Начнем с того, что Алла Ларионова в роли 18-летней Ани, конечно, красива и очаровательна, но несколько слишком серьезна. Она не пугливая девушка, смешная и стесняющаяся дырочек на своих ботинках, замазанных чернилами. Как пишет про нее Чехов: «Аня также, как мать, могла из старого платья сделать новое, мыть в бензине перчатки, брать на прокат bijoux (драгоценности) и так же, как мать, умела щурить глаза, картавить, принимать красивые позы, приходить, когда нужно в восторг, глядеть печально и загадочно».
А еще мать ее сразу готовила к роли изящной куклы, сама она любила блистать в обществе своей красотой. Сама была кокеткой. А еще ее мать до замужества пять лет прослужила гувернанткой, то есть обеспечить себя она все-таки могла. И Аня могла также быть гувернанткой, ведь образование у нее имелось.
В фильме краски сгущены. Знакомая семьи, Мавра Григорьевна пугает Аню, что если она не выйдет за богатого чиновника, то будет или милостыню собирать или пойдет в кухарки. А когда Аня отказывается, Мавра пытается соблазнить ее благами положения замужней дамы: поклонники, цветы, туалеты, балы! Аня опять отказывается – но все решает приход приставов, которые описывают имущество в доме.
Отец Ани – человек небогатый, но добрый, живущий только уроками в гимназии. В рассказе, в отличие от фильма, отец не просил Аню взять у мужа, Модеста Алексеича, денег. Он, конечно, пытается занимать у него, но получив нравоучения, не стал больше брать.
Так по рассказу виновата в сложившейся к финалу ситуации только сама Аня. Ну, и та среда, в которую она попала. Модест, оценив красоту и молодость супруги, вовремя выводит ее в свет, с расчетом, что та пролезет в кружок «его сиятельства», князя, который главный в их дворянском собрании.
В год выхода фильм хорошо приняла широкая публика, а Ларионова сделалась звездой, как и ее героиня, но вот критики ругали картину за недостоверность Чехову. Мне кажется, наоборот, бал, высший свет показан таким, каким и должен быть в представлении Ани. Ведь она то в восторге от этой кипучей действительности. На балу она чувствует себя в своей тарелке и наконец избавляется от страха перед важными начальниками и богачами. Все, напротив, заискивают перед ней.
Вот как пишет о ней Чехов: «Она шла гордая, самоуверенная, в первый раз чувствуя себя не девочкой, а дамой, и невольно походкою и манерами подражая своей покойной матери. И в первый раз она чувствовала себя богатой и свободной. <...> она уже угадала инстинктом, что близость старого мужа нисколько не унижает ее, а, наоборот, кладет на нее печать пикантной таинственности, которая так нравится мужчинам».
Вот какая это девушка, легкомысленная и жаждущая наслаждений, угара музыки и успеха у мужчин. Куда там Модесту Алексеичу, с его видимостью нравственности и религиозности, удержать супругу в узде.
Тем более сам князь уже заметил «царицу бала». И то, как реагирует его жена на красавицу, дает понять, что у князя много фавориток-любовниц (у него даже Анин портрет есть). А еще Артынов – «известный донжуан и баловник», катает Аню на тройке и на лодке, бывает с ней на пикниках и в театре – тоже сделал ее любовницей.
Но Аня счастлива, она беззаботно прожигает молодость. И на фоне ее разгульной жизни жалко выглядят отец и братья: они по фильму остались на улице из-за долгов. Так что, думаю, пессимизм Чехова передан вполне.
Спасибо за внимание! Если статья вам понравилась, ставьте лайк и подписывайтесь.
Можно почитать еще: