Кристоффер Боргли (Kristoffer Borgli) – режиссёр и сценарист из Норвегии, и к данному моменту он работает на два города, Осло и Лос-Анджелес. Критики вывели его специфическую творческую черту: он владеет искусством создания правдоподобного псевдодокументального сюжета и делает акцент на абсурде.
Драмеди “Герой наших снов” – это его третий полнометражный фильм и первый англоязычный. В основном в его фильмографии числятся короткометражки и видео. Предыдущими “полными метрами” были DRIB (2017) об изнанке рекламной индустрии в Лос-Анджелесе (Drib – это название вымышленного энергетического напитка), “Тошнит от себя” (2022, Syk pike), спродюсированный той же командой, которая занималась “Худшим человеком на свете”, о девушке, которая хотела привлечь к себе внимание; и этот фильм входил в программу Каннского кинофестиваля в 2022 году в секции Un Certain Regard.
У драмеди “Герой наших снов” в продюсерах невероятный Ари Астер/Ari Aster (режиссёр “Всех страхов Бо”, “Солнцестояния” и “Реинкарнации”) и Николас Кейдж (Nicolas Cage), который здесь исполнил главную роль, биолога-эволюциониста Пола Мэттьюса.
Пол Мэттьюс – среднестатистический человек, его старые знакомые считают его скучным и неприметным. Его бывший сокурсник Ричард даже не считает нужным приглашать его на свои традиционные ужины в своём доме, где его гости за вкусной едой говорят обо всём и ни о чём.
У Пола есть жена Джанет, две дочери, он читает лекции в университете и мечтает издать книгу. Он даже не начал её писать, но беспокоится о том, что ему не удаётся найти издателя. Однажды в город приезжает его бывшая сокурсница Шейла, с которой он встретился за обедом. Скоро у неё должна выйти новая статья в научном журнале Nature (старейший и авторитетнейший научный журнал) на тему, основанной на идее Пола, придуманной им в университете в аспирантуре – что-то про ролевой интеллект, алгоритмы муравьиной колонии (antelligence theory), словом то, что ужасно похоже на его исследования, – а она не связалась с ним во время работы над статьёй. И его имя как соавтора указано не будет.
Происходит необычная вещь – Пол Мэттьюс начинает появляться в сновидениях разных людей. Сначала это была его дочь, потом – у многих других, даже тех, кто его не знает.
Из-за этого феномена к Полу появился интерес, журналисты стали назначать интервью, а поскольку Пол отчаянно хочет, чтобы у него появился издатель, он поддаётся ажиотажу.
В прошлом сновидения воспринимались человеком в качестве портала между земным и божественным мирами, а греки и римляне верили, что сновидения обладают пророческой силой. В конце девятнадцатого века Зигмунд Фрейд и его ученик Карл Юнг выдвинули свои теории. Теория Фрейда основывалась на понятии подавленного желания – идее о том, что сновидения позволяют нам разобраться с неразрешёнными желаниями. Карл Юнг считал, что в сновидениях обитает “теневое я” человека.
Но есть и нейробиологическая теория – электрические импульсы мозга извлекают случайные мысли и образы из памяти, и люди придумывают истории из своих сновидений после того, как просыпаются, пытаясь разобраться в увиденном. А те, кто не пытается, забывает тут же образы из сновидения, а потом говорит, что просто не видит их.
Есть интересная теория, которая по смыслу подходит под сюжет драмеди. Эволюционные психологи выдвинули теорию, что сновидения служат определённой цели. В частности, “теория моделирования угроз” (threat simulation theory) предполагает, что сновидения следует рассматривать как древний биологический защитный механизм, достигший такого уровня, когда мозг смог имитировать потенциальные опасности, усиливая нейрокогнитивные механизмы для восприятия угрозы.
Пол Мэттьюс во всех сновидениях ведёт себя одинаково, что бы там ни происходило. На фоне самых невероятных сюжетов он всегда идеально пассивен, просто проходит мимо или смотрит со стороны. И в данном случае работают теории Карла Юнга и “теория моделирования угроз”.
Пол пассивный и обидчивый, по словам его давней подруги Клэр, с которой он случайно столкнулся в театре. Впрочем, его бездействие подтверждается на протяжении всего фильма – он только планирует написать книгу, он не стал развивать идею antelligence theory, похоже, вовсе бросил исследования, потому что читать теорию проще, он взял фамилию жены, словно ему не комфортно быть собой (хотя в этом прослеживается современное веяние, наверное, на это важно обратить внимание).
При этом его бывшие сокурсники кипят жизнью: Ричард собирает вокруг себя друзей, Клэр ведёт блог (его никто не читает, но она предпринимает усилия), Шейла подхватила идею, не дала ей погибнуть (это если рассматривать её поступок с обеих сторон). Она сказала Полу на встрече в ресторане: “Есть большая разница между простым обсуждением идеи и настоящей практической работой”. Давая понять, что нужно предпринимать что-то, чтобы получить результат. Она добилась того, что отчёт об исследовании попал на страницы Nature, самого авторитетного научного журнала в мире. Когда статья опубликована в нём, автор получает известность далеко за пределами научного сообщества, а индекс цитирования в Nature – один из самых высоких.
На фоне активного действия других в душе Пола Мэттьюса зарождаются неврозы. Это не проявляется в реальности, но такого не может быть, чтобы человек не проявил агрессии в ответ на несправедливость (его личную несправедливость, когда ему не достаются блага, которые получают все вокруг него). Теория “теневого я” подсказывает, что от количества несделанного в жизни Пола растёт его противоположность, а в головах разных людей – сигнал угрозы. Скорее всего, Кристоффер Боргли своим фильмом в некотором роде смоделировал ситуацию, в которой люди начинают ощущать опасность, когда, казалось бы, ничего её не предвещает.
Внешне спокойный Пол сначала вызвал у всех восторг, что приходил в их сновидения. На короткий срок стал их героем – странным супергероем с бессмысленной суперспособностью (есть даже фрагмент с фотосессией, когда его просят надеть перчатку с металлическими когтями, напоминающую то ли Фредди Крюгера, то ли Росомаху, то ли часть средневековой брони). Но в какой-то момент его появление стало опасным – и это совпало с тем, что его идея в обход него стала знаменитой и признанной.
То есть его “теневое я” стало причинять вред окружающим. Есть в этом доля сарказма со стороны Боргли – его Пол Мэттьюс такой пассивный, что сменил поведение опять же только в сновидениях, а не в реальности. Хотя в реальности он ответил один раз: в кафе, когда его просили покинуть зал. Он в это время читал научное исследование биолога Роберта Сапольски “Почему у зебр не бывает инфаркта” (учёный пишет, что у зебр стресс носит эпизодический характер, например, когда нужно спасаться от хищника). Пол как зебра в этот момент – испытал эпизодический стресс и дал ответ на несправедливое изгнание из кафе. Хотя бы предпринял попытку.
Важно отметить, что научные теории о сновидениях идут бок о бок с современным миром с его социальными сетями. Сам Пол так и остался неприметным человеком, как личность он не эволюционировал, всё, что от него осталось – это идея использования феномена путешествия по чужим сновидениям. Как иронично – опять только идея, как и в случае с antelligence theory.
Цифровое сообщество постоянно находится в поиске уникальных идей, которые можно монетизировать и создать шоу. Более того, социальные сети всемогущи – информация из них способна отменить человека, потому что она преобразовывается с невероятной жестокостью, превращаясь из безобидного сообщения в кошмарное известие без особого труда. Пример с учительницей, которая не хотела пропустить Пола на концерт с участием его дочери. Это было досадное недоразумение, но оно приобрело неприятный оттенок. В культурной памяти Пол остался человеком, ставшим героем ночных кошмаров, который старался запугивать сновидцев.