В картине «Сто дней после детства» на поверхности история первой влюбленности, а если глубже, то это о воспитании искусством и красотой. Фильм очень живописный и поэтичный.
Сразу бросается в глаза условность реальности, она состоит из советских пионеров, усадьбы восемнадцатого столетия, в которой расположен лагерь «Лесной остров», отсылок к Лермонтову, к популярным песням 70-х.
Четырнадцатилетний Митя Лопухин получает солнечный удар и влюбляется в свою старую знакомую и одноклассницу Лену Ерголину. И с ним начинают происходить перемены. Его дремавшая душа ищет, чем наполниться.
В то же время в лагере у пионеров необычный вожатый – скульптор Сережа. Это он вдохновляет Митю искать себя в книгах Лермонтова. Митя читает «Героя нашего времени» и начинает подражать Вернеру. Он простодушно полагает, что, создав себе мрачный байроновский образ привлечет внимание Ерголиной. Но девушка проводит все свое время с Глебом Луневым, самым старшим и умным мальчиком отряда. На Лопухина же обращает внимание лишь изредка, чтобы пожалеть.
Поэтому Митя ищет повод сразиться с Глебом. Он публично бросает ему обвинение в подлости и обливает компотом, который отряд получил незаслуженно. Так он хочет оскорбить Глеба и вызвать на дуэль.
Но и этот образ вскоре слетает как ненужная шелуха. Так Митя постепенно обретает свой голос. В конце он уже сам пишет письмо Лене и звучит оно трогательно. Читает ее закадровый голос не Сережи, а самого Мити.
А еще вожатый ставит с ребятами «Маскарад» Лермонтова, и тема любви, предательства и ревности откликается Мите. На сцене он может выразить те чувства, который не может показать в реальной жизни. Искусство помогает ему пройти инициацию первой любви и взросления. Он из смешливого и неглубокого мальчика становится юношей, чувствующим и рефлексирующим.
Вожатый Сережа своим необычным экскурсом в искусство задает ребятам вектор на красоту – нравственную и физическую. Показывая им репродукцию Джоконды, он не просто читает лекцию, а дает почувствовать в улыбке девушки загадку любви, которая внезапно делает эту улыбку красивой. Вот и персонажи "Маскарада" оказали влияние на пионеров. Даже Ерголина – раньше не чувствовавшая прекрасного во всех книгах на трех языках, которые она могла прочесть – прониклась страданиями Мити и призналась, что он ее этим измучил. И даже как лермонтовская Нина она говорит «я ни в чем не виновата».
Мне кажется, тут герои совершенно не поняли друг друга. Лена думает, что Митя хочет взаимности и отношений, потому и пугается его. А Митя влюблен совершенно платонически, необычное чувство переворачивает его мироощущение, наполняет мир новыми смыслами. И музыка Исаака Шварца отлично передает это головокружительное состояние.
Митя находит понимание только у Сони, которая оказалась в него влюблена. Он предлагает ей запомнить это лето и все события, чтобы носить его с собой целую жизнь. Как эталон красоты.
Если статья вам понравилась, ставьте лайк и подписывайтесь.
Почитать еще: