Соляризация – это явление, при котором переэкспонированная пленка приобретает свойство обращения. Если экспонировать кусок пленки и проявить его, то плотность почернения будет соответствовать длительности экспозиции до того момента, пока пленка не почернеет полностью. Если экспозицию увеличивать еще в несколько раз, то изображение после проявления станет менее плотным. Этот эффект обращения называется соляризацией потому, что он впервые наблюдался на проявленном, но не отфиксированном негативе, который на длительное время был выставлен на солнце.
Для достижения частичного обращения фотоснимка используют эффект, который называют "Эффект соляризации" или псевдооляризация. Правильнее назвать это "Эффект Сабатье". Но, не будем цепляться за терминологию. Просто таким способом мы можем получить оригинальные снимки с удивительным эффектом. Сила эффекта зависит от времени первой проявки, времени второго засвечивания и самой фотобумаги.
Делать буду во с этого изображения:
Вариант первый - самый простой - нужно отэкспонировать необходимое время (такое, как для печати обычным способом), потом недопроявить и прям в проявителе засветить. Потом уже допроявлять, визуально контролируя степень почернения.
Вариант второй - экспонируем, проявляем примерно половину времени и далее снова экспонируем изображение под увеличителем. Можно постараться совместить экспонируемое изображение и то, что проявилось. Можно чуть сдвинуть. Есть варианты для творчества! Засвечивать будем раз в десять больше. Потому что уже проявленная бумага теряет свою чувствительность. Потом допроявка. Это все тоже в темноте.
Тут важно, что первая проявка должна быть короткой. Надо сильно недопроявить, а то эффект белых линий пропадет.
Можно так же делать частичную соляризацию, маскируя при второй экспозиции.
Вообще прием печати "Эффект соляризации" интересен тем, что повторяемости сложно добиться, каждый снимок уникален.
За счет чего же получается такое изображение?
При первой экспозиции мы получаем правильное хорошее скрытое изображение. Условно с такой характеристической кривой (прямая линия на схеме). Потом частично проявив опять начали засвечивать эту же картинку. И то, что уже стало черным чернее не становится, а то что было светлым начинает темнеть. Чем больше второе засвечивание, тем темнее становятся светлые участки. А средние тона остаются средними. Во как! Потому как средним участкам не дает темнеть уже потемневший слой. Как бы защищает от света. То есть: тёмные участки – останутся тёмными, светлые – станут тёмными, а серые так и будут серыми!
Можно еще больше усилить эффект от ваших творческих экспериментов, обработав полученные снимки виражами.
Творческих успехов!!!!