Найти тему

«По дороге зимней, скучной...»

Кто не знает этого хрестоматийного стихотворения Пушкина! Да, речь пойдет о поддужном колокольчике – в коллекции музея Незатопленных историй Белого озера* есть и такой предмет.

Поддужный колокольчик из коллекции музея Незатопленных историй Белого озера
Поддужный колокольчик из коллекции музея Незатопленных историй Белого озера

Поддужные колокольчики появились в России в XVIII веке вместе с традицией езды на тройках. Их звон, слышный более чем за две версты, оповещал станционных смотрителей о при­бытии курьер­ского или почтового экипажа, которому требовалась смена лошадей. Звук коло­кольчика также заставлял уступить дорогу извозчи­кам го­су­да­ре­вой службы. Ис­пользовать коло­кольчики для частного извоза запрещалось – вместо них под дугой подвешивали бубенцы.

Александр Орловский. Курьерская тройка. 1812 год
Александр Орловский. Курьерская тройка. 1812 год

Колокольчик выполнял не только сигнальную функцию – приятный звон скрашивал однообразие утомительной многодневной езды. Иногда под дугой подвешивали два или три колокольчика, а на Русском Севере – до пяти. Каждый из них имел свой неповторимый тон и тембр, и ансамбль из нескольких колокольчиков звучал почти как музыкальный инструмент.

Поддужный колокольчик был миниатюрной копией церковного колокола, совпадая с ним по форме, и отливался из колокольной бронзы. Родиной этого промысла считается город Валдай Новгородской губернии, поэтому поддужные колокольчики часто называют валдайскими, но их делали и в других местах.

Анатолий Соколов. Тройка
Анатолий Соколов. Тройка

С развитием железных дорог необходимость в курьерских тройках отпала – вот тогда появился обычай кататься с колокольчиками во время праздников и гуляний, особенно на свадьбу. Считалось, что их звон отгоняет нечистую силу.

К сожалению, мы не можем услышать, как звучит наш колокольчик, найденный на территории бывшего Крохинского посада. Он достался нам без языка, с поврежденным корпусом – на плече большое сквозное отверстие. Обломлено и ушко, за которое он подвешивался к дуге. Где он был отлит, мы тоже не знаем – клейма на нем нет. Однако его небольшой диаметр – всего 6 см – указывает на его назначение.

* Создание Музея Незатопленных историй Белого озера реализуется победителем конкурса «Индустриальный эксперимент» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Подписывайтесь на канал «Крохино. Незатопленные истории» и будьте в курсе самых интересных событий и проектов Фонда «Крохино»!

Поддержать музейное направление работы фонда можно по этой ссылке.