Не буду утверждать, что паром «Эстония» затонул из-за какого-то заговора или столкновения с подлодкой. Однако, страсти, которые разгорелись вокруг расследования причин этой катастрофы, да сих пор заставляют сомневаться в официальных выводах.
Спасательная операция
Паром «Эстония» затонул 28 сентября 1994 года недалеко от острова Утё. Спасти удалось всего 137 человек, погибло 852 человека. Но не это сделала эту катастрофу одной из самых скандальных в Европе. Скандальной ее сделали странности, которые начались после нее.
Собственно, хватает вопросов и к самой катастрофе. Например, по какой-то странно причине сообщение о том, что на корабле нештатная ситуация, прозвучало по внутренней связи на эстонском языке, хотя на корабле было почти 600 человек, которые его не понимали (501 швед, остальные другой национальности). Дальше слишком быстро образовался крен, что помешало пассажирам просто выйти из кают. Много спасательных плотов оказались перевернутыми, часть так и не смогли достать. И даже те, кто смог до них добраться, погибли, их просто смывала волна. Но все это можно списать на неразбериху из-за слишком быстрого погружения парома.
Зато последующий хаос объяснить сложно. Начнем с того, что четкого плана у спасателей не было. Экипажи вертолетов как бы сами принимали решение, что делать с поднятыми из воды пассажирами и членами экипажа. Только один финский вертолет не стал везти выживших на берег, а высадил их на ближайшей корабль, сделав несколько таких рейсов. Да, посадка во врем шторма была рискованной, но спасти удалось 44 человек, почти всех, кого они достали из воды. Остальные вертолеты везли пострадавших на землю и доживало в лучшем случае половина спасенных.
Еще больше вопросов появилось, когда начали публиковать списки выживших. Иногда во время кораблекрушений спасатели обнаруживают среди них неучтенных пассажиров. Особенно часто такое случается где-то в Азии. В этот раз из первоначального списка вдруг исчезло 8 членов экипажа. При этом сделали это без какого-либо объяснения. Уже одно это вызвало шок, но «веселее» становится, когда журналисты попытались разобраться в этой ошибке.
Оказалось, что одного из этого списка, Аво Пихта, сменного капитана, увидели в репортажах о кораблекрушении и вроде бы даже на одном из кораблей среди спасенных. Двух танцовщик, сестер-близняшек Ханку и Ханнели Вейде вроде бы не только спасли, но и сообщили об этом родителям. Вначале старшая медсестра шведской больницы, потом представители полиции и «Красного Креста» Швеции. А Лембит Лейгер вроде бы как бы по словам медиков самостоятельно покинул больницу, хотя ранее родственникам сообщили, что он находится там в тяжелом состоянии.
Самое интересное, что как-то объяснять вот все это не стали. Шведские власти просто сделали вид, что заняты расследованием самой катастрофы. Хотя и с этим все оказалось «не слава богу».
Официальное расследование
Для начала следователи попытались вообще подсчитать пассажиров и членов экипажа. Помните вначале статьи цифры? 852 человека погибло, 137 спасли… так вот, это не точно! На самом деле до сих пор не до конца понятно сколько же было пассажиров. В окончательном списке комиссии, которая занималась расследованием, оказалось действительно 989 человек, находившихся на пароме «Эстония». Опубликовали его 28 февраля. Потом целый год его уточняли, но общее количество пострадавших не меняли. Именно так и записано во всех справочниках. Однако, позже шведские власти открыли монумент в память о погибших… и там выгравировано на 69 фамилий больше официального списка. Понимайте, как хотите.
Следствие между тем шло своим чередом. Комиссия по расследованию провело свои изыскания, довольно неспешно, но вроде бы соблюдая все обязательные шаги. В частности, произвела погружения к затонувшему парому… И тут начались непонятные действия. В 1995 году правительства балтийских стран (Швеция, Финляндия, Эстония, Россия и почему-то Дания с Великобританией) подписали договор о защите места крушения «Эстонии». Дескать, утонул и утонул. Погружаться и смотреть что так – больше не надо. Ради защиты чувств родственников погибших. В 1996 году даже начали засыпать корабль щебнем, чтобы потом еще и бетоном залить. Чтобы наверняка защитить чувства. Тут, к сожалению властей, родственники зашумели в прессе, что вот так бетоном – это никак их чувства не защищает, а совсем наоборот. Пришлось работы прекратить.
Итоговый вывод комиссия опубликовала в 1997 году. Там все было просто. Корабль старенький, металл уставший, волнение в море сильное, все в результате привело к повреждению носового визора, который закрывал въезд на автомобильную палубу. Туда попала вода, экипаж этого вовремя не увидел и не замедлил ход. К этому выводу сразу появились претензии у компании, которая паром построила и у специалистов Профсоюза работников транспорта Северных стран. Но может это просто лица заинтересованные. Хотя судоверфь в 2019 году все же выиграла суд и была признана полностью невиновной.
Намного неожиданней стало то, что с выводами не согласились выжившие пассажиры. Вдруг выяснилось, что следователи комиссии практически не проводили опрос очевидцев. При этом описание происходящих событий никак не сходятся с тем, что они запомнили о кораблекрушении. Например, многие из них слышали громкий звук, как от удара или взрыва. А еще свидетели посмели утверждать, что видели воду, которая поступала с нижних палуб на автомобильную, а не наоборот, как говорится в выводе комиссии.
Новые расследования
Естественно, все это вызвало целую волну различных гипотез. Погружаться подробнее в них я не буду. Как в обычных теориях заговора, в них намешано много самых различных предположений и определить правду почти невозможно. Но в отличие от НЛО и йети, докопаться до истины вроде бы вполне реально, потому что «Эстония» вот она, рядом, всего в сорока километра от финского острова Утё… Но все оказалось не так просто.
Родственники погибших сразу после публикации официального отчета создали специальный фонд и попытались заставить шведские власти выяснить все обстоятельства инцидента. Даже в ЕСПЧ обратились. Но без толку. Тогда они помогли Ютте Рабе, немецкой журналистке, провести свое частное журналистское расследование. В 2000 году было проведено погружение, найдены непонятные отверстия и взяты пробы, в которых вроде бы даже найдены следы взрыва. Шведские власти это проигнорировали, а на Ютту Рабе завели уголовное дело за нарушение погребения.
Сама журналистка считала и, наверное, продолжает считать, что паром «Эстония» взорвали. Понятное дело, сделали это русские. Почему? Так на пароме вывозилось что-то украденное у России (оружие, радиоактивные материала, что-то жутко секретное – нужное выбирайте сами). Версия, притянутая за уши, но в Европе обсуждали довольно активно, Рабе даже книгу написала. В 2006 году эта гипотеза возбудила эстонских парламентариев и чиновников. Было создано сразу две комиссии, которые задали Швеции вполне логичные вопросы, по приведенным выше фактам. Плюс по данным эстонской стороны водолазы вроде бы подняли с борта «Эстонии» некую важную улику, которую затем почему-то уничтожили. Вот они и хотели бы получить какие-то объяснения по этому вопросу. Однако, шведы эстонцев, если сказать помягче, проигнорировали. К базе данных расследования их не пустили, допросить водолазов не разрешили, улику вообще отказались обсуждать. В 2009 году следствие снова «окончательно» закрыли.
«Находка, которая изменит всё»
Очередное официальное закрытие вопроса не остановило обсуждение крушения. Продолжали появляться книги, статьи, новые гипотезы. Родственники в 2016 году снова подали петицию шведскому правительству о перепроверки итогов расследования и снова получили отказ. В 2019 году огонька добавил Discovery. Шведы Хенрик Эвертссон и Бендик Мондаль каким-то образом заинтересовали телеканал историей «Эстонии» и те организовали новую независимую экспедицию.
Подход у них был серьезный: консультация юристов (правительство Швеции попыталось привлечь создателей фильма к суду, но те его легко выиграли), грамотная команда, последние достижения техники (подводный беспилотник) и качественная раскрутка. В сериал «Эстония»: находка, которая меняет все» последовательно и подробно рассказывают обстоятельства крушении парома, все баги официального расследования и детали собственной экспедиции. Экспедиции, главным результатом которой стала зафиксированная на видео огромная (четыре метра в высоту и полтора метра в ширину) дыра в корпусе корабля. Эвертссон и Мондаль предположили, что появиться она могла в результате столкновения с достаточно крупным объектом, например, с подводной лодкой.
Сериал стал сенсацией на канале и настоящей бомбой в Швеции. Шумели уже не только родственники и некоторые СМИ. Тема на какое-то время стала самой обсуждаемой в стране, даже депутаты стали задавать вопросы правительству. И власти отреагировали! Правда, очень неспешно. Вначале приостановили для расследования закон о защите захоронений, потом готовили экспедицию, потом осуществляли погружения… Ушло на все это полтора года. А потом новая комиссия в очередной раз проигнорировала свидетелей и всевозможные гипотезы, а дыру в корпусе объяснило просто: последствие удара о грунт. Даже показали скалу, из-за которой «Эстония» треснула. Правда расследование прекращать пока не стали. И правильно!
Объяснение возмутило Эвертссона и Мондаль. Они организовали новые погружения, специально нашли скалу и издевательски расковыряли ее манипулятором дрона. Оказалась, что скала, пробившая корпус – это просто немного темного песка… И сразу выпустили второй сезон своего сериала, где обо всем этом рассказали. На этот выпад власти пока не отреагировали. Видимо полностью погрузились в новое расследование, выводы которого можно ждать в году 2025, если повезет.
Не знаю, чем закончится эта история и что же на самом деле произошло 28 сентября 1994 года в Балтийском море. Но восхищает, как последовательно и демонстративно шведские власти «прислушиваются» к собственным гражданам…