Сергей Балакин
Предыдущая статья здесь.
Габриэле д’Аннунцио несомненно был гением самопиара: он умел свои провалы представлять так, будто это его победы. Потерпев полное фиаско с «Республикой свободы» в Фиуме и отправив на смерть две сотни своих сторонников, он и не думал раскаиваться в содеянном. Как это ни парадоксально, но в Италии его встречали как героя. Муссолини завидовал славе д’Аннунцио и, конечно, был бы рад от него избавиться, но не хотел рисковать. Он знал, что у его конкурента в стране десятки тысяч сторонников, в том числе отряды бойцов-ардити, считавших команданте своим вождём и готовых пойти за ним по первому его зову. Поэтому дуче, придя к власти, пел «Гавриилу Благовестнику» дифирамбы, называл своим учителем, но его вмешательства в политику старался не допустить.
В 1921 году д’Аннунцио приобретает расположенную на берегу озера Гарда виллу, реквизированную у немецких хозяев, дальних родственников Рихарда Вагнера. На прилегающей к вилле территории площадью 9 гектаров он затевает масштабное строительство. Своему поместью он даёт пафосное название Vittoriale degli Italiani – «Победы итальянцев». Фактически он, подобно фараону, строит монументальный памятник самому себе, по масштабу сравнимый с египетской пирамидой.
Лидера фашистов Муссолини это вполне устраивало. Изолировать потенциально опасного соратника в провинциальной роскоши подальше от Рима – для него это был прекрасный вариант. Габриэле д’Аннунцио осыпают почестями, его виллу Витториале объявляют национальным достоянием, и её дальнейшее обустройство осуществляется за государственный счёт. Поэту и национальному герою назначают умопомрачительную пенсию, издают полное собрание его сочинений.
Поскольку у поместья д’Аннунцио полуофициальный статус военного мемориала, то ему бесплатно передают многочисленные артефакты, образцы оружия и военной техники. Так, среди экспонатов Витториале появляются артиллерийские орудия, самолёт, торпедный катер. Но в 1923 году д’Аннунцио получает подарок, какого никому и никогда больше не доставалось. Ему для украшения его виллы передают только что выведенный из состава итальянского флота крейсер!
«Пулья» («Puglia») – последний, шестой корабль в серии бронепалубных крейсеров типа «Умбрия». Их ещё называют типом «Регионы», так как все они получили названия в честь итальянских провинций – «Умбрия», «Ломбардия» и т.д.; «Пулья» - это провинция, которая у нас зовётся Апулия.
Шедевром кораблестроения корабли этой серии не назовёшь: они были тихоходными, слабо защищёнными и к тому же строились очень долго. Так, крейсер «Пулья» был заложен на верфи в Таранто в 1893 году, а вошёл в состав флота только в 1901-м. Будучи ровесником нашей «Авроры», он имел вдвое меньшее водоизмещение и уступал ей по всем параметрам.
Тем не менее, крейсер ходил в Южную Америку, на Дальний Восток, участвовал в итало-турецкой и Первой мировой войнах. А после падения Австро-Венгрии обеспечивал оккупацию далматинских городов. На нём выходил в море и Габриэле д’Аннунцио. А 11 июля 1920 года, во время беспорядков в Спалато (Сплите), сошедшие на берег итальянские моряки подверглись нападению хорватских повстанцев. Командир «Пульи» Томмасо Гулли и один матрос были убиты. Этот инцидент стал поводом для разгрома итальянскими фашистами Славянского культурного центра в Триесте.
В 1923 году списанный крейсер «Пулья» разобрали на части, корпус расклепали и перевезли в городок Гардоне Ривьера на озере Гарда - по железной дороге и на тяжёлых грузовиках. Сухопутное путешествие корабля было рекордным - более 300 км!
Правда, следует оговориться, что на «дачу» д’Аннунцио прибыл не весь крейсер, а лишь его часть: примерно половина корпуса, носовая надстройка и мачты. Разместить на территории виллы Витториале корабль целиком не позволял рельеф – довольно крутой склон холма. Тем не менее, в определённых ракурсах «Пулья» выглядит настоящим боевым кораблём, выплывающим на зрителя из кипарисовой рощи!
Сегодня Витториале дельи Итальяни - достаточно известный музей, один из самых посещаемых в Северной Италии. В музейный комплекс входят несколько зданий, включая дом Габриэле д’Аннунцио, его же мавзолей, парк с ручьём и водопадом, множество разных скульптур и памятников, амфитеатр, павильоны с коллекцией автомобилей и торпедным катером MAS-96 и, наконец, крейсер «Пулья» с расположенным в его корпусе морским музеем. Основные объекты комплекса показаны на схеме.
С высоты птичьего полёта Витториале выглядит очень живописно:
А теперь совершим прогулку музею-мемориалу, посвящённому великому авантюристу, писателю, поэту, националисту, герою, оратору, донжуану, диктатору необычного государства и крёстному отцу итальянского фашизма. Признаюсь, я сам там не был: поездка на озеро Гарда так и не вписалась в маршруты моих путешествий по Италии. Но Витториале посетил и подробно отснял мой сын, поэтому традиция канала КруиЗеро публиковать преимущественно оригинальные авторские фотографии не будет нарушена.
Со стороны резиденция д’Аннунцио напоминает крепость:
У центрального входа в комплекс Витториале дельи Итальяни установлена полевая пушка, на лафете которой перевозился гроб с телом Габриэле д’Аннунцио на траурной церемонии в марте 1938 года:
Кстати, итальянская 75-мм полевая пушка образца 1911 г. – первое в мире серийное орудие с раздвижными станинами. Внешне она отличается от собратьев наличием над стволом необычного подвижного гребня, который защищает прорезь в щите от пуль и осколков.
А это фасад Приории – резиденции д’Аннунцио, украшенный многочисленными барельефами и гербами:
Вид из комплекса зданий центральной усадьбы на озеро Гарда:
Личное оружие д’Аннунцио:
И его награды:
В Приории выставлено много разного оружия – например, этот авиационный пулемёт:
К центральной усадьбе примыкает круглое здание лекционного зала, под потолком которого подвешен самолёт Ансальдо SVA.9, на котором д’Аннунцио в 1918 году совершил пропагандистский полёт над столицей Австро-Венгрии Веной:
На фюзеляже аэроплана изображён разъярённый лев Сан-Марко – именно такой рисунок был на борту самолёта Капрони, на котором д’Аннунцио летал бомбить австро-венгерскую базу Каттаро (Котор) в октябре 1917 года:
Как уже говорилось в предыдущей статье, этот полёт едва не стоил нашему герою жизни.
Подлинный это самолёт или копия, я так и не понял. Но если даже копия, то очень хорошо выполненная.
На территории Витториале множество памятников и скульптур, установленных как при жизни Габриэле д’Аннунцио, так и после его смерти. Один из центральных монументов называется «Пьяве» (Il Piave): он представляет собой мощную колонну со статуей крылатой Победы на вершине. Пьяве – это река, на которой в 1917 году произошло одно из самых кровопролитных сражений Первой мировой войны. Итальянская армия тогда понесла огромные потери, в том числе от химического оружия, применённого австро-германскими войсками.
Фонтан точнее следовало бы назвать каскадом. Найдите в нём дельфина:)
Мост через ручей украшают крупнокалиберные снаряды:
На самом высоком месте Витториале расположен мавзолей. Саркофаг Габриэле д’Аннунцио находится на высокой колонне в самом центре, а вокруг ещё десяток саркофагов, в которых захоронены соратники команданте, бравшие вместе с ним Фиуме, а также архитектор Джанкарло Марони, превративший старое поместье в величественный мемориал «побед итальянцев».
Ну а теперь пора посетить самый большой раритет мемориала – крейсер «Пулья». Вот его вид с крыши мавзолея и с палубы самого корабля:
Кстати, здесь, на крейсере, проходила церемония прощания с поэтом в марте 1938 года.
На палубе крейсера. Справа вверху – мавзолей д’Аннунцио:
Крейсер «Пулья» был подарен поэту-команданте без артиллерии главного калибра. И вместо пары носовых шестидюймовок сейчас установлены 40-калиберные 76-мм пушки Ансальдо, представляющие собой лицензионную копию английской 12-фунтовки Армстронга:
Носовые шпили якорного устройства:
Вид с земли. Декоративная носовая фигура крылатой виктории – это, разумеется, «посмертный тюнинг» крейсера:
Внутри корпуса крейсера находится небольшой морской музей с коллекцией моделей кораблей итальянского флота:
Модели очень приличного качества, среди них есть весьма интересные, но рассказ о них – это отдельная тема, выходящая за рамки нашего повествования…
А вот другой подлинный военно-морской экспонат - торпедный катер MAS-96 – к биографии д’Аннунцио имеет самое непосредственное отношение. На нём поэт участвовал в попытке атаковать австро-венгерские корабли в бухте Буккари в феврале 1918 года. В военном отношении результат операции оказался нулевым: выпущенные торпеды застряли в противоторпедных сетях. Но благодаря д’Аннунцио эта акция получила широкую известность. Мастер пиара оставил во вражеской гавани три раскрашенные в цвета итальянского флага бутылки с листовками, текст которых начинался с фразы про «осторожный австрийский флот, занятый высиживанием славы Лиссы в безопасных гаванях»… Пропагандистский эффект от этой атаки превзошёл все ожидания, и неудачная по сути операция осталась в истории итальянских ВМС как «издевательство в Буккари».
Вооружение катера: две 450-мм торпеды, 4 глубинные бомбы, 47-мм пушка и 6,5-мм пулемёт Кольт.
Предыдущая статья о великом и ужасном Габриэле д’Аннунцио здесь.
А начало рассказа о Триесте, откуда родом сегодняшняя тема, здесь.
Рассказы о морских и речных путешествиях с историческим уклоном продолжатся и в будущем году. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.