Найти тему
НУАР-NOIR

Апофеоз эстетики барочного ужаса

-2

То, что главная роль досталась Дженнифер Лопес, категорически неважно. Такого фильма как «Клетка» кинематограф не знал ни до 2000 года, ни после. А ДжейЛо просто повезло, что она оказалась в актерском составе этой ленты, которая не вписывается ни в какие рамки, не подлежит измерению привычными культурными категориями.

В плане эстетика кадра «Клетка» много превосходит такие известные триллеры как «Семь» и «Молчание ягнят», хотя на уровне сюжетной конструкции, равно как в плане предложенной зрителю истории, явно уступает им. Та вообще больше подобает киберпанку, поскольку базируется на откровенно фантастических допущениях.

Есть некое изобретение, позволяющее проникать в сознание человека, что используется исключительно в психотерапевтических целях. Посредством его лечат неврозы, исправляют всякие психозы. Появилась даже новая профессия – представительницу которой как раз играет ДжейЛо. Нечто вроде кибер-терапевта.

Она специализируется на детях, врачуя их души и избавляя от внутренних травм. Однако вмешался его Величество Случай. Нужно проникнуть в сознание серийного убийцы, дабы понять, где находится его последняя жертва. Что может спасти несчастную девушку, оказавшуюся в смертельной ловушке.

В итоге вам предложен мир наизнанку. То, как действительность воспринимает маньяк, чей «метод» выходит за рамки обычного душительства. В итоге микрокосм злодея подан как доведенная до Абсолюта эстетка барочного ужаса. Дабы вы не сомневались в источниках вдохновения, вам даже приведены подсказки - прямые цитаты с живописных полотен Позднего Средневековья, равно как уже современных стилизаций под них.

Такое ощущение, что вы оказались в ожившем мире Босха, который приправлен лоском блестящих тканей и филигранностью причудливых узоров. Собственно как мы привыкли воспринимать барокко в качестве стиля. Нечто вычурное, однако в данном случае хранящее за собой беспросветную тьму, которая пытается прятаться за золотыми всполохами затейливых орнаментов.

И именно пребывание в мире убийцы позволяет понять логику его действий, когда «убить» он воспринимает как «помочь». Не всегда живущий внутри человека маленький ребенок добр и наивен. Иногда он любопытен и по причине своего любознательности готов делать больно всем вокруг.

Оттого важна тема кукол. Не как подобия человека, но как обездушенного тела, которым легко манипулировать. Контроль и подчинение спрятаны за прихотливыми образами. Мы видим принципиальное неприятие всего живого, стремлением его подменить механическим. Своего рода формальдегидные страсти, которые бушуют в «протезе души».

В рассматриваемом фильме «клетка», вынесенная в название кинокартины (в оригинале более подходит «келья») - это синоним тела, что указывает на некое гностическое наследие, построенное не только на стремлении к познанию, но и презрению ко всему физическому. В итоге живое кажется маньяку чем-то отталкивающим, так как в нём нет мнимого совершенства замысловатого механизма.

Кадр из фильма «Клетка» (2000)
Кадр из фильма «Клетка» (2000)

Если же говорить о проблеме эстетики в целом, что очень важно в отдельных вариантах мрачного кино, то мы видим вовсе не смакование мерзкого, что присущие, например, некрореализму, не противопоставление «злого» и «прекрасного», как мы наблюдали в джалло, а явление ужаса как чего-то чарующего, но не перестающего от этого быть «ужасным».

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц