Конкуренция это не только конкуренты
Смысл конкуренции в бизнесе — это борьба за прибыль, а в нее вовлечены не только другие фирмы.
На то, какую прибыль может получать компания, влияют еще четыре силы конкуренции: власть потребителей, власть поставщиков, давление со стороны продуктов-заменителей и угроза появления новых конкурентов.
Как каждая из 5-ти сил конкуренции может влиять на прибыль
Что обычно делают другие фирмы при высокой конкуренции?
— Снижают цены и втягивают компанию в ценовые войны = снижение маржи.
— Предлагают клиентам больше выгод за те же деньги, чем повышают власть потребителей, которые затем вынуждают компанию к тому же = увеличение издержек.
Что обычно делают потребители при высокой власти?
— Вынуждают компанию снижать цены и давать скидки = снижение маржи.
— Требуют лучшего качества и большего наполнения продукта за те же деньги = увеличение издержек.
Что обычно делают поставщики при высокой власти?
— Повышают цены = увеличение издержек.
— Лимитируют отпускаемое тому или иному покупателю количество = увеличение доли издержек из-за ограничения использования производстводственной мощности.
Как влияет высокий уровень давления продуктов-заменителей?
— Устанавливает уровень цен, при превышении которого, потребитель перейдет на заменитель = ограничение маржи.
Как сказывается угроза появления новых конкурентов?
— Вынуждает инвестировать в барьеры вхождения на рынок = увеличение издержек.
Стратегия должна предусматривать влияние на бизнес 5-ти сил конкуренции и либо вести на позицию, где воздействие этих сил будет минимальным, либо определять, как снизить их влияние на компанию. Для этого нужно правильно идентифицировать прямых, косвенных, потенциальных конкурентов и определить степень и причины их влияния, выявить причины высокой власти потребителей и поставщиков.
Если интересны мои советы и комментарии по стратегии для малого бизнеса, примеры ошибок и способы их избежать — подписывайтесь на мой канал в Яндекс-дзене или в Телеграме.