Найти тему

Что такое искусство? Определения философов. Часть 2.

Оглавление

Что такое искусство? На этот вопрос до сих пор нет ответа, который мог бы считаться истиной в последней инстанции. Философы на протяжении всей истории размышляли об этом и выдвигали свои теории.

Зинаида Серебрякова, «Натюрморт с атрибутами искусства», 1922
Зинаида Серебрякова, «Натюрморт с атрибутами искусства», 1922

Это вторая часть статьи, в которой я собрала несколько кратко описанных представлений об искусстве философов разных веков. Этот материал поможет взглянуть на искусство под разными углами и увидеть, как менялись взгляды с течением времени, ведь они отражают контекст, в котором мыслители жили и работали.

Читать Часть 1, в которой собраны идеи мыслителей, живших до XX века.

В этом материале — идеи философов XX и XXI веков ↓

Бенедетто Кроче (20 век)

-2

Для Кроче искусство — это высшая форма духовной деятельности человека, неотделимая от переживаний и эмоций. Итальянский философ эстетики утверждал, что искусство – это выражение интуитивного знания, неразрывно связанного с индивидуальным чувственным опытом.

В его философии, искусство рассматривается как способ выражения и познания, который не может быть полностью выражен в терминах логического или научного мышления. По Кроче, искусство объединяет интуицию и выражение, создавая уникальные, неповторимые произведения, которые отражают внутренний опыт художника.

Мартин Хайдеггер (20 век)

-3

Немецкий философ, Хайдеггер видел в искусстве средство открытия истины о мире и бытии, где произведения искусства открывают новые способы понимания реальности.

Он утверждал, что искусство не просто отражает реальность, а раскрывает основные аспекты бытия, которые обычно скрыты. Хайдеггер рассматривал произведения искусства как «события бытия», которые позволяют нам увидеть мир под новым углом и переосмыслить наши представления о реальности.

Жан-Поль Сартр (20 век)

-4

Французский экзистенциалист, Сартр считал, что искусство позволяет человеку осмысливать свой опыт и выражать собственное существование и свободу, выражая субъективные переживания и взгляды на мир.

В его философии, искусство позволяет человеку выражать себя в мире, который часто кажется абсурдным или безразличным. Сартр видел в искусстве способ преодоления чуждости и изоляции, давая возможность индивидууму выразить свой уникальный взгляд на мир.

Ричард Воллхайм (20 век)

-5

Британский философ, Воллхейм разработал концепцию «психологического эстетического опыта», где искусство рассматривается как способ исследования внутреннего мира человека и его психологических состояний и эмоций.

Воллхейм особое внимание уделял способности искусства вызывать разнообразные и сложные эмоциональные реакции, делая его мощным инструментом для понимания человеческого опыта и сознания.

Клемент Гринберг (20-й век)

-6

Клемент Гринберг, американский критик искусства, известен своим формалистическим подходом к искусству. Он считал, что важнейшими аспектами искусства являются его форма и средства выражения, а не содержание или политические и социальные сообщения.

Гринберг выдвинул идею о «чистоте» искусства, утверждая, что каждое искусственное средство (например, живопись, скульптура) должно стремиться к максимальному использованию своих уникальных качеств.

Артур Данто (20-й – 21-й век)

-7

Американский философ и критик искусства известен своей теорией о «конце искусства». Он утверждал, что история искусства достигла своего апогея и закончилась с появлением концептуального искусства.

Данто предложил концепцию «искусственного мира», согласно которой любой объект может быть искусством, если он представлен в соответствующем контексте (например, в галерее) и сопровождается соответствующей теорией или интерпретацией, вызывая философские размышления о своем значении.

Данто рассуждал и о том, должно ли искусство быть эстетичным. Об это у меня выходила отдельная статья.

Ноэль Кэрролл (21 век)

-8

Современный философ искусства акцентирует внимание на контексте. Он утверждает, что для понимания и оценки произведения искусства необходимо учитывать исторические, культурные и социальные контексты, в которых оно создается и интерпретируется. Кэрролл подчеркивает, что искусство не существует в вакууме — его значение и функции меняются в зависимости от контекста и времени.

Кэрролл критикует идею «высокого искусства» и подчеркивает важность разнообразия форм искусственного выражения. Его подход акцентирует внимание на взаимодействии между произведением искусства, его создателем, аудиторией и культурным контекстом.

Синтия Фрейленд (21 век)

-9

Канадский философ искусства, подходит к искусству с мультидисциплинарной точки зрения. Она утверждает, что для понимания искусства необходимо учитывать не только эстетические аспекты, но и научные, социальные и культурные контексты.

Фрейленд исследует, как искусство связано с эволюцией, психологией, историей и технологиями, предлагая комплексный взгляд на его функции и значение

Грэхем Харман (21 век)

-10

Философ и один из ключевых представителей объектно-ориентированного онтологизма предлагает уникальный взгляд на искусство. Он видит объекты искусства как автономные сущности, которые взаимодействуют друг с другом и с человеком, создавая новые смыслы и реальности.

Он утверждает, что искусство выявляет уникальные свойства и отношения объектов, делая видимым то, что обычно скрыто в повседневной жизни. Для Хармана, искусство выступает как средство раскрытия глубинных, внутренних свойств объектов, предлагая новый способ взгляда на мир. Его подход подчеркивает независимость искусства от чисто человеческого опыта и восприятия, предлагая более широкое понимание его роли и возможностей.

Читать Часть 1, в которой собраны идеи мыслителей, живших до XX века.