Давняя мечта царей и императоров — вернуть Константинополь в лоно православия. К сожалению, это не удалось никому. Лишь раз правителю Руси удалось усмирить нрав этого города.
Ладьи шли по суше, как по морю
В 907 году князь Олег Вещий снарядил дружину в набег на Константинополь. История эта звучит, как легенда. У князя было 2000 ладей, по 40 воинов на каждой. Когда подошли они к Царьграду, увидели крепость мощную. Олег решил взять греков хитростью. Он приказал поднять корабли на сушу и поставить на колёса. Войско обошло город с тыла. Ладьи шли по суше с поднятыми парусами при попутном ветре. Естественно защитники города не поверили своим глазам. Летописцы пишут:
«И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.»
Само собой, даже с суши Олег бы не смог взять город. У него не было ни осадных орудий, ни достаточного фуража для долгой осады. Какое-то время князь грабил окрестности города, разорял сёла и предместья. И это не беспокоило греков, если бы не остановка торговли. Ладьи врагов стоят в море и на суше. Защитникам выгоднее было откупиться от жестокого варвара. Так горожане и сделали. Олегу хорошо разжился золотом и получил очень выгодные привилегии для киевских купцов. Он прибил свой щит к воротам города, обозначив титул завоевателя Царьграда.
Русские давно мечтают о Царьграде
Эту историю активно продвигали наши патриоты спустя тысячу лет после описанных событий. В XVIII-XIX веках победу князя Олега преподносили, не как удар по Византии, а как захват столицы Османской империи. Долгие годы в России ненавидели поработителей — мусульман. И наши соотечественники активно продвигали Олега в нужном русле. Это нормальная практика. Здесь никого не удивлял тот факт, что князь был даже не русским. Он варяг, сын первого князя Рюрика.
Вот, как писал об этом поэт Виктор Тепляков:
«К вратам ли тем, где древний щит
Прикован русскою рукою,
Орел двуглавый полетит.»
Византийский Константинополь пал в 1452 году под натиском войск Мехмеда Завоевателя. На Руси это восприняли очень негативно. Отношения с Византией у нас были натянутые, но греки оставались братьями по вере. Именно Константинополь привёл нас в православие.
Тем не менее, князьям было не до Царьграда. Русь всё ещё зависела от Золотой Орды. Серьёзно задумались о захвате Стамбула уже при другой династии. Екатерина II планировала расширить Российскую империю. Она хотела создать единое православное государство. Дальше планов это не зашло. Сил для решительной победы над турками не было. Но с этого началась мода на мечтания о возращении Царьграда в лоно православия.
Николай I мог взять Константинополь
Реальный шанс появился у Николая I в Русско-турецкую войну 1829-1829 годов. Тогда наши войска подошли вплотную к городу. Турецкая армия была разбита и деморализована. Оставалось только войти в город. Император от этого решения отказался. Слепым патриотам это может показаться большой ошибкой. Но всё не так просто — решение царя оправдано.
Представим, что Константинополь был взят и присоединён к Российской империи. Первая проблема, которая возникнет — это мусульманское население, которое чуждо русским людям и крайне негативно к ним настроено. Да, христиане там были, но город уже 400 лет находился во власти Турции. От Византии там не осталось и следа. Чем это чревато? Нелояльное население означает постоянное недовольство, волнения, бунты. Может дойти до партизанщины.
Следующий минус — развитие огромных территорий. Присоединённые территории требовали инвестиций. Скажете, что это бы окупилось? Вспомним предыдущий минус. Инвестировать нужно с минимальным риском. Здесь ситуация другая.
И главная проблема — «реакция коллег». Другие великие державы вряд ли обрадовались бы такому расширению России. Это бы поменяло расклады сил в Европе. Россия могла встать границей у итальянских государств. «Что же тут такого», — спросите вы. Отвечу — это мешает зарабатывать деньги. У каждого государства свои сферы влияния. Большая Россия и так сильно мозолит глаза, а тут она получит огромное усиление в Средиземном море. Это нарушит привычные торговые маршруты. Экономические отношения стран изменятся.
Все доводы были против взятия Константинополя. Некоторые учёные считают, что на решение царя повлияла неприязнь к бабке — Екатерине II. Это предположение основано на дневниках и воспоминаниях современников. Едва ли такой довод можно принять за факт. У каждого очевидца своё представление и свой взгляд. Будем опираться на объективную информацию.
Стамбул останется Стамбулом
Что же дальше? Конечно, Россия никогда не отказывалась от видов на Константинополь. Но такого шанса, как у Николая I, нам больше не представилось. Сильно повлияла на это Крымская война. Говорить о мечтах Николая II не будем. Это были именно мечты, а не перспективы. Какой там Константинополь, если в России всё было настолько плохо. Революции просто так не случаются. Даже сегодня некоторые наши соотечественники вспоминают старую мечту. Можно указать на те же минусы, что двести лет назад. Мечтать можно сколько угодно. Стамбул, Константинополь, Царьград — всё это один город с богатой историей, где смешались следы разных культур и религий.