Найти тему

«Вошел, и пробка в потолок»: о чем рассказывают художественные меню из коллекции Военно-медицинского музея

Оглавление


В коллекцию Военно-медицинского музея входит целый ряд предметов, способных многое рассказать о повседневной жизни петербургских врачей рубежа XIX-XX веков. Среди них – ряд довольно неожиданных артефактов, связанных с празднованием 100-летнего юбилея Императорской Военно-медицинской академии (ИВМА) в декабре 1898 г.

Меню торжественного обеда, состоявшегося 18 декабря 1898 г. в день 100-летнего юбилея Военно-медицинской академии.
Меню торжественного обеда, состоявшегося 18 декабря 1898 г. в день 100-летнего юбилея Военно-медицинской академии.

В фондах Военно-медицинского музея представлены художественные меню «юбилейных» званых обедов. Во второй половине XIX такие меню стали неотъемлемой частью оформления торжественной трапезы, карточки с перечнем блюд укладывались на столах, накрытых на несколько сотен кувертов.

Торжества в честь юбилея были поистине грандиозными. Их программа, разработанная специальной юбилейной комиссией и одобренная Конференцией Академии, была утверждена Императором Николаем II 24 ноября (по старому стилю) 1898 г. Праздничные мероприятия проходили в течение 4 дней: с 17 по 20 декабря 1898 г.

В программу были включены два званых обеда, представление оперы А.П. Бородина «Князь Игорь» в Мариинском театре и студенческий бал в зале Дворянского собрания.

Званые обеды, входившие в программу торжественных мероприятий к 100-летию ИВМА, были организованы в «зале Кононова». Это название с 1860-х годов носил зал собраний в доходном доме, занимавший участок по адресу Большая Морская ул., 16/Кирпичный пер., 8. Современный дом по этому адресу в стиле эклектики был построен в 1857 г. для М.Ф. Руадзе. С 1863 года домом владел почётный гражданин Иван Алексеевич Кононов.

Дом по адресу: Большая Морская ул., 16/Кирпичный пер., 8.
Дом по адресу: Большая Морская ул., 16/Кирпичный пер., 8.

Большой зал, расположенный в доме, сдавался для концертов, спектаклей и вечеров. Место было довольно популярным, ведь в том же доме был расположен ресторан «Кафе де Пари», более известный как «ресторан Кюба» по фамилии владельца. «Ресторан Кюба» был очень моден среди «зажиточной интеллигентной публики»

18 декабря в 6 часов вечера состоялся ежегодный товарищеский обед «врачей-воспитанников академии», на котором присутствовало 400 приглашенных. Распорядителями обеда были выдающиеся выпускники ИВМА:
  • Сергей Сергеевич Боткин, представитель знаменитой врачебной династии, сын С.П. Боткина. В 1896 году он был избран профессором новой кафедры ИВМА – бактериологии и заразных болезней, а в 1898 г. был назначен ординарным профессором академической терапевтической клиники, которой ранее руководил его отец.
-3

  • Основоположник отоларингологии как самостоятельной научной дисциплины в России, ученик С.П. Боткина, профессор ИВМА Николай Петрович Симановский.

Основоположник отоларингологии как самостоятельной научной дисциплины в России, ученик С.П. Боткина, профессор ИВМА Николай Петрович Симановский.
Основоположник отоларингологии как самостоятельной научной дисциплины в России, ученик С.П. Боткина, профессор ИВМА Николай Петрович Симановский.

  • Ученик С.П. Боткина, один из основоположников кардиологии в России, Василий Николаевич Сиротинин. В 1894 г. он был избран профессором кафедры частной патологии и терапии ИВМА.
  • Заведующий хирургическим отделением Обуховской больницы, создатель крупной хирургической школы Алексей Алексеевич Троянов

Заведующий хирургическим отделением Обуховской больницы, создатель крупной хирургической школы Алексей Алексеевич Троянов
Заведующий хирургическим отделением Обуховской больницы, создатель крупной хирургической школы Алексей Алексеевич Троянов

  • Михаил Владимирович Яновский – российский терапевт, основатель научной школы, ученик и ассистент С.П. Боткина. С 1892 г. – профессор кафедры диагностики и общей терапии ИВМА.

Михаил Владимирович Яновский – российский терапевт, основатель научной школы, ученик и ассистент С.П. Боткина. С 1892 г. – профессор кафедры диагностики и общей терапии ИВМА.
Михаил Владимирович Яновский – российский терапевт, основатель научной школы, ученик и ассистент С.П. Боткина. С 1892 г. – профессор кафедры диагностики и общей терапии ИВМА.

Меню трапезы имело достаточно характерную для парадных застолий структуру: закуски, два супа c пирожками, рыбное блюдо, мясное блюдо, жаркое из дичи в качестве основного блюда, спаржу, салат, мороженое, кофе и чай, а также вина к каждой перемене блюд.

Традиционно, если в застолье подавалось два супа, то первый обычно был супом-пюре, а второй – крепким бульоном (консоме). Среди блюд было два особенно характерных для петербургской кухни того времени. Рыбное блюдо – таймень с соусом московит – в Петербурге тогда чаще всего готовилось из тайменя, пойманного в Ладожском или Онежском озере, или в реках Северо-Запада, включая Неву. Соус «Московит» – голландский соус (густой кремовый соус на основе яиц, сливочного масла и лимонного сока) с добавлением белого вина и икры.

Пломбир Нессельроде – один из ярких примеров высокой русской кухни. Свое название этот десерт получил в честь российского министра иностранных дел в царствование императоров Александра I и Николая I графа Карла Васильевича Нессельроде. Карл Васильевич слыл большим гурманом и в Петербурге, и в Париже, с его именем связано, по крайней мере, три блюда – пудинг (или пломбир) Нессельроде, суп и майонез. Этот пломбир , впервые приготовленный поваром графа и поданный в его доме – замороженный сливочный крем с каштановым пюре и взбитыми сливками, с добавлением цукатов, изюма, засахаренных фруктов, ликера.

Юбилейный обед, проходивший в зале Кононова 19 декабря с половины седьмого, носил более торжественный и формальный характер. Зал был «изящно декорирован». На этом застолье также присутствовало около 400 человек: профессора ИВМА и университетов, делегации российских высших учебных заведений, участвовавшие в праздновании, профессора ИВМА и университетов. Среди гостей были также представители иностранных делегаций, посетивших юбилей академии. Интересно, что на юбилейный обед были приглашены и около 50 студентов ИВМА.

Красочное художественное меню было выполнено художником А. Титовым и содержало перечень подаваемых блюд на французском языке. На стол подавались закуски в русском стиле и устрицы из Остенде, суп-пюре из домашней птицы и консоме с пирожками, в качестве рыбного блюда была приготовлена стерлядь, в качестве мясного – седло барашка. Основным блюдом была жареная птица: фазан по-богемски, а также «цыплята и различная дичь». В меню были также спаржа и зеленый салат со свежими огурцами. По традиции завершалось застолье мороженым, фруктами, чаем и кофе.
Сохранилась информация о том, какие тосты произносились за этим столом. Большинство речей за ним произносились по-французски, на языке международного общения того времени.

Замещавший в дни юбилея заболевшего Начальника академии В. Пашутина академик Александр Яковлевич Данилевский.
Замещавший в дни юбилея заболевшего Начальника академии В. Пашутина академик Александр Яковлевич Данилевский.


Председательствовал за ним военный министр генерал-лейтенант Алексей Николаевич Куропаткин. По правую руку от него сидел главный военно-медицинский инспектор, начальник Главного военно-медицинского управления Российской армии Адольф Александрович Реммерт, по левую – замещавший в дни юбилея заболевшего Начальника академии Виктора Васильевича Пашутина академик Александр Яковлевич Данилевский. Первым было зачитано поздравительное письмо кайзера Германской империи Вильгельма I. А.Я. Данилевский тепло поблагодарил представителей всех делегаций, выступавших с поздравлениями в адрес академии, за теплые слова и предложил тост в их честь. Профессор Ректор Московского университета, известный анатом Дмитрий Николаевич Зернов поднял бокал за процветание Академии.

Звучали речи о значении, долге и героизме военных врачей, тосты за военных врачей славной российской армии, за Академию, ее профессоров и учащихся, за здоровье Начальника академии В.В. Пашутина. Тосты следовали за тостами, речи за речами, и юбилейный обед, «при общем и не ослабевающем оживлении» затянулся до позднего вечера.
Профессор терапии из Сорбонны, невролог Луи Ландузи произнес речь о связи российской и французской науки и поднял бокал за российскую медицину и науку. Профессор химии Университета Глазго Джон Фергюсон говорил о том, что во всем мире изучающие медицину «одушевлены одними и теми же чувствами и идеалами» и предложил тост за ИВМА и ее профессоров.

Но, пожалуй, самым трогательным из тостов был произнесенный немецким анатомом и гистологом Генрихом Вильгельмом Вальдейером. Он поднял бокал за «единственное в своем роде русское радушие и гостеприимство».
19 декабря 1898 г. по старому стилю – по новому – 31 декабря.
И российские профессора и врачи Академии предложили своим зарубежным коллегам встретить вместе Новый год. В этой встрече, «носившей характер самой сердечной и оживленной дружеской беседы», приняли участие и студенты ИВМА.

Краткий очерк празднования 100-летнего юбилея Императорской Военно-медицинской академии. 1899 г.
Краткий очерк празднования 100-летнего юбилея Императорской Военно-медицинской академии. 1899 г.

Увидеть художественные меню юбилейных обедов, приуроченных к 100-летию ИВМА, которые позволили нам погрузиться в мир петербургской застольной культуры рубежа XIX –XX веков, вы сможете, посетив выставку «Vivat Academia! Vivant professores!», приуроченную к 225-летию Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова.