Дважды мне в комментариях мужчины приводили SCUM Manifesto, 1968 Валери Соланас как образец того, к чему стремятся феминистки.
Что ж, очевидно, пора продолжить рубрику ФЕМПРОСВЕТ.
Предыдущие серии:
Слово SCUM в конце 60х – 70х годах некоторые исследователи трактовали по заглавным буквам как «Society for Cutting Up Men» - «Общество полного уничтожения мужчин». Сама Валери Соланас отрицала такую трактовку своего произведения, хотя начинка манифеста была как раз в духе этой трактовки.
Итак, основные характеристики мужчин (перевод с английского мой):
Мужчина полностью эгоцентричен, замкнут в себе, неспособен сопереживать или отождествлять себя с другими, любить, дружить, испытывать привязанность или нежность».
…он не может заботиться ни о чем, кроме своих собственных физических ощущений. … он в лучшем случае полнейший зануда, безобидная грязь, поскольку очаровательными могут быть только те, кто способен впитывать в себя других.
… он оказался в сумеречной зоне на полпути между людьми (женщинами – авт.) и обезьянами.
… он способен испытывать широкий спектр негативных чувств — ненависть, ревность, презрение, отвращение, вину, стыд, сомнение — и, более того, он осознает, кем он является, а кем нет.
Далее Соланас пишет о зависти мужчин к вaгинe, снабжая этот тезис раскрытием психологических проблем, свойственных каждому мужчине ввиду этого обстоятельства:
Презирающий свое крайне неадекватное "я", охваченный сильной тревогой и глубоким, безмерным одиночеством, когда его опустошает его эго, отчаянно пытающийся привязаться к любой женщине в смутной надежде завершить себя, в мистической вере, что, прикоснувшись к золоту, он превратится в золото, мужчина жаждет постоянного общения с женщинами.
Эти строки впоследствии называли «перевертышем» Фрейда: согласно его концепции женщина завидует пenису, и именно этот пункт до сих пор удивляет не только женщин, но и некоторых психологов.
Не лучше мужчин, согласно Соланас, женщины, которые поддерживают их власть: кроткие жены, тихие и запуганные создания, конформистки. Они также, как и мужчины должны быть уничтожены.
В этом манифесте говориться далеко не только о мужском и женском. Хоть и с натягом, но Манифест может претендовать на политическую программу. Валери Соланас была анархисткой, и настаивала на уничтожении государства и денежной системы, которые угнетают и подавляют индивида.
К анархизму относят теории в социальной философии, согласно которым государство должно отмереть ввиду того, что закончило свою историческую миссию, к ним относились наши философы и революционеры второй половины 19 – начала 20 вв. М. Бакунин и П. Кропоткин, так же, как и Соланас, они ратовали за упразднение государства и права, тюрем и денежной системы.
Если взять некоторые выдержки из SCUM Manifesto индивидуалистического и либертарианского толка, то они многим понравятся, как мужчинам, так и женщинам:
Истинное сообщество состоит из индивидов — не просто представителей вида, не пар — уважающих индивидуальность и неприкосновенность частной жизни друг друга, в то же время взаимодействующих друг с другом ментально и эмоционально — свободных душ в свободном отношении друг к другу — и сотрудничающих друг с другом для достижения общих целей. Традиционалисты говорят, что основной ячейкой “общества” является семья; хиппи говорят "племя"; никто не говорит "индивид".
В целом манифест местами написан околонаучным языком, а местами срывается на проклятия в сторону консерваторов, мужчин и государства. Последние идут вкупе с язвительной иронией, подколами и прочими увеселяющими читателя приемами. В целом читать интересно и местами смешно, особенно когда доказывается никчемность мужчин. Смешно по двум причинам: во-первых, это бред, во-вторых, это талантливый бред, который очень напоминает средневековые рассуждения служителей церкви о греховности человеческой природы, похотливости женщин. Рассуждения Соланас о мужчинах, которые спят и видят, на кого бы сАгрессивничать и выместить свою ущербность, очень напоминают средневековые и фундаменталистские рассуждения о женщинах, которые кроме похоти в уме ничего не держат. Это гиперболизация, доведение до абсурда. И это сложно не увидеть.
Собственно, именно поэтому я взялась за эту статью. У меня сложилось впечатление, что где-то на просторах рунета мужчинам показывают этот феерический бредостеб и говорят: вот, феминистки хотят этого, переуbivать всех мужчин. Я не исключаю, что какие-нибудь поехавшие барышни реально называют себя феминистками и на полном серьезе ратуют за такие идеи. Таким нужно санитаров вызывать.
Кстати, сама Валери Соланас не единожды лечилась в психиатрической клинике. Она знаменита тем, что стреляла в своего покровителя и известного художника Энди Уорхола. Выпустила ему три пули в живот и сдалась полиции. Еще она была лесбиянкой, прostитуткой, родила ребенка и отдала его на усыновление.
Сам Энди Уорхол восхищался Валери, считал ее музой, и даже не писал заявление в полицию после того, как она его чуть не уbiла. Он потакал ей во всем, снял ее в своей короткометражке “I, a Man”, когда она решила начать карьеру актрисы. Именно он свел ее с издателем Марисом Гиродиасом (Girodias), который тут же дал аванс 500 долларов (не слабые деньги по тем временам) за будущий SCUM Manifesto. В конце 60х конркультура стала хорошо продаваться. Чем громче заявление, чем больший резонанс в обществе оно обещает, тем лучше.
Соланас хорошо чувствовала, что нужно бунтарям того времени, умела это написать, изобразить и показать. Кроме того, она действительно была со справкой. Это вам не хайпующие современные Инстасамки или Ивлеевы, выдавливающие из себя фигню и переобувающиеся в воздухе, как только запахло жареным. У Соланас все шло от души. Она была человеком с диагнозами, резким, без царя в голове, не обремененным нормами общественной морали, но и умным.
В некотором роде восхищение Уорхола можно понять: большего воплощения протеста, шагающего по земле сложно представить. То, что она – женщина, «слабый пол», особенно иронично. Именно поэтому у нее не было последователей (или последовательниц). SCUM Manifesto можно почитать, повозмущаться или поржать, но не принимать всерьез. Меня удивляет, когда это произведение на полном серьезе рассматривают как концепцию, которую кто-то планирует или планировал воплотить в жизнь.
Поэтому мужчины, не бойтесь, феминизм – это не Валери Соланас. Она такая одна, и ее уже давно нет на этой земле.