Именно с этой фразы начала свой рассказ моя последняя клиентка.
"Я одна воспитываю двух детей школьного возраста. Чтобы их содержать, мне приходится работать очень много, часто я остаюсь на работе на целые сутки. Чтобы выдерживать такой график, мне приходится очень много отдыхать во внерабочее время. И всё, на что меня хватает - это закрытие бытовых вопросов: приборка и приготовление пищи. Школьные проблемы копятся, дети учатся с двойки на тройку. На репетиторов денег нет, потому что у нас ипотека. И сама с ними заниматься я не успеваю. Я перестала получать удовольствие от жизни уже давно. А в последнее время нет сил и времени даже на уборку дома. Что мне делать?"
Эта ситуация требовала многогранного разбора в нескольких консультациях. Вкратце основные проблемы, которые нам пришлось распутывать, опишу в этой статье.
А что со здоровьем?
Начинать решение любой проблемы всегда следует с анализа своего здоровья. Когда мы теряем мотивацию к повседневным действиям и перестаём получать удовольствие от жизни, это может означать только одно: даёт сбой система выработки дофамина. Дофамин - это нейромедиатор, то есть гормон, который вырабатывается и действует в структуре головного мозга человека. Чаще всего такие нарушения сопровождаются депрессией. Если вы столкнулись с подобными симптомами, то рекомендую вам пройти тест BDI. Это зарекомендававший себя в медицинских кругах метод определения депрессивных состояний.
Депрессия, вопреки бытующему мнению, - это не психологическая, а неврологическая (а в запущенных формах даже психиатрическая) проблема. Для её решения требуется медикаментозное лечение, назначенное специалистом. Но на начальных этапах можно оказать себе первую помощь. Об этом я писала здесь:
Время - деньги!
Мы привыкли считать и экономить деньги, планировать свои расходы. Но, к сожалению, в России ещё только входит в обиход традиция так же бережно относиться к своему времени.
Тут на помощь приходит такое течение как тайм-менеджмент. Оно уже успело зарекомендовать себя в бизнес-кругах. Но не менее эффективно оно работает и в вопросах организации личной жизни.
Поскольку время моих консультаций ограничено, и объем этой статьи тоже, лучше всего будет порекомендовать литературу на эту тему и вкратце изложить основные принципы.
Из книг мне больше всего понравились две: "7 навыков высокоэффективных людей" Стивена Кови и "Мой продуктивный год" Криса Бэйли. Именно их я порекомендовала своей клиентке.
Что касается основных принципов, то их три: планирование, планирование и ещё раз планирование. При этом следует расставить приоритеты и проанализировать основные сферы жизни, чтобы понять, над какими из них требуется особая работа. В этом может помочь такой коуч-инструмент, как колесо баланса. Если вы сталкиваетесь с этим термином первый раз, то гугл вам в помощь. Ну и, конечно же, работа над целями.
Кстати, есть множество удобных бесплатных приложений для планирования. Я всегда рекомендую искать такое приложение, которое позволяет сохранять в памяти все выполненные задачи, а запланированные задачи делить на подзадачи.
Вопросы воспитания
Кстати, в том же тайм-менеджменте есть такой принцип, как делегирование, то есть перенаправление решения части вопросов другим людям.
Когда мы говорим о домашних делах, то часть из них можно делегировать своим детям. Начать следует с простого: мытье посуды и вынос мусора, а также сборы в школу. Это те задачи, с которыми в состоянии справиться дети школьного возраста.
Постепенно можно наращивать сложность задач для детей. Проследить за своей одеждой и вовремя постирать её, приготовить простые блюда - всё это будет им под силу. А родителям это освободит время и ресурсы для закрытия других вопросов, требующих их внимания.
Такое комплексное решение проблем по всем фронтам в итоге высвободит необходимое время и ресурсы для занятий с детьми. Но надо учитывать, что результаты придут не сразу, поэтому необходимо запастись терпением. Поэтому данная ситуация закончилась тем, что мы перешли на поддерживающую терапию.