По легенде первый художественный альбом Третьяковской галереи появился благодаря напору и энергии одного молодого человека. Иосиф Кнебель заявился к самому Павлу Третьякову и заявил ему, что хочет издать альбом его картин.
У Павла Третьякова он просил сущую малость - разрешить ему сфотографировать картины в галерее бесплатно:
«…План состоял в том, чтобы Третьяков разрешил бесплатно сфотографировать отобранные им вместе с Кнебелем картины. Тот попросил бы фотографов сделать это в долг. Потом он также уговорит типографию дать бумагу и напечатать издание. Все долги будут уплачены после распродажи издания, которое, несомненно, будет иметь оглушительный успех. Прибыль, которую отец вычислял в совершенно точных, больших цифрах, он целиком предлагал Третьякову.
Третьяков, который редко смеялся, расхохотался.
- А себе вы сколько оставите? - смеясь, спросил он.
- Ничего, - ответил отец, - но зато я хочу получить полностью прибыль со второго издания…»
Эту увлекательную бизнес-схему озвучила в своих мемуарах дочь этого молодого человека, ставшего в России известным книгоиздателем, выпустившим, например, шеститомную «Историю русского искусства». Схема на самом деле прекрасна в своей наивности и некоторой наглости во имя великой силы русской культуры.
Вот только на самом деле все было "немного" не так. Мария Осиповна, как знаменитая актриса и театральный режиссер, малость присочинила.
Нет, шикарный альбом Третьяковской галереи Кнебель на самом деле издал.
Вот только выпустил его совсем не восхищенный молодой человек, недавно приехавший из Вены покорять Москву. И разговора с Третьяковым на тему издания альбома, скорее всего, не случилось. Потому что Третьякова не стало в 1898 году, а изданием альбома Третьяковской галереи Кнебель вплотную занялся в 1899-м. И уж, конечно, в 1899 году у него уже не имелось нужды придумывать столь экстравагантную схему издания. Потому что на момент начала работы над альбомом Третьяковской галереи у Кнебеля уже пять лет как работало прибыльное издательство. А до этого он более 10 лет владел одним из самых успешных московских книжных магазинов.
Так что справедливо в легенде только то, что Кнебель приехал в Москву совсем не богатым человеком. Он начинал как приказчик, потом открыл с компаньоном книжный магазин, потом стал его единственным владельцем, потом дорос до издания книг: детской и учебной литературы, а также книг по искусству. Так что на самом деле смог подняться, начав с весьма скромных средств. Если и не «из копейки миллион» заработал, то уж сотни тысяч точно. И, вообще говоря, красивые альбомы были вовсе не основным направлением работы издательства Кнебеля. Чтобы их издавать, требовалось на чем-то более простом денег заработать.
Решаясь на выпуск дорогого альбома Третьяковской галереи, Кнебель прекрасно осознавал риски. За несколько лет до этого проекта он сам выкупил другой альбом с гелиогравюрами картин из Третьяковки и поставил его в магазине по цене, сниженной по сравнению с той, которую просили изначально авторы проекта. Потому что изданный в количестве 1000 экземпляров «Альбом гелиогравюр с картин русских художников» так и не распродали - купили только 300 томов по цене сначала в 21 рубль 60 копеек, потом по 35 рублей. Остальные Кнебель упаковал в другую папку и продал по сниженной цене в 20 рублей. В общем, некоторый риск имелся. Потому что Кнебель затевал еще более дорогое издание.
Но в начале ХХ века в Российской империи как раз в моде стало все русское, так что покупатели даже на дорогой проект нашлись. Как в дальнейшем нашлись покупатели и на другие альбомы русских художников и музеев и на шеститомную «Историю русского искусства» тоже. И на переиздание дорогого альбома Третьяковской галереи в 1909 году.
Я недаром два раза упомянул «Историю русского искусства». Это глобальная работа, выполнявшаяся под руководством Грабаря и до сих пор считающаяся фундаментальной. Тем более, что Грабарь потом, в советские времена ее дополнял и расширял. А те, старые издания, красивые тома с золотым обрезом, можно до сих пор найти на Авито или «Мешке», если, конечно, у вас есть лишние 150-250 тысяч рублей, в зависимости от сохранности шеститомника и наглости продавца-антиквара.
Всего Кнебель издал несколько сотен альбомов и книг по русскому искусству. И множество детских книг. Причем, занимаясь детской книгой он активно сотрудничал с Абрамцевским кружком – а это Врубель, Васнецов и прочие художники, работавшие в русском стиле.
За многолетние труды ради продвижения и прославления русской культуры, причем далеко не всегда с прибылью, русские люди отплатили Кнебелю черной неблагодарностью:
во время немецкого погрома в мае 1915 года книжный магазин Кнебеля был разгромлен чуть более чем полностью. Ибо нечего у нас тут немецкие вывески развешивать. То, что Кнебель – еврей и давным давно не австрийский, а русский подданный никого не смутило. Фамилия не русская – значит, немец.
А потом случилась революция. В 1922 году товарищ Ленин нашел время лично побеседовать со стариком-издателем, предложив тому возглавить комиссию по национализации его собственного издательства. Возглавил, куда ему было деваться. Потом в 1925 году его назначили заведовать издательством Третьяковской галереи, заниматься тем, что у него получалось особенно хорошо. Но годы были уже не те, в советской Третьяковке Иосиф Николаевич Кнебель не проработал и года.
--------
Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала.