Русская православная церковь всегда играла значимую роль в истории русских земель. Её отношения со светской властью зачастую были достаточно противоречивыми и сложными. С одной стороны, именно Церковь могла поддерживать стремление объединить русские земли под единой властью. С другой, церковные иерархи не хотели полностью подчиняться власти князей и рассчитывали проводить и дальше во многом самостоятельную политику, являясь важными политическими фигурами. Обе эти тенденции в полной мере проявились в то время, когда главой Русской православной церкви был митрополит Геронтий.
Глава Церкви не мог не принимать участия в крупнейших политических мероприятиях, которые пришлись на период правления Ивана III. Важнейшей частью этой политики, проводимой Великим князем, было дальнейшее присоединение русских земель к Москве, объединение их в составе единого централизованного государства. В этой области большое значение имело окончательное присоединение к Москве Великого Новгорода и всех подвластных ему земель, которые занимали огромные территории вплоть до северных морей и Уральских гор.
Незадолго до того, как Геронтий стал митрополитом, московскому войску удалось одержать в 1471 г. решительную победу в Шелонской битве. После этого независимость Новгородом фактически была утрачена, он обязался не иметь дипломатических связей с Литвой, выплатить контрибуцию, разрушить оборонительные сооружения. Однако, окончательное присоединение Новгорода к Москве произошло на несколько лет позже.
Иван III нуждался в идеологической поддержке своей политики по отношению к Новгороду, и митрополит Геронтий был готов оказать ему в этом помощь. По сообщению Софийской второй летописи, узнав о том, что новгородцы в очередной раз задумали не признавать власть Великого князя, Иван Васильевич отправился как раз к митрополиту и принёс ему жалобу на измену жителей Новгорода. По словам летописца, Великий князь
«вооружается на свою отчину, на отступников и крестного целования преступников новгородцев» именно «по благословению же преосвященного митрополита Геронтия всея Руси и еже о нем священного собора архиепископов, епископов и всего священнического чина».
Очевидно, что Церковь в лице митрополита в данном случае готова была оказать полную поддержку действиям Ивана, направленным на покорение Новгорода.
Другим важным событием правления Ивана III в рамках политики объединения русских земель было присоединение к Москве Тверского княжества, которое на протяжении двух столетий выступало главным противником московских князей. Окончательная потеря Тверью независимости произошла в 1485 г., однако ей предшествовала долгая подготовка, которая затронула и церковную сферу.
Тверские князья всегда стремились иметь на своей епископской кафедре людей, которые поддерживали бы их стремление к независимости от Москвы. Нередко именно тверские владыки стремились опереться на митрополитов, поставленных Константинополем, находящихся в Литве. Естественно, что Иван III не хотел мириться с этим. И в данном случае Геронтий готов был ему помочь. Именно Геронтий в 1477 г. рукоположил епископом Твери Вассиана, который ранее в миру был Василием Оболенским, сыном известного московского полководца Стриги Оболенского. Очевидно, что от этого духовного владыки Тверской князь никак не мог ожидать политической поддержки.
К моменту занятия Геронтием митрополичьей кафедры, московские князья продолжали считаться данниками Орды, хотя, конечно, времена, абсолютной зависимости давно прошли. Сама Орда уже распалась на несколько независимых государств, с каждым из которых Иван III пытался выстраивать отношения с разной степень успешности, порой решаясь на открытое вооружённое противостояние, как это было в случае с Казанским ханством.
Скорее всего, выплата дани Орде была прекращена уже к 1476 году. После того как хан Золотой Орды Ахмат к 1480 г. завершил военные действия против Крымского ханства, он решил восстановить зависимость русских земель. Ситуация для Ивана осложнялась тем, что союз с Ахматом заключил князь Литвы Казимир, Ливонский Орден начал военные действия против Пскова. Воспользовались сложным моментом и братья Иван, которые подняли мятеж, выражая недовольство тем, что им ничего не досталось из удела их умершего брата Юрия.
Изначально Иван сам лично возглавил армию, которая должна была противостоять татарам. Однако спустя 2 месяца он передал командование своему сыну и вернулся в Москву. В некоторых источниках можно найти упоминание, что Великий князь откровенно запаниковал и собирался, оставив Москву, с женой и казной бежать в Белоозеро.
Однако в другом летописном источнике мы можем найти указание на то, что Иван вернулся в Москву «на совет и думу к своему отцу, к митрополиту Геронтию», а также к другим своим родственникам и боярам.
Геронтий наряду с матерью великого князя, архиепископом Вассианом и Троицким игуменом Паисием назван в числе тех людей, которые смогли уговорить Ивана примириться со своими братьями. Великий князь обещал их «пожаловати», а они должны были выступить ему на помощь со своими войсками. Митрополит Геронтий остался в Москве, несмотря на возможную опасность её осады татарским войском. Это должно было успокоить горожан.
К ноябрю 1480 г. Иван готов был дать решительное сражение татарам, однако войска Ахмата начали отступление. Несмотря на то, что эта военная кампания не принесла громких побед, фактически она стала тем событием, после которого можно говорить об окончательном прекращении ордынского ига. Митрополит Геронтий сыграл в этих событиях определённую положительную роль. Он выступил со словами поддержки Великого князя, призывая его защитить Русскую землю и отстоять её от нашествия. Нахождение митрополита в Москве и его готовность вместе с москвичами пережить осаду должны были способствовать укреплению спокойствия среди московского населения.
В соборном послании на Угру Геронтий посылал своё благословение Великому князю и всему его воинству. Митрополит призывал смело стоять за «свою святую чистую нашу пречестнейшую веру». При этом говорилось, что противники великого князя направляются никем иным как дьяволом, соответственно обречены на то, чтобы отправиться в ад. Митрополит обещал, что русское воинство получит помощь Богородицы и всех святых. Очевидно, что это послание должно было укрепить боевой дух московского войска, обеспечить идеологическую поддержку Ивану Васильевичу.
Стоит отметить ту роль, которую сыграл митрополит Геронтий в окончательном утверждении власти Москвы в Вятской земле. Вятка изначально отличалась высокой степенью самостоятельности, которая обеспечивалась географической отдалённостью от наиболее значимых государственных центров. Большую роль в управлении играло вече, что могло объясняться и тем, что значительную часть населения составляли выходцы из Новгорода.
Во времена противостояния Василия II со своими двоюродными братьями Вятка поддерживала противников московского князя. Уже после утверждения своей власти как великого князя Василий предпринял в 1457-1459 гг. два похода на Вятку. В результате последнего ему удалось привести этот край под власть Москвы. Однако в Вятке сохранялось самоуправление, при любом ослаблении власти Великого князя вятчане пытались расширить степень своего суверенитета.
Уже после присоединения Новгорода к Москве власть в Вятке перешла к сторонникам независимости, которым удалось организовать своеобразную вечевую республику во главе с боярином Иваном Аникиевым.
Митрополит Геронтий обратился изначально в 1486/1487 году с посланием к вятскому духовенству, в котором он обвинял священников в том, что они попустительствуют совершению своей паствой самых страшных грехов. В числе прочего Геронтий писал об убийствах, грабежах, Отдельно отмечал, что обитатели Вятки
«святые Божии церкви разоряют и грабят, а зовущесь христиане, а творяще злая дела горше поганых».
Геронтий требовал, чтобы духовенство повлияло на свою паству, заставило их прекратить грабежи, вернуть всё награбленное, отпустить захваченных христиан. Отдельно говорилось о необходимости покориться власти Великого князя. Геронтий угрожал тем, что в случае невыполнения всех этих условий, все жители Вятки, включая священников, будут отлучены от Церкви.
Судя по всему, одновременно с этим посланием Геронтий отправляет в Вятку ещё одно, которое было адресовано уже в целом всем жителям. В этом послании Геронтий упрекал вятчан не только в их сегодняшнем поведении, но и говорил:
«за всё своему Господарю Великому князю грубите и приставаете к его недругам издавна».
Геронтий подчёркивал, что именно он выступал в качестве ходатая за вятчан перед великим князем, который только поэтому не торопился с наказанием мятежного края, ожидая раскаяния. Митрополит требовал у вятчан раскаяться и бить челом Великому князю. Только это, по его мнению, могло спасти их ка кот пролития крови, так и от погибели души.
Сложно сказать, насколько значимую роль сыграли эти послания в покорении Вятки. Без военных действий не обошлось. Московские войска дважды приходили на Вятскую землю: в 1487 и 1489 годах. Город в конечном итоге был взят, руководство вечевой республики казнено, большая часть вятской знати была переселена на другие земли – стандартный приём уже опробованы на Новгороде. После этого Вятка стала окончательно частью Русского централизованного государства. Очевидно, что митрополит Геронтий оказал всю возможную идеологическую поддержку Ивану III. Вполне вероятно, что угрозы отлучением от Церкви могли подействовать на значительную часть защитников Вятки, что ускорило их поражение.
Продолжение, про то как митрополит конфликтовал с князем, - следует.