Найти в Дзене
Школа дизайна НИУ ВШЭ

Автор плаката Чемпионата мира по футболу — преподаватель Школы дизайна

Оглавление

Имя Игоря Гуровича известно всем, кто имеет хотя бы косвенное отношение к сфере дизайна. Художник-график, дизайнер книг и плакатов, лауреат многих престижных премий, академик Академии графического дизайна, создатель легендарного дизайн-бюро Ostengruppe и официального плаката Чемпионата мира по футболу, проходившего в России в 2018 году — самое малое, что можно рассказать о нём. А еще Игорь Гурович — один из тех, кто создавал Школу дизайна НИУ ВШЭ и преподавал в ней. Сегодня он — академический руководитель бакалавриата «Коммуникационный дизайн» в Ереване, совместной программы Школы дизайна НИУ ВШЭ и Российско-Армянского (Славянского) Университета.

Ниже — фрагменты большого интервью Игоря Гуровича, опубликованного полностью на сайте Школы дизайна.

Плакаты Игоря Гуровича для культурного центра «Дом»
Плакаты Игоря Гуровича для культурного центра «Дом»

«На этом поле нельзя лажать»

В 1980-х я учился в Строгановском училище на факультете художественного конструирования. Училище я закончил в 1991-м; наступало новое время, вместе с которым появился новый уровень запросов. И непонятно откуда возникли 20-23-летние ребята, которые на эти запросы отвечали: да! А потом бежали выяснять, как именно и что делается, и, как ни странно, получали ответы. И я вместе с ними тоже оказался дизайнером.

…Я рос на выставках чешского и польского плаката и ужасно хотел делать плакаты! Мне было 20, я был маленький, глупый, наглый, очень плохой художник. Но меня почему-то усыновили великие люди: Игорь Майстровский, Александр Чанцев, Юрий Боксер.... Работы мне не давали, но говорили со мной, и это было очень важно. Тогда я раз и навсегда понял: на этом поле нельзя лажать. Можно сделать лучше, хуже, но сознательно делать дрянь за деньги — нельзя.

Плакаты Игоря Гуровича для Московской недели дизайна и Фестиваля британского кино
Плакаты Игоря Гуровича для Московской недели дизайна и Фестиваля британского кино

Диалог с горожанами

…В каждой своей работе мы пытались рассказать историю. А для того, чтобы её рассказать, надо привлечь внимание. Если бы плакаты были тихими и скромными, их никто бы не замечал. Плакат — вещь по темпераменту дворовая.

Наши плакаты были попыткой начать диалог с горожанами. Тогда не было очевидным понятие «культурный городской код». А он нас волновал: у Парижа есть свой язык, у Берлина есть, у Нью-Йорка есть... Ужасно хотели придумать его для Москвы: 15-миллионный город достоин того, чтобы иметь свой язык. Не вышло... Но мы старались.

Плакат Игоря Гуровича для Чемпионата мира по футболу-2018
Плакат Игоря Гуровича для Чемпионата мира по футболу-2018

Плакат для Чемпионата мира

…Согласно протоколу FIFA автором плаката чемпионата мира должен быть художник из той страны, где он проходит. Никакого конкурса не было, FIFA выбрало меня просто по портфолио. Плакат я делал с удовольствием: футбол для меня штука важная, я в него всё детство играл, а родственники мои его смотрели по телевизору. Огромный кусок жизни, один из самых важных национальных кодов — ну и, конечно же, мой культурный код тоже.

Плакаты Игоря Гуровича для «Нур-бара» и Музея советских игровых автоматов
Плакаты Игоря Гуровича для «Нур-бара» и Музея советских игровых автоматов

Дизайн разговаривает картинками

...Язык дизайна универсален; дизайн разговаривает картинками, и это история международная. Темп, с которым этот язык развивается, не вписывается в классическое образование, оно должно всё время реагировать на изменения. Чем прекрасна Школа дизайна? В ней преподают действующие дизайнеры, люди, которые изменения в профессии, в конъюнктуре, любые новые идеи чувствуют нутром. А чему учить — зависит от преподавателя. Лично я, Игорь Гурович, учу студентов смотреть на мир открытыми глазами, пытаться всё анализировать, понимать, в чем слабые места мира и как эти изъяны превратить в плюсы. Потому что в нём всё устроено неправильно, а можно сделать умно, правильно и полезно.

Придумывать и создавать уникальные плакаты — и многое другое — учат в Школе дизайна НИУ ВШЭ на направлении «Коммуникационный дизайн».