Найти тему
Iran Magazine

Площадь Накш-е Джахан - глвная достопримечательность Исфахана в Иране

Оглавление

Площадь Накш-е Джахан, расположенная в самом сердце Исфахана, является одной из самых красивых общественных площадей в мире и центром притяжения как туристов, так и самих иранцев. Площадь Накш-е Джахан является второй крупнейшей площадью в мире и находится в числе объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

-2

Европейские путешественники, впервые попавшие в Исфахан, замирали в изумлении, потому что не каждая европейская столица могла похвастаться таким изысканным архитектурным ансамблем. На площади располагаются главные достопримечательности Исфахана: мечеть шейха Лотфоллы, мечеть Шаха, а также дворец Али-Капу и базар Солтани.

ИСТОРИЯ НАЗВАНИЯ

За всю историю название площади менялось несколько раз. Изначально её называли площадью Шаха. Исламская революция в 1979 году внесла свои коррективы, название официально сменилось и её стали называть площадью Имама, в честь революционного лидера Айятоллы Хомейни. Между тем как у самих жителей Ирана, так и у туристов распространение получило совсем другое название площади: Накш-е-Джахан. И прежде всего, стоит разобрать, что же оно означает.

В переводе с языка персов, Накш-е-Джахан означает «картина мира». В XVI – XVIII веках правление в Иране принадлежало династии Сефевидов и история данной площади крепко связана с временами их правления. На пике своего могущественного правления Сефевидское государство оказалось в годы царствования Аббаса I Великого с 1588 по 1629. В это время было принято решение перенести столицу государства из города Казвина, находящегося на севере Ирана, в Исфахан – более южный город.

-3

Именно в этот временной период за городом и закрепилось название «половина мира», что было очень оправдано: в городе было столько прекрасных и одновременно удивительных вещей, что оценить все величие Исфахана можно было лишь объехав половину мира. Ну а столичная площадь «картина мира» удивляет туристов не только своим размахом, но и необыкновенной архитектурой.

ИСТОРИЯ ГОРОДА - ИСТОРИЯ ПЛОЩАДИ

После того, как Аббас I объявил о переносе столицы из Казвина в Исфахан, потребовалось почти 6 лет, чтобы осуществить этот указ. В этот период в городе обосновались и трудились большое количество деятелей искусств и архитекторов.

-4

Перед мастерами стояла довольно сложная задача: они должны были осуществить практически полную перепланировку города и заменить элементы старой застройки. Планировалось полностью преобразить город, который претендовал на почётный статус столицы великого государства. Из тесного закрытого города с извилистыми улочками из Исфахана задумывалось сделать открытый город с широкими проездами. При этом, не должно было быть нанесено ущерба уже сложившемуся образу города.

-5

На выполнение такого проекта ушло несколько десятков лет. В первую очередь изменения коснулись старой площади города – Мейдан-е Кохне. Площадь совершенно не оправдала ожидания Аббаса I относительно того, какой должна быть столичная площадь государства, численность населения которого в то время подошла к отметке в пол миллиона человек. Нужно было построить такую площадь, которая бы притягивала и местных жителей, и путешественников, а также, стала символом власти великой державы. Таким образом, в XVI – XVII веке в городе Исфахан и начинается строительство знаменитой площади Накш-е-Джахан.

ЭТАПЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ПЛОЩАДИ

1590 – 1591: начинается оформление площади, как городского пространства, строители выравнивают территорию будущей достопримечательности, делая её прямоугольной формы. Происходит окружение площади одноэтажным арочным рядом. В западной части Накш-е-Джахан возводятся ворота Али-Капу, предназначение которых заключалось в разделении общественных городских территорий от шахских садов.

-6

В северной части площади был построен базар, так как он обязан был удовлетворять потребности местных элитных особняков, а также, нужды их посетителей, он получает название королевского базара, другими словами Базар-е Кейсарийе. Это было важной частью строительства, поскольку базар и наличие площадей для торговли благоприятствовало становлению торговых связей между старым торговым центром города и новой площадью Накш-е-Джахан, на которой теперь была сконцентрирована основная торговая деятельность Исфахана.

-7

1602: продолжается строительство на площади. Планируется сделать Накш-е-Джахан более комфортной, причём не только для покупателей базара, но и для торговцев и ремесленников. Для этого добавили ещё один ряд с торговыми помещениями, а также, был достроен второй этаж. Естественно, территория площади уменьшилась после этого, но с экономической точки зрения – это был выгодный манёвр. Теперь весь комплекс представлял собой галерею, имеющую огромное количество торговых палаток с обеих сторон от прохода, а также, на втором этаже расположились торгово-ремесленные помещения.

В XVII веке приступают к строительству двух удивительных сооружений эпохи правления сефевидов: мечети Шаха (мечеть Имама) и мечети шейха Лутфуллы. Таким образом, строения возведенные на площади в XVII веке сохранились и в наши дни.

ЗНАЧЕНИЕ НАКШ-Е-ДЖАХАН

Площадь выполняла несколько значимых для своего государства функций. Она стала не только центром экономической жизни в стране, но и стала местом проведения различных официальных мероприятий и религиозных обрядов. Здесь устраивали праздничные торжества с фейерверками, проходили военные парады и различные соревнования. Сейчас вся поверхность площади выложена камнем, а тогда, в XVII веке Накш-е-Джахан специально засыпали песком для проведения популярной игры чоуган-бази. Местные мастера миниатюры любили изображать в своих творениях игру на главной площади. По краям Накш-е-Джахан и сейчас сохранились ворота для этой популярной игры.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ НА ПЛОЩАДИ НАКШ-Е ДЖАХАН

Накш-е-Джахан – пространство, которое имеет форму прямоугольника, стороны которого равны 160 и 560 м. Вся территория площади составляет почти 9 га, по центру которой расположилась парковая зона отдыха с бассейном и фонтанами.

Совершенно точно, что интерес туристов привлекают строения, которые есть на каждой из сторон Накш-е-Джахан. В западной части площади раскинулся дворец Али-Капу, в северной стороне – Базар-е Кейсарийе, в восточной части Накш-е-Джахан можно лицезреть вход, ведущий в мечеть шейха Лутфуллы и наконец, в южной части площади расположилась мечеть Шаха.

АРХИТЕКТУРА НАКШ-Е-ДЖАХАН

Все элементы, которые есть на площади, в том числе строения, расположенные по сторонам, относятся к одной исторической эпохи и выполнены в едином стиле. Сооружения являются дополнением друг друга не только в архитектурном стиле, но и в смысловом отношении. Именно поэтому следует более подробно познакомиться с каждым из упомянутых сооружений.

Начать стоит с дворца Али-Капу, историческое название которого переводится как «Высокие Ворота».

-8

Изначально дворец планировался как центральные ворота, которые будут открывать вход в дворцовый ансамбль, где размещены павильоны. Здание имеет 5 этажей и оборудованное место для правящей особы, откуда открывается вид на главную площадь. Строительство дворца началось в XVII веке по распоряжению Аббаса I. Здесь он принимал почётных гостей и послов других государств, а также, праздновал иранский праздник Новруз. Художественное оформление дворца поражает своей красотой, над которой трудился придворный художник Резы Аббаси со своими учениками. В росписи преобладают анималистические и цветочные мотивы.

Перемещается от дворца в северную часть площади, где расположен Базар-е Кейсарийе. Базар стал лишь отдельной частью всего торгового комплекса Исфахана.

-9

Он соединялся с другими базарами другими проулками и проходами. Заплутать в этих рядах не составит никакого труда, особенно засмотревшись на товары, предлагаемые местными мастерами. Эти многочисленные проходы являются важной коммуникативной системой, используемой для перемещения товаров. Если раньше товары прибывали в караванах на мулах и верблюдах, то сейчас их привозят на грузовых машинах, а после складирования переправляют в торговые точки.

Далее расположилась мечеть шейха Лутфуллы, которая отлично видна с портика, расположенного напротив дворца. Строительством мечети занимался архитектор Моххамад Резой Исфахани и предназначалась она только для членов правящей семьи.

-10
-11

Так как мечеть не была предусмотрена для общественного пользования, в ней отсутствуют минареты. Строительство продолжалось с 1602 по 1618 годы. Мечеть выстроена из камня и символизирует как приверженность шиизму, так и благочестие самого шаха. Свое название она получила в честь шейха Лутфуллы, богослова, который был приглашён в Иран для преподавания шиитского толка.

-12

В завершении этого небольшого обзора архитектурных памятников площади Накш-е-Джахан следует обратить внимание на грандиозное и великое сооружение: мечеть Шаха, расположившуюся в южной части площади.

-13

Эта мечеть стала завершающим этапом строительства под руководством Аббаса I. На создание этого памятника архитектуры ушло почти 20 лет. Известно, что мечеть стала не только центром религиозного отправления, но и местом для общения и встреч местных жителей. Масджед-е Шах планировалась как мечеть, которая будет в состоянии уместить в себе все население города Исфахана на пятничной молитве. Оформлением главного входа стал портал, имеющий вид прямоугольника в вертикальном положении.

-14

Обе эти мечети облицованы расписанными вручную плитками из керамики, которые создают довольно интересные орнаменты. Они покрывают не только помещения мечети, но и купол, и минареты, именно поэтому строительство мечетей заняло несколько десятков лет.

-15

Следует обратить внимание на то, что мечеть Лутфуллы отличается отделкой, выполненной в золотистых цветах, в то время как мечеть Шаха может похвастаться разными оттенками голубого, синего и бирюзового цветов. Облицовка мечетей выполнена в технике хафт-ранги, позже распространилась по всему Ирану и была востребована и в последующие эпохи.

ЗНАЧЕНИЕ НАКШ-Е-ДЖАХАН ДЛЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

В 1979 Накш-е-Джахан была внесена в список культурных объектов наследия ЮНЕСКО. Кроме того, архитектурные строения площади признали гениальными шедеврами человеческого творения. Таким образом, площадь Имама стала не только историческим объектом, но и оказала влияние на мировую культуру.

Строительство площади оказало огромное влияние на будущее развитие архитектуры и живописи, а также, декоративно-прикладного искусства в Исфахане. Преобразования, которые произошли в городе во время правления сефевидов понесли за собой полное переосмысление понятия архитектуры города в период Средневековья.

-16

Благодаря нововведениям иранских архитекторов того времени, полностью изменился облик Исфахана, который теперь ассоциируется у жителей и туристов с голубым цветом мечети Шаха. В глазах путешественников Иран остался государством с разноцветными, богато украшенными зданиями, декорированными различными элементами. При оформлении любого из многочисленных строений на площади Накш-е-Джахан, было изменено мнение о том, как должно выглядеть здание: там нет неброской снаружи постройки, которая имеет роскошное оформление внутри. Строители того времени одинаково заботились как о внешнем, так и о внутреннем виде сооружения. Каждое здание на площади отличается роскошью и богатством, причём внутренняя отделка нисколько не уступает внешним изыскам. Именно в этом заключалась задумка города, пол мира за который можно отдать не раздумывая.

Важно и то, что Накш-е-Джахан является памятником творения человека и в частности, сефевидских архитекторов. А на Базар-е Кейсарийе и в наше время есть возможность стать частью многовековых традиций и на себе ощутить эту связь времен.

Больше интересного про Иран у нас на сайте - https://iranmag.ru/

Подпишитесь на наши соцсети