Найти в Дзене
Ольга В.

Чего хотят феминистки или «Манифест общества полного уничтожения мужчин»

Дважды мне в комментариях мужчины приводили SCUM Manifesto, 1968 Валери Соланас как образец того, к чему стремятся феминистки.

Что ж, очевидно, пора продолжить рубрику ФЕМПРОСВЕТ.

Предыдущие серии:

Слово SCUM в конце 60х – 70х годах некоторые исследователи трактовали по заглавным буквам как «Society for Cutting Up Men» - «Общество полного уничтожения мужчин». Сама Валери Соланас отрицала такую трактовку своего произведения, хотя начинка манифеста была как раз в духе этой трактовки.

Итак, основные характеристики мужчин (перевод с английского мой):

Мужчина полностью эгоцентричен, замкнут в себе, неспособен сопереживать или отождествлять себя с другими, любить, дружить, испытывать привязанность или нежность».
…он не может заботиться ни о чем, кроме своих собственных физических ощущений. … он в лучшем случае полнейший зануда, безобидная грязь, поскольку очаровательными могут быть только те, кто способен впитывать в себя других.
… он оказался в сумеречной зоне на полпути между людьми (женщинами – авт.) и обезьянами.
… он способен испытывать широкий спектр негативных чувств — ненависть, ревность, презрение, отвращение, вину, стыд, сомнение — и, более того, он осознает, кем он является, а кем нет.

Далее Соланас пишет о зависти мужчин к вaгинe, снабжая этот тезис раскрытием психологических проблем, свойственных каждому мужчине ввиду этого обстоятельства:

Презирающий свое крайне неадекватное "я", охваченный сильной тревогой и глубоким, безмерным одиночеством, когда его опустошает его эго, отчаянно пытающийся привязаться к любой женщине в смутной надежде завершить себя, в мистической вере, что, прикоснувшись к золоту, он превратится в золото, мужчина жаждет постоянного общения с женщинами.

Эти строки впоследствии называли «перевертышем» Фрейда: согласно его концепции женщина завидует пenису, и именно этот пункт до сих пор удивляет не только женщин, но и некоторых психологов.

Не лучше мужчин, согласно Соланас, женщины, которые поддерживают их власть: кроткие жены, тихие и запуганные создания, конформистки. Они также, как и мужчины должны быть уничтожены.

В этом манифесте говориться далеко не только о мужском и женском. Хоть и с натягом, но Манифест может претендовать на политическую программу. Валери Соланас была анархисткой, и настаивала на уничтожении государства и денежной системы, которые угнетают и подавляют индивида.

К анархизму относят теории в социальной философии, согласно которым государство должно отмереть ввиду того, что закончило свою историческую миссию, к ним относились наши философы и революционеры второй половины 19 – начала 20 вв. М. Бакунин и П. Кропоткин, так же, как и Соланас, они ратовали за упразднение государства и права, тюрем и денежной системы.

Если взять некоторые выдержки из SCUM Manifesto индивидуалистического и либертарианского толка, то они многим понравятся, как мужчинам, так и женщинам:

Истинное сообщество состоит из индивидов — не просто представителей вида, не пар — уважающих индивидуальность и неприкосновенность частной жизни друг друга, в то же время взаимодействующих друг с другом ментально и эмоционально — свободных душ в свободном отношении друг к другу — и сотрудничающих друг с другом для достижения общих целей. Традиционалисты говорят, что основной ячейкой “общества” является семья; хиппи говорят "племя"; никто не говорит "индивид".

В целом манифест местами написан околонаучным языком, а местами срывается на проклятия в сторону консерваторов, мужчин и государства. Последние идут вкупе с язвительной иронией, подколами и прочими увеселяющими читателя приемами. В целом читать интересно и местами смешно, особенно когда доказывается никчемность мужчин. Смешно по двум причинам: во-первых, это бред, во-вторых, это талантливый бред, который очень напоминает средневековые рассуждения служителей церкви о греховности человеческой природы, похотливости женщин. Рассуждения Соланас о мужчинах, которые спят и видят, на кого бы сАгрессивничать и выместить свою ущербность, очень напоминают средневековые и фундаменталистские рассуждения о женщинах, которые кроме похоти в уме ничего не держат. Это гиперболизация, доведение до абсурда. И это сложно не увидеть.

Собственно, именно поэтому я взялась за эту статью. У меня сложилось впечатление, что где-то на просторах рунета мужчинам показывают этот феерический бредостеб и говорят: вот, феминистки хотят этого, переуbivать всех мужчин. Я не исключаю, что какие-нибудь поехавшие барышни реально называют себя феминистками и на полном серьезе ратуют за такие идеи. Таким нужно санитаров вызывать.

Кстати, сама Валери Соланас не единожды лечилась в психиатрической клинике. Она знаменита тем, что стреляла в своего покровителя и известного художника Энди Уорхола. Выпустила ему три пули в живот и сдалась полиции. Еще она была лесбиянкой, прostитуткой, родила ребенка и отдала его на усыновление.

Уцелевший после покушения на жизнь Энди Уорхол
Уцелевший после покушения на жизнь Энди Уорхол

Сам Энди Уорхол восхищался Валери, считал ее музой, и даже не писал заявление в полицию после того, как она его чуть не уbiла. Он потакал ей во всем, снял ее в своей короткометражке “I, a Man”, когда она решила начать карьеру актрисы. Именно он свел ее с издателем Марисом Гиродиасом (Girodias), который тут же дал аванс 500 долларов (не слабые деньги по тем временам) за будущий SCUM Manifesto. В конце 60х конркультура стала хорошо продаваться. Чем громче заявление, чем больший резонанс в обществе оно обещает, тем лучше.

Одна из самых известных картин Энди Уорхола, Marilyn Diptych (фрагмент)
Одна из самых известных картин Энди Уорхола, Marilyn Diptych (фрагмент)

Соланас хорошо чувствовала, что нужно бунтарям того времени, умела это написать, изобразить и показать. Кроме того, она действительно была со справкой. Это вам не хайпующие современные Инстасамки или Ивлеевы, выдавливающие из себя фигню и переобувающиеся в воздухе, как только запахло жареным. У Соланас все шло от души. Она была человеком с диагнозами, резким, без царя в голове, не обремененным нормами общественной морали, но и умным.

В некотором роде восхищение Уорхола можно понять: большего воплощения протеста, шагающего по земле сложно представить. То, что она – женщина, «слабый пол», особенно иронично. Именно поэтому у нее не было последователей (или последовательниц). SCUM Manifesto можно почитать, повозмущаться или поржать, но не принимать всерьез. Меня удивляет, когда это произведение на полном серьезе рассматривают как концепцию, которую кто-то планирует или планировал воплотить в жизнь.

Поэтому мужчины, не бойтесь, феминизм – это не Валери Соланас. Она такая одна, и ее уже давно нет на этой земле.