Искусство Древнего Рима остается одним из самых удивительных и интересных британских искусств. Оно представляет собой разнообразную и богатую коллекцию, отражающую различные этапы истории Римской империи. В данной статье мы рассматриваем периодизацию римского искусства, а также выделяем основные черты стилей, характерные для Августовского классицизма, Тетрархии и домината, и Раннехристианского искусства.
Периодизация римского искусства: от Республики до Поздней империи
Искусство Древнего Рима можно условно разделить на несколько периодов, начиная с Республики (509 г. до н. э. - 27 г. до н. э.) и заканчивая Поздней империей (284-476 гг. н. э.). В период Римской Республики искусство было сильно зависимо от греческого искусства, однако со временем оно стало более самостоятельным и развилось в своей собственной форме. В период Империи (27 г. до н. э. - 476 г. н. э.) римское искусство достигло своего расцвета благодаря созданию новых материалов и технологий, а также благодаря новому стилю, известному как Августовский классицизм. Поздняя империя (284-476 гг. н. э.) и поздняя античность (III-VI века н. э.) характеризовались уменьшением количества монументальных проявлений и преобразованием числа предметов быта, которые также были украшениями росписями и рельефами.
Августовский классицизм: главные черты стиля
Августовский классицизм – это стиль в искусстве Древнего Рима, который развился при императоре Августе (27 лет до н.э. - 14 лет н.э.). Главной чертой этого стиля является подражание идеалам античного искусства Греции и Рима. Визуально это выражается в использовании четких линий, симметричных форм, умеренной декоративности и строгой каноничности. Классический человек, его пропорции и образы были одними из главных мотивов августовского классицизма. Этот стиль нашел свое отражение в архитектуре, скульптуре и живописи того времени. Примером такого искусства являются здания Форума Романум, Ара Пацисы и барельефы на стенах Аугустовской палаты. Августовский классицизм был не только стилем визуального искусства, но и символом архитектуры Римской империи.
Тетрархия и доминирование: переход к новому этапу развития римского искусства
Тетрархия и доминирование - это период в истории Римской империи, который наступил после кризиса III века и продолжался до конца IV века н.э. В этот период произошел переход к новому этапу развития римского искусства. Главным признаком этого периода является стиль тетрархической скульптуры, отличающийся строгой симметрией и монументальностью. Каждый из четырех правителей изображал одно и то же, что символизировало равенство всех членов Тетрархии. В период доминирования рукава эволюция классического стиля в сторону более реалистичного изображения фигурки, использование новых материалов, таких как мрамор и бронза, а также строгое христианское искусство. Римское искусство достигло своих расцветов в этот период благодаря инновациям и новаторству мастеров.
Раннехристианское искусство
Раннехристианское искусство — это художественное направление, которое зародилось в Римской империи в III веке н.э. и продолжал свое существование до VI века н.э. Это был период, когда христианство стало официальной религией Римской империи. Раннехристианское искусство отличалось от классического римского искусства использованием символических образов, которые отражали духовные христианские идеи. Наиболее известными произведениями раннехристианского искусства являются катафалки, саркофаги, мозаики, фрески и амбонные крепления. В этих произведениях были изображены сцены из жизни Иисуса Христа, а также такие символы, как крест, рыба, голубь и паста. Раннехристианское искусство считается одним из наиболее значимых этапов развития западноевропейского искусства.
Искусство Древнего Рима представляет собой богатое и многообразное наследие, оставшееся непередаваемым следом в мировой культуре. От периода Республики до Поздней империи, от Августовского классицизма до Раннехристианского искусства - каждый этап развития римского искусства имеет свои особенности и своеобразные черты. Тем не менее, вопрос о том, какое влияние оказало римское искусство на современную культуру, остается открытым для дискуссии.