Всем привет! Сегодня знакомлюсь сам , а попутно знакомлю вас с творчеством молодого российского поэта и писателя Александра Сергеевича Пелевина на примере его повести "Гори огнём", которой предстоит открывать Новый Литературный 2024 год. На мой субъективный взгляд, человек с таким "именем - отчеством" подспудно не мог стать никем иным, кроме поэта, а фамилия так прямо сама наталкивала его на должность писателя🤣. Впрочем, о серьёзном. Автор родился и вырос в Ленинграде, учился на историческом факультете СПбГУ, одного из ведущих классических университетов нашей страны. В студенчестве увлекся крайне радикальными взглядами, проникнутыми человеконенавистничеством и эстетикой нацистской Германии. Тогда же начал публиковать в "Рунете" вирши собственного сочинения, отрывки из которых не могу процитировать - статью сразу заблокируют за пропаганду ксенофобии и радикализма. С началом так называемой "антитеррористической операции" на востоке Украины Пелевин неожиданно для самого себя высказался в поддержку жителей ЛНР и ДНР, удалил из интернета большую часть своего творчества раннего периода и заявил, что «с национализмом наигрался». Начал активно гастролировать по "опальным" областям Украины, читал стихи в госпиталях для раненых бойцов. Написал рассказ "Живи, Донбасс", за что был внесён в базу скандального украинского сайта "Миротворец". Сегодня Пелевин переключился на прозу (хотя стихами на злобу дня периодически и выстреливает - недавно, например, написал опус на короткое возвращение бывшей российской "Примадонны" на родину), и надо сказать достаточно успешен - попадал со своими произведениями в лонг лист премии "АБС", шорт лист премии "Нацбест" ( в ней же побеждал), и становился серебряным призёром Московской арт - премии за обсуждаемую сегодня повесть "Гори огнём".
Повесть попала в поле моего внимания в прошлом году, когда Наталья, хозяйка канала "Чопочитать" (https://dzen.ru/chopochitat) выложила рецензию на неё в своём пространстве книжного блогера. Рецензия вызвала оживлённые дискуссии на тему о предательстве на войне, и мы всем миром начали вспоминать примеры. Вспомнили пушкинского Швабрина из "Капитанской дочки", гоголевского Андрия из "Тараса Бульбы", толстовского Костылина из "Кавказского пленника" (да, он не предавал, но нравственный выбор сделал не в пользу товарища), быковского Рыбака из "Сотникова" ( у Василя Владимировича тема нравственного выбора на войне вообще превалирует в каждом произведении, но этот пример самый очевидный). Как видите, при всей благодатности темы, примеров набралось немного. Поэтому книга и попала в читательский wish - лист - хотелось посмотреть, как раскроет её сравнительно молодой автор. И вот долгожданный момент настал...
После разгрома на Волховском фронте, бывший учитель немецкого языка, старший лейтенант Красной армии Иван Гуляев, выходя из окружения, вместе с группой товарищей сдаётся в немецкий плен. Сегодня он - поручик Гуляев, преподаватель курсов пропагандистов РОА генерала Власова в Дабендорфе, воспитывающий в курсантах ненависть к сталинской власти и расписывающий им прелести свободной и процветающей России в составе новой Европы под руководством Германии. После инцидента в баре, в котором преподаватели любят проводить время после рабочего дня, Гуляев попадает в поле зрения криминальной полиции и получает задание - вскрыть среди преподавателей школы членов подпольного антинацистского сопротивления.
Испокон веков известно, что оказавшись перед выбором между двух зол, человек предпочитает выбрать то, которое требует от него наименьших усилий. Так поступили в экстремальной ситуации, выбрав путь предателя, и вышеупомянутые Швабрин, и Андрий, и Рыбак... Но путь к предательству Гуляева оказывается дольше и тернистее, чем у его литературных предшественников, ещё у "своих", недаром ведь полковник Бурматов характеризует Гуляева как "человека с гнильцой"... Именно эта таящаяся внутри души, как червоточина, гнильца, позволяет Гуляеву из мелкой обиды сдать особисту полковника Ильинского, проигравшего по пьяне в карты мундир с орденами, именно она разрешает ему, нашедшему у бойца немецкую листовку о сдаче в плен, не выдать его начальству за половину суточного пайка, именно она движет им каждые две недели при визитах к капитану НКВД Полетаеву с докладами о пьянстве, пораженческих настроениях, неблагонадёжных офицерах (кстати, именно в один из таких приездов и происходит знакомство Гуляева с тогда ещё советским генералом Власовым, отмечающим его невероятную сознательность). Пелевин проливает свет в самые потаенные уголки предательской души, заставляя читателя проводить параллели с нынешней ситуацией в стране, тем более, что примеров она нам подкидывает ежедневно выше крыши.
Самое поразительное при этом, что в моменты, описывающие бредовые сны Гуляева, поток его спутанных мыслей, визиты таинственного немецкого майора Цвайгерта (=дьявола?), героя становится реально жалко (такова уж наша христианская всепрощающая натура, ничего тут не поделаешь). Впрочем, жалей, не жалей, а мечащийся Гуляев, "падаль предательская", и сам понимает, что его конец предопределён- недаром ведь в памяти его постоянно возникает случайно увиденная в заброшенной церкви фреска, изображающая праведников, поднимающихся по ступеням к ангелам, и грешников, падающих в бездонный колодец, с поджидающими внизу чертями. Гуляев знает, что вся его никчемная жизнь, построенная по принципу "выкручусь как - нибудь" это, пусть и затяжное, но падение в адов колодец, "ведь чтобы попасть в рай, надо долго взбираться, а для ада не нужно делать ничего. Просто падаешь. Падаешь, падаешь, падаешь"(с), и оно должно рано или поздно завершиться. А где и когда - решать дядечке средних лет с красным лицом, изрытым оспинами и с бельмом на правом глазу, носящим красивое чёрное пальто и шляпу...
Этим изящным почти булгаковским финалом на стыке реализма и мистики, не менее изящными книксенами в сторону вышеупомянутого "Сотникова" Быкова, да и самой прекрасно рассказанной историей, Пелевин обозначает себя как потенциально перспективного большого автора, который уже создал и создаст ещё не одно хорошее произведение. А хвалебные отзывы известных литературных критиков и рядовых читателей о романах "Покров -17" и "Калинова яма" только подтверждают эти слова. И даже несмотря на то, что книга оставила лично для меня очень тяжёлое послевкусие, знакомство с автором считаю состоявшимся и однозначно планирую его расширять.