Здравствуйте, уважаемые читатели!
Наконец-то альтернативщиков начинают волновать вопросы не мифичности Монферрана, а более технического характера. Одним из аспектов строительства того же Исаакия являются строительные материалы. А в нашем случае более всего интересует именно "морской гранит" (то есть, доставляемый морем), а также где и как он добывался и обрабатывался. Что интересно, с мрамором, известняком и другими породами камня вопросов почти нет. Оно и понятно, ведь самыми "невозможными" элементами конструкции собора считаются колонны портиков и, конечно же, монолит Александровской колонны.
Отвлекусь на ссылку по поводу своей грамотности :о)
Будучи ограничен временем и объёмами альбомов, Монферран не уделил каменоломне Питерлакса много текста. Но у него есть несколько описаний места выломки колонн. Например, брошюра 1820 года, где он описал добычу 36 колонн. Она была переведена на русский Анастасевичем и издана под названием "Сведение о добывании 36ти гранитных колонн назначенных для портиков Исакиевскаго собора в Санктпетербурге, представленное Коммиссии учрежденной для окончательной перестройки сегож собора, его императорскаго величества архитектором и королевско-французскаго Почетнаго легиона кавалером Августом Монфераном." В интернете имеется и список оригинала на французском языке, сделанный Анастасевичем, и оригинал.
Итак, побывав самолично в каменоломне, главный архитектор составил это описание для членов Комиссии, в которой, простите, числились люди грамотные, каждый - специалист в своём деле. И что интересно, так это утверждение Монферрана, что добыча камня и его обработка - дело широко распространённое в России, а потому не удивительное.
Но в наш век, оказывается, даже имеющуюся в интернете информацию альтернативщики ни разыскать, ни переработать умом, видимо, не в состоянии, особливо по волнующим их вопросам. А может, за просмотром видеороликов от своих гуру, у них просто недостаёт времени? Потому требуется снова и снова знакомить их с нарративными източниками времён 18-20 веков.
Итак, каменоломни (карьеры) бывают закрытого и открытого типа. В первом случае добытчики камня просто "вгрызаются" внутрь горы, содеивая всевозможные туннели и штольни. Во втором - снимают вскрышные породы, а это всё, что не может быть пригодно для добычи каменных блоков нужного размера - кустарно-древесно-травянистая поросль, пласт земли, пласт трещиноватой каменистой породы. То есть площадку очищают сверху до слоя, пригодного для добычи, после чего приступают непосредственно к добыванию блоков.
Второй вопрос - изчерпаемость каменных ресурсов в разрабатываемых каменоломнях. Козе понятно, что если камень был отделён от скалы и вывезен к месту строительства, новый камень на этом месте не вырастает. А потому, чем дольше и чем интенсивнее разрабатывается каменоломня, тем меньше в ней остаётся легко добываемого пригодного камня. А во многих случаях (особенно, если нужная порода залегает слоями или линзами) ресурс каменоломни просто изчерпывается. Ещё одна особенность сложения горных пород - трещиноватость. Трещины, которые "мешают" добытчикам, всеразличны и могут простираться в разных направлениях. И, чем больше размерами нужный блок, тем более ограничено количество месторождений, где такие блоки возможно добыть, не напоровшись на трещины.
"Морской гранит" (или финский) добывался во многих местах, не только в Питерлаксе. Например, под Выборгом. Как видно из текста, каменоломни, где добывались колонные заготовки, разполагалась на двух островах в пяти км друг от друга.
Речь в комментарии о глубине сухановской каменоломни, чертёж которой имеется в вышеупомянутой книге.
На нём имеется мерительная шкала (как то было принято в 19 веке), но снять точную мерку по маленькому изображению вряд ли получится. Поэтому обращаемся к тексту, где эта самая глубина указана в футах:
Просто читатель не был внимателен к скриншоту с текстом. Напомню, что в поперечнике заготовки были диаметром в 1 сажень (2.13 м). Так что слой вскрышных пород был не очень толстым :о)
Судя по профилю каменоломни Шихина, глубина её была лишь немногим больше, чем сухановской.
В своей книге об Исаакиевском соборе 1846 года Монферран описанию каменоломни посвятил лишь несколько строчек (впрочем, там есть ещё и описание процесса выломки):
Есть упоминание о каменоломне у Василия Серафимова, из которого мы узнаём ещё некоторые детали:
Приведу также описания, сделанные в разные времена. Так в Горном журнале 1841 г. описывается добыча камня уже не только вольнонаёмными, но также солдатами и арестантами. Я выбрала несколько цитат и соединила их в две картинки. Обратите внимание на то, какие технические средства применялись для перемещения каменных блоков:
Никаких БЕЛАЗов и тракторов ЧТЗ. Механизация была самая простая, но от этого не менее пригодная :о) О шпилях (воротах, или кабестанах) Бетанкура я уже писала (ссылка на статью внизу), а уж про полиспасты, которые и ныне в конструкции лебёдок имеются, говорить считаю излишним. Вот, что сообщалось, например, о мощности кабестанов, с помощью которых была поднята Александровская колонна:
Для перекатки колонных заготовок кабестанов такой мощности не требовалось. Эти же средства упоминаются двадцатью годами позже в Путеводителе (не забываем, что местечко сие после выломки здесь знаменитых колонн весьма прославилось и было привлекательно для туристов).
Следующее недоумение обычно возникает по самому простому поводу:
Куда девался гранит из каменоломни?
После добычи и грубого округления колонных заготовок для портиков, рапакиви в каменоломнях полностью изчерпан ещё не был. Там долго "паслось" военное ведомство, а именно, в тамошних местах добывались блоки для строительства Александровского форта, а также прочих надобностей.
Добытчики блоков, удаляя остающуюся породу с применением пороха, оставляли после себя каменные обломки всевозможных размеров. Именно по этой причине и сказано, что реставраторам в поиске кусочков гранита, подходящих по цвету для ремонта трещин Александровской колонны, потребовалось проводить раскопки :о) Гранит, как и всякое природное каменное образование не однороден в массиве не только целостностью, но и по минеральному составу, по рисунку и по цвету. Монферран упомянул и об этом:
Также в книге кратко Монферраном была описана технология добывания блоков.
О каменоломне и производимой там работе писал не только Монферран. Например, более подробное описание принадлежит перу полковника Александра Экеспарре, матери которого принадлежала сия территория.
о пьедестале:
описание работ:
Сборники "Северной пчелы" можно скачать по ссылке: https://web.archive.org/web/20180410130304/http://starieknigi.info/index/SevPch.htm
О глобальной "липе"
Чтобы "нарисовать липовый отчет", Монферрану понадобилось бы сговориться с кучей иностранцев и русских людей,
договориться, чтобы смошенничали чины, специалисты и работники Алмиралтейства, построившие специальное судно для перевозке колонны, написавшие документы не только о присутствии на праздновании открытия колонны, но и о проверке такелажа для её подъёма
договориться и разпилить кучу бабок с промышленником Бердом, на заводе которого отливались не только чугунные и бронзовые детали для строительства Исаакия, но и были выполнены барельефы, медные украшения, капитель колонны и ангел на вершине монумента...
Да что уж там, ведь в сей афере должны были также поучаствовать многочисленные специалисты, например, геологи, осматривавшие колонну и каменоломни, члены Академии наук и Академии искусств, специалисты Корпуса инженеров путей сообщения (кстати, в НТБ ПГУПСа также имеются документы по сооружению Исаакиевского собора и Александровской колонны), журналисты, художники, ветераны войны 1812 г и прочий люд. И всё это ради обмана императорской семьи (заказчика), а следом последующих поколений русского народа и заграницы?
А может быть некоторым потомкам стоило бы поинтересоваться теми технологиями, которыми воздвигали "невозможные" сооружения древние и не столь человеки по всему миру? Вникнуть в законы механики, которые они применяли и перестать чудоковать и слепо двигаться к недомыслию и мракобесию по "подсказке" заграницы, развязавшей информационную войну против нашего народа?
Человечество развивается. И, время от времени, создаёт шедевры, какие возможно с применением средств, имеющихся у него на том или ином этапе развития. И всегда были гениальные его представители, содеявшие то, что может выглядеть невозможным для рук человеческих. И это всегда является стимулом к дальнейшему развитию, к новым свершениям. Да, идея монумента принадлежит Монферрану. Но воплощал её наш народ, начиная с тех, кто вырубал гранитные блоки в Питерлаксе.
Засим на сегодня откланиваюсь.