Я не хотел писать о сериале до тех пор пока он не закончится, хотя финал был предсказуем. Сюжет взят из жизни, а от событий, показанных в фильме нас отделяет не так уж много времени. Мы всё помним. Но хотелось бы понять мораль. И вот пришло время о ней поговорить.
В первой части я уже отмечал, что явления уличной преступности, наблюдалось в городах всего СССР. Но в некоторых городах подростковых банд было больше, а в некоторых меньше. Москва и Ленинград стояли особняком по причине того, что там и милиции было больше. Помню как в 80-м году ментов свезли в столицы со всего Союза и перед Олимпийскими играми города- участники буквально зачистили от преступного элемента. Все маргиналы массово выехали на сто первый километр. Но давайте возьмем для сравнения два далеких уральских города Свердловск и Пермь. По количеству населения и качеству жизни они были примерно одинаковы. Но в Перми уличных банд было больше, а в Свердловске меньше. Хотя в 90-х годах Екатеринбург конечно обогнал Пермь по качеству и размаху преступности. Но это уже другая история.
Вернемся в 80-е. В те годы качественный состав населения Свердловска и Перми различался. Первый город заслуженно позиционировал себя, как столицу Урала, второй – по утверждению самих жителей - был большой деревней и состоял из поселков (См. первую часть). Население Перми было менее образованным и более маргинальным. Этому было несколько причин. Во-первых, в Пермской области преобладали зоны и, освободившись, большое количество зеков оседало в областном городе. Во-вторых, стремительная индустриализация Перми во время ВОВ и после нее потребовала массового переезда в город подсобных рабочих. Котлованы копали вручную, грунт вывозили тачками. В-третьих, власти Перми стремились стать городом -миллионником и планомерно присоединяли к городским кварталам ближайшие деревни. Как известно, девушку можно вывезти из деревни, а деревню из девушки вывести нельзя. Это утверждение в полной мере касается и деревенских юношей.
Привыкшие в селах к проведению свободного времени на свежем воздухе, деревенские парни влились в среду улицы, где их гостеприимно встретили временно освободившиеся обитатели зоны, чтобы поделиться опытом и научить понятиям. Бывшие сельские жители привыкли делить мир на свою и чужую деревню. В городе «свой» - «чужой» определялся не только по месту проживания, но и по уровню образования. Помню, как пятом классе родители переехали из центра в более просторную квартиру на окраине. Это были оторванные годы для моего детства. Буквально на каждой перемене я подвергался насилию от одноклассников просто за то, что поднимал на уроке руку и выходил к доске за оценкой.
Такое поведение среди моего ограниченного окружения было просто не приемлемым. Бить «профессора» пацаны выходили дружно, всей кодлой. Вернувшись в центр в свою школу, я в буквальном смысле слова перекрестился. Хотя шпана, как я уже говорил выше , и в центре проживала. Но бойцов, готовых выйти на рукопашный бой стенка на стенку, там не хватало. А в поселках Старый Плоский, Громовский, Рабочий, Шпальный и так далее было предостаточно. Там и проходили регулярные стычки на границах обитания. Повторяю, в Свердловске праздношатающихся подростков на улицах было в разы меньше. Уровень образования и воспитания городских подростков был выше, хотя районы Уралмаш, Химмаш и им подобные тоже были наводнены шпаной. Причина – таже, что и в Перми – усиленная урбанизация. Поэтому уже в 90-е Уралмаш превратился в самую мощную организованную преступную группировку.
В третьей части я подробно рассказал о том, как с подростковой преступностью пытались бороться в СССР. Хотелось бы разобраться почему с ней не борются сейчас? Да потому что ее нет, подростки стали другими и у них другие интересы – скажите вы и будете в чем -то правы. Но если бы сериал не вскрывал сегодняшние проблемы, а рассказывал только о прошлом, его бы мало кто посмотрел, никто бы не обсуждал и во всяком случае никто бы не пытался запретить. Но, как мы знаем, это не так. Сериал достаточно популярен. Значит проблема, поднятая им, на сегодня всё таки существует?
Я лично уверен, что – ДА! Миграция населения из деревни в город не прекращается. От времен СССР ситуацию отличает только отсутствие крупных предприятий. Сельские жители работают охранниками, сторожами и на другой низкооплачиваемой работе. Из экономии снимают одну квартиру на окраине на пять-десять человек. Спят на полу. И тут же обитают их дети, которые не учатся в школе, или учатся там, но кое-как. На стройках жилых домов конкуренцию деревенским жителям составляют мигранты с Востока. Они тоже живут диаспорами, и тоже - пока на окраинах. И у них тоже подрастают дети. Сколько лет нас отделяет от времени когда и те и другие начнут сбиваться в банды ? Я не знаю, но сериал «Слова пацана» своё дело сделал. Он дал нам точку отсчёта. И надеюсь есть время, чтобы среагировать.