Люди часто жалуются на тяжесть своей судьбы, на непреодолимую тяжесть их жизненных крестов.
Зачастую эти кресты связаны с разного рода страданиями – от физических, связанных с теми или иными болезнями, до моральных, вызванных переживаниями за своих близких.
Однако мало кому приходит в голову (собственно, неверующему человеку это вообще никогда не приходит в голову), что у страданий есть величайшая положительная сторона.
Сторона, настолько великая, что далеко перевешивает все отрицательные последствия страданий.
Прежде всего, страдания должны привести человека к мысли о том, что невозможно прожить настоящую жизнь без Бога.
Причем, сами страдания зачастую связаны именно с тем, что человек живет без Бога и похож на заблудившегося в лесу человека, как раз страдающего от страха и ужаса в безнадежных попытках из этого леса выбраться.
Вот как об этом писал архиепископ Иоанн (Шаховский):
«Подлинно религиозная жизнь человека всегда была и является подсознательным и сознательным раскрытием в человеке истины его великой недостаточности и неполноты пред Божественным бытием».
Великая недостаточность и неполнота!..
Хорошо ж ведь как сказано. И именно человеческие страдания есть доказательство этой недостаточности и должны побуждать человека прийти к Богу.
Хорошо, вот человек пришел к Богу.
Какой смысл имеют страдания уже уверовавшего человека?
У него они приобретают другой смысл – прежде всего воспитательный.
Как это ни странно парадоксально выглядит, но именно страдания одухотворяют человека.
Да – не счастливое беззаботное бытие, а именно страдания. И чем жестче и суровее эти страдания, тем больший духовный плод они способны принести.
Но при одном условии – если человек правильно к ним относится. Видит в них облагораживающий воспитательный смысл.
Понимает, что Бог – не садист, который мучит людей, причем, именно своих уверовавших в Него сыновей и дочерей, а мудрый воспитатель и врач, страданиями врачующий по-другому неисцелимые греховные раны.
«…надо учиться страдать достойно и одухотворенно. В этом великая тайна жизни. В этом искусство земного бытия», - продолжает разбор смысла страдания архиепископ Иоанн Шаховский.
Но, оказывается, и это еще не все.
Страдания верующих людей далеко не исчерпываются воспитательным смыслом.
Оказывается, наши страдания являются соучастием в страданиях Самого Господа нашего Иисуса Христа. Мы как бы проходим тот же самый путь, который прошел и Иисус Христос.
Вот как об этом пишет апостол Павел:
«Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.
Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтоб и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей». 2 Кор. 4. 10-11.
Но и это еще не все.
Оказывается, наши страдания имеют еще и некий искупительный характер – они восполняют «недостаток» скорбей за Христову Церковь.
То есть наши страдания очищают и облагораживают Христианскую Церковь, тело Христово:
«Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за тело Его, которое есть Церковь». Кол. 1.24.
Обратили внимание – апостол Павел радуется в своих страданиях.
Это и есть высший этап – вершина восприятия и преодоления собственных страданий. Когда твои страдания, твой личный крест – становится страданием за тело Христово, а значит и крестом Христовым.
И такое преображение не может не вызвать радости, какое оно вызвало у апостола Павла.
На этом этапе парадоксальным образом страдания становятся радостью и наслаждением.
Вот что об этом пишет святитель Игнатий Брянчанинов:
«Крест Христов только по наружности своей, для плотских очей есть поприще жестокое. Для ученика и последователя Христова он – поприще высшего духовного наслаждения. Так велико это наслаждение, что скорбь вполне заглушается наслаждением и последователь Христов среди лютейших томлений ощущает одно наслаждением».
Будем помнить об этом и стремиться к этому в своих страданиях.