Многие люди, считающие себя верующими, живут в согласии с таким принципом:
«Бог есть, и он - Вездесущ».
А если Он и так всегда рядом с нами, где бы мы ни находились, то зачем же подниматься в воскресенье с утра пораньше и гнать себя в Храм по холоду и дождю на Богослужение? Ведь помолиться от всей души можно и не выходя из дома…
Но действительно ли всё настолько просто на самом деле?
Прежде всего следует вспомнить о том, зачем христиане вообще посещают Церковь еженедельно, а уже после этого сравнить эту нужду с нашими самооправданиями. Ведь необходимость эта была придумана не человеком, а Самим Небесным Отцом.
Вот о чём говорит нам одна из Его Заповедей:
И тех, кто нарушал данную Заповедь в Ветхозаветные времена, казнили, как убийц. Однако во времена Нового Завета с большим благоговением стали относиться к воскресному дню, потому как Спаситель освятить сей день Своим Воскресением. В наши дни, согласно Церковным правилам, нарушители данной Заповеди должны быть подвергнуты отлучению.
То же зафиксировано и в восьмидесятом правиле Шестого Вселенского Собора. Оно говорит нам о том, что если кто-либо из духовных лиц или мирян без веской на то причины не посещает Церковь на протяжении трёх недель, то мирянина, в таком случае, необходимо отлучить, а духовное лицо - «извергнуть из клира».
Господь учит нас тому, что всё в нашей жизни должно сводиться всего к двум Божественным Заповедям:
Но возможно ли жить в согласии с данными Заповедями, не посещая Храм?
Ведь если мы всем сердцем любим кого-то, мы будем стремиться видеться и быть с ним как можно чаще. Можно ли представить себе, что любящие люди избегают встреч и общения друг с другом?
Конечно, в крайнем случае можно ограничиться и телефонным звонком, но ведь телефонный разговор не может сравниться с личной встречей. Точно также и люди, любящие Господа, будут с нетерпением ждать встречи с Ним.
Подобное отношение и побуждает нас посещать Церковь, и постепенно это горячее желание превращается в острую необходимость. И в этом нет ничего удивительного, ведь любой Храм - это Дом Божий, где он пребывает и Телесно, и Кровно. Здесь мы, с Его помощью, возрождаемся духом в Таинстве Крещения.
А потому Церковь можно назвать нашей малой Небесной Родиной. Именно в Церкви Господь прощает наши прегрешения в минуту Исповеди, а после - воссоединяется с нами в Таинстве Святого Причастия.
Где же ещё мы могли бы отыскать подобные источники, дарующие нам нетленную, праведную жизнь?
Сердце любого Богослужения - это молитвы и размышления над словами, которые приводятся в Святом Писании. И именно в Храме Святое Писание открывается для нас по-новому, являя свою подлинную силу.
Один Православный подвижник как-то раз поведал о том, что его взору открылись языки пламени, исходившие из уст дьякона, читавшего «Слово Божье» в минуту Воскресной Литургии. Это пламя очищало души прихожан, и, впоследствии, восходило к Небесам.
Люди, убеждённые в том, что Библию можно почитать и дома, не посещая при этом Церковь, глубоко ошибаются. Конечно, можно открыть Священную Книгу и попытаться постичь её смысл, однако понять его в полной мере, находясь в удалении от Церковного собрания, невозможно.
Многие священнослужители утверждают, что люди, не прикасающиеся к Святому Причастию, не могут, как ни стараются, постичь волю Небесного Отца.
И в этом нет ничего удивительного, ведь Писание - это своего рода «инструкция», при помощи которой можно обрести Божественную благодать. Но если мы станем читать инструкцию, не занимаясь при этом сборкой шкафчика или установкой программы, то она так и останется для нас непостижимой и через время сотрётся из памяти.
Человеческое сознание быстро избавляется от ненужной, неиспользуемой информации. А потому Писание невозможно отделить от посещений Храма, ибо и даровано оно в своё время было именно Храму.
И, напротив, люди, посетившие Воскресную службу и взявшие после этого в руки Писание, увидят в нём особый, скрытый доселе смысл.
И если человек называет себя христианином, но не участвует в совместных молитвах вместе с иными верующими людьми, то какой же он, в таком случае, христианин?
Очень точно высказался на этот счёт Феодор Вальсамон, Антиохийский патриарх:
Рассказал о том, почему нам порой так не хочется посещать Церковь, кандидат Богословских наук Андрей Горбачёв:
«...Порой участвовать в общей службе желания нет никакого. Всем нам известно состояние, когда мы идём в Храм, принуждая себя. Однако без таких вот принуждений невозможно прийти к Богу.
Но откуда же это нежелание берётся?
Прежде всего, от страстей, бушующих в наших душах. А Богослужения на наши страсти влияют ощутимо - это действие можно сравнить с тем, как воздействует яркое свечение на обитателей тёмных пещер. Звери, привыкшие к тьме, едва завидев свет, убегают от него.
Точно также обстоит дело и со страстями - пока человек далёк от Церкви и Богослужений, страсти наслаждаются его духовным мраком. Однако служба для них подобно пронзительному, яркому свету, а потому вся эта нечисть и восстаёт, стараясь сбить нас с толку. Отсюда и слабость в ногах, и головные боли, и ломота, и раздражение, и неприязнь к другим людям, находящимся в Храме.
И если мы не осознаем важность Церковных молитв, то сдадимся и вновь возвратимся во тьму. Но, так или иначе, подлинного утешения ни в одном месте, кроме Церкви, мы никогда не обретём».
Читайте еще: