Найти тему
Родители на MAXIMUM

Сколько карманных денег давать ребенку и как это делать правильно?

Ольга Бизина, психолог, эксперт программы профориентации и развития подростков “Система выбор” дала интервью Анне Царевой, которое вы можете услышать в подкасте. В статье - главные идеи этого интервью и ответы на популярные вопросы родителей.

  • Когда начинать давать карманные деньги?
  • Как это делать правильно?
  • Можно ли поощрять деньгами хорошее поведение или успеваемость?
  • Как приучить ребенка к финансовой ответственности?
  • Как относиться к легальной и нелегальной подработке ребенка и стимулировать его становиться финансово самостоятельным?

Карманные деньги - это способ научить ребенка финансовой грамотности и самостоятельности. Довольно часто конфликты из-за денег с подростком возникают именно потому, что родители не простроили взаимотношения по поводу денег правильно и ребенок просто не понимает причин ограничений или требований взрослых, считая их прихотью. Разбираемся по порядку.

Когда начинать давать ребенку первые карманные деньги?

Детей нужно приучать распоряжаться личными финансами еще до школы. Если это не сделает разумный взрослый, ребенок может оказаться не готов к неизбежным испытаниям, которые его ждут в обществе.

Уже в начальной школе ребенок неизбежно вступит в финансовые отношения: он сможет покупать себе вкусное в школьной столовой или там, где он занимается в кружках и секциях. Он столкнется с тем, что у него есть потребности что-то приобрести, когда родителей нет рядом - и с этим нужно будет как-то разобраться. Именно поэтому родителям стоит самостоятельно начать обучение ребенка финансовым операциям еще до школы.

В нашем бесплатном боте для родителей в телеграм жизненные ситуации и реальная помощь.

Как приучать ребенка распоряжаться деньгами?

Взрослым часто непросто представить себе, как в голове маленького ребенка выглядят финансовые отношения. Факт в том, что его представления о деньгах сильно отличаются от наших - взрослых. Поэтому я рекомендую обратиться к интересным и грамотным книгам, которые написаны специально для семейного чтения и обсуждения вопроса денег с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Что почитать о финансах с ребенком?

Книга, которую можно взять и читать с ребенком вместе в свободное время еще в дошкольном возрасте, - это “Волшебный банкомат” Татьяны Поповой и Анастасии Булавкиной. Авторы ориентируются на детей 5-7 лет и подают материал действительно понятно. Советую родителям читать детям вслух, даже если дети могут читать самостоятельно. Это поможет сразу же обсудить возникающие у ребенка вопросы и дать ему свои комментарии.

Детям в начальной школе советую книгу “Пес по имени Мани” немецкого автора Бодо Шефер, которую очень удачно перевели и адаптировали для русскоязычной аудитории. Опять же лучше читать вместе с ребенком - от книги взрослые получают удовольствие и даже узнают много нового о финансовой грамотности. Это как сходить на детский фильм под предлогом “ради ребенка”.

Книги помогут обсудить, откуда берутся деньги в семье и другие вопросы, которые приводят к конфликтам, если у ребенка нет правильного представления о финансах.

Как выдавать первые карманные деньги?

Дошкольнику можно поручать сделать покупки на свой выбор в условиях ограниченных финансов. Например, прийти в большой магазин, дать ему определенную сумму и разрешить распределить деньги самостоятельно. Очень мотивирует заниматься арифметикой и контролировать свои импульсы.

Важно в этой ситуации не контролировать ребенка, не критиковать его выбор, а просто комментировать результат. Например, ему не хватило денег и пришлось на кассе отказаться от какого-либо товара. Он захотел вещь, которая стоит дороже, чем выделенная сумма, - что такое откладывать деньги и копить.

Здорово первые опыты проводить с наличными деньгами, а не с карточкой. Психологи знают, что обучать времени лучше на обычных стрелочных часах, а обращению с деньгами - на наличных. Дело в том, что у детей дошкольного и младшего школьного возраста еще нет умения оперировать абстракциями. Как раньше в первом классе мы все работали со счетными палочками и другим наглядным материалом, так и нужно действовать сейчас - ребенок лучше усваивает счет и ограниченность ресурса, когда у него есть наглядный материал в физическом мире: банкноты и монеты.

На расчеты по карточке лучше переходить тогда, когда ребенок уверенно владеет счетом, понятием сотен и десятков. Обычно это первый-второй класс начальной школы. Если мы вынуждены давать карточку раньше, то стоит вести параллельный счет на “условной валюте” дома. Например, отрисовать банкноты и монеты, сделать игровой “банк” дома.

Подробнее в статье на нашем блоге:

  • сколько денег давать подростку и как
  • можно ли наказывать и поощрять ребенка деньгами
  • как приучать ребенка к финансовой самостоятельности

Полезная информация в наших социальных сетях: