Трудно найти сегодня человека, которому не звонили бы телефонные мошенники, разные виды мошенничества распространены. Представляясь сотрудником службы безопасности банка, мошенники часто говорят жертве о том, что по счету "зафиксирована подозрительная операция" или "установлены признаки перевода денег без согласия клиента", после чего выманивают личные данные и используют для хищения денег. Действия мошенников породили недоверие к банкам, а также подобным звонкам, и сообщениям.
В данной заметке предлагаю разобраться как быть, если по вашему счету действительно зафиксирована подозрительная операция и какие действия в таком случае предпримет ваш банк.
🧐 Подозрительная операция
Итак, с вашего банковского счета мошенники действительно хотят похитить деньги. Данные действия фиксирует ваш банк после чего предпринимает предусмотренные законом действия.
Какие же действия он должен предпринять в данном случае, как отличить звонок из банка от звонка мошенника?
👨⚖️ По закону
Данный вопрос регулируется
Федеральным законом от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ "О национальной платежной системе".
✅ Согласно ч. 5.1. ст. 8 Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ "О национальной платежной системе" операторы по переводу денежных средств при выявлении ими операции, имеющей признаки осуществления транзакции без согласия клиента, обязаны до осуществления списания денежных средств с банковского счета клиента приостановить исполнение распоряжения о совершении операции на срок до двух рабочих дней.
✅ В силу ч. 5.2. ст. 8 Закона № 161-ФЗ оператор должен сообщить клиенту о том, что исполнение распоряжения приостановлено, и получить подтверждение на его выполнение или отмену.
✅ При этом согласно ч. 5.3. ст. 8 Закона, при неполучении ответа от клиента оператор по истечении двух рабочих дней возобновит исполнение распоряжения. Иными словами – переведет деньги .
💬 Как мы видим, закон прописан достаточно интересно. Особенно интересно то, что информационные агенства многих банков, а также иные органы давно распространили информацию о том, что банки никогда не звонят и не сообщают о подозрительных операциях, однако как мы видим, это не совсем так. Банк обязан сообщить клиенту о подозрительной операции. Но как?🤔
☝️ Как банк уведомит клиента о подозрительной операции
То каким образом будет происходить уведомление клиента о подозрительной операции по закону решает сам банк.
Все банки с которыми связался автор блога уведомили его, что уведомление о подозрительной операции придет клиенту в СМС-сообщении или в чате мобильного приложения банка. Скорее всего данные сообщения придут клиенту неоднократно. В сообщении банка будет сообщено о "заморозке" подозрительной операции и действиях, которые должен предпринять клиент.
То есть, схема работы с подозрительной операцией выглядит следующим образом:
- Подозрительная операция;
- Автоматическая блокировка денег банком;
- СМС из банка о блокировке операции на срок двое суток;
- Звонок клиента в банк или посещение офиса с паспортом;
- Решение банка о снятии либо сохранении блокировки денег.
💡Кстати! Признаки осуществления перевода денежных средств без согласия клиента утверждены специальным документом Центрального банка России, ознакомиться с ним можно по ссылке.
⚠️ Обратите внимание: если сообщение о подозрительной операции будет направлено вам через СМС, то у вас всегда в пользовании должен находиться номер телефона, известный банку, а также банку должны быть известны ваши актуальные личные данные. В случае замены документов или смены телефона банки при общении рекомендовали обратиться в отделение для уточнения личных данных. Так, в случае подозрительной операции, банк просто может не связаться с вами и вынужден будет провести подозрительную операцию.
Заключение
Теперь вы знаете что должен сделать банк в случае выявления подозрительной операции. Однако стоит заострить ваше внимание на том, что выбор способа уведомления вас о подозрительной операции остается за банком, поэтому автор блога горячо рекомендует вам связаться со своим банком и запросить информацию о том каким образом именно ваш банк уведомит вас о подозрительной операции по счету. Также данная информация может быть размещена в открытом доступе в документах банка. Также рекомендуется уточнить свои личные данные, особенно если они менялись в последнее время.
Счастья вам мира и добра!
Читайте также: