Например, вы запланировали коллективную работу (а под этим понимаем не только аппликацию, рисование и прочие творческие активности, в математике и окружающем мире, к примеру, коллективные работы тоже имеют место быть), а дети "выпали". Заболели, часть отправилась на какой-либо конкурс, еще какой-то "нежданчик". Можно заменить содержание чем-то другим? Естественно. А по выходу основной массы детей сделать эту работу.
- Вы выбрали какой-то сложный материал и не укладываетесь во время, отведенное для занятия. Прогулкой жертвовать не стоит, спокойно все оставляем, идем гулять, а после полдника доделываем. Пропадет что-то из вечернего? План на то и план, это идеальный вариант рабочего дня. Но день может сложиться далеко не так.
- Что еще может быть? Материал, который вы давали на предыдущем занятии, был усвоен детьми недостаточно, на ваш взгляд, хорошо, и для организации индивидуальной работы очень уж много детей. Возьмем, к примеру, обучение грамоте. Ну не пошел у вас "звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука", но при этом следующее занятие у вас в том числе про предложение, а с этим дети справляются "на раз". Включаем неусвоенный детьми материал в следующее занятие, при этом время на работу с предложением сокращаем. Это тоже нормально. А при недовольстве начальства тактично указываем на индивидуальные возможности детей группы и зону их ближайшего развития. Вопрос сразу же снимается. По крайней мере, должен быть снят, если администрации что-то говорит понятие "интериоризация". В общем, методичка методичкой, а реалии реалиями.
- Еще вот какие моменты бывают. В центральной России климат в последние несколько лет довольно странный. В июне мы мерзнем, зато апрель с маем - жара невыносимая. Погулять сходили утром до жары, а занятие решили провести позже? Это тоже вариант. Но здесь подвох кроется в том, чтобы дети не переевозбудились на прогулке. Можно провести одно занятие с утра, затем погулять, а на потом оставить активность, связанную, например, с творчеством.
- Что еще? Карантины могут быть? Когда занятия в музыкальном и физкультурном залах организовываются для таких групп в последнюю очередь. Здесь тоже воспитатель вправе скорректировать образовательный процесс так, как посчитает необходимым.
Театрализованные представления, медосмотры, тренировки разнообразные (пожарные, антитеррористические). Детский сад - живой организм. Корректировка планов - это нормально. При условии, что коррективы эти оправданы.
Что касается корректировки режимных моментов и совместной деятельности педагога и детей в течение дня
К ним применяется то же самое правило: нашли другой вариант реализации той или иной задачи - perfavofe. Воспитательно-образовательный процесс в группе организовывает воспитатель, а не методист или заведующий. Рекомендовать - одно, категорично настаивать, требовать и топать ногами - другое.
А что с самостоятельной детской деятельностью в режиме дня?
И здесь то же самое. Ну дольше играют, чем запланировано? Дети так увлеклись, что сюжет ролевой игры из семейного чаепития плавно перекочевал в кафе или супермаркет? На то это и называется деятельностью. Ее вообще не планируют, а лишь предлагают возможные варианты игровой атрибутики. Я писала об этом вот здесь:
Единственное, что бы я рекомендовала. Оставлять графу для вносимых корректив или же просто черкать от руки (и для себя, и для того, кто, при необходимости, вас на группе заменит). План - это ваш документ. Некрасиво/не эстетично? Зато документ рабочий.
План - это личная документация педагога. И педагог вправе вести его так, как посчитает нужным. Хоть от руки:
Резюмирую. Корректировка календарного плана - это нормально, при условии, что программные задачи реализуются в полном объеме.
Документация - больная тема любого педагога. Но знаете, что интересно? Вышла не так давно ФОП ДО, имеются к ней и "Методические рекомендации по планированию и реализации образовательной деятельности ДОО в соответствии с ФОП ДО" . Читали? Что-то поменялось и стало более понятно и просто? Естественно, нет. Поэтому как работали, так и работаем. И форму планирования утверждает, как и ранее, ДОО:
До утверждения перечня документации, в том числе определяющей перспективную и текущую деятельность педагога ДО (воспитателя) можно использовать утвержденные конкретной ДОО формы планирования образовательной деятельности.
И вот, что для нас этом документе является особенно важным:
В настоящее время Минпросвещения России, Минобрнауки России и Рособрнадзором решается задача по снижению бюрократической нагрузки, минимизации документальной нагрузки на педагогов, в том числе, педагогов дошкольного образования. Перечень обязательных документов и их макеты для педагогов дошкольных образовательных организаций будет представлен в скором времени.
Ждем? До какого момента? А когда "рак на горе свиснет", наверное. Ну или "после дождичка в четверг". Когда там уже планировали бюрократию педагогическую начать сокращать? Уточните, если я не права, но, по-моему, это было еще во времена введения ФГОС ДО.
В общем, как-то так. Корректируйте свои планы без оглядки на руководство, если видите такую необходимость. А примеры аргументации я вам предложила. Конечно, здесь они не все, потому что предугадать каждый момент не представляется возможным. Анализируйте реальное состояние дел и работайте спокойно. Пусть ваши трудовые будни складываются удачно.
Друзья, здесь мы о работе и совсем чуть-чуть о жизни вне стен образовательного учреждения. В Телеграм-канале "Методист в отставке" все с точностью до наоборот, но часто с педагогическим подтекстом. Со мной можно дружить там, ссылку оставлю в закрепленном комментарии.
Если вы хотите поддержать развитие канала "Методист в отставке", переходите по ссылке ниже (СберЧаевые):
Статью-гайд по моему блогу с анализом поисковых запросов можно прочитать здесь: