Найти в Дзене

Впитывающий разум: как создать обучающую среду для ребенка

Оглавление

Автор — Ангелина Вовк

Мария Монтессори писала, что к 6-ти годам ребенок становится «человеком своего времени и места». Что она имела в виду, как это применяется на практике и почему в созданной ей педагогической системе так важны среда и социум – обсудим вместе с Натальей Зароченцевой, Монтессори-педагогом, экспертом по дошкольному возрасту, консультантом и ведущей курса «Как говорить, чтобы дети слушали».

Довольно часто мы говорим и слышим в отношении детей следующие фразы: «да он/а схватывает всё налету!», «он/а впитывает всё, как губка!». Дело в том, что невероятные трансформации ребенка из маленького, ничего не умеющего, беззащитного существа в осознанного самостоятельного человека происходят за счет удивительной способности впитывать из окружающего мира максимальное количество информации.

Способность детского мозга воспринимать и воспроизводить информацию сравнивают у малышей до 3-х лет с работой фотографа, а у детей возраста от 3-х до 6-ти лет – с деятельностью художника. И те, и другие запечатлевают то, что видят, – создают свою картину мира, делая акцент на том, что важно для конкретной личности. В период пока у ребенка работает «впитывающий разум», взрослому нужно грамотно «выстроить» окружающий мир, посредством чего закладывается фундамент образования. В этом возрасте обучение для ребенка представляет собой активное исследование окружающей среды: естественные интерес и потребность изучать мир предстают для малыша своего рода учителями.

Всё, что окружает ребенка в данный период можно условно разделить на 3 группы: пространство и вещи, время и распорядок дня, социум и взаимоотношения. Каждую из перечисленных мы разберем далее.

Пространство и вещи

Почему в творческих семьях дети, как правило, либо обладают исключительным слухом и рано начинают музицировать, либо легко выражают свои мысли с помощью рисунков, либо взахлеб читают книги и влюблены в литературу? Ответом послужит среда: то, что всегда было в свободном доступе у ребенка, пока работал его «впитывающий разум», сформировало его интересы и способности. Безусловно, научные исследования не исключают генетику, но многие утверждают, что именно окружающее пространство вносит значительный вклад в развитие личности.

Здесь необходимо иметь в виду, что хоть дети и способны черпать много знаний из среды, усваивать их они могут только посредством собственной деятельности. Именно поэтому крайне важно окружать ребенка теми вещами, которые развивают вкус к прекрасному, а также удовлетворяют природное любопытство и стремление приобрести функциональную независимость.

Все вещи, формирующие среду ребенка, должны быть настоящими – «взрослыми»: необходимо показывать малышу, как работать с тем или иным предметом быта и объяснять, для чего он предназначен. Важно идти в ногу с детской любознательностью – именно это является непростой задачей взрослого: суметь оказать ребенку поддержку в любом его начинании, терпеливо принимая самые первые результаты.

Ребенку необходимо позволить совершать самостоятельные действия: никак не вместо него, но лучше вместе с ним. Разумеется, это не значит, что драгоценный бабушкин сервиз или пульт от папиной техники должен быть в зоне видимости и досягаемости – лучше спрятать те вещи, которые вы не готовы дать в руки ребенку из-за его безопасности и/или их ценности лично для вас. Все остальное можно делать в определенных рамках: рисовать красками только на бумаге, петь и танцевать не очень поздно и т.д.

-2

Наталья Зароченцева делится с нами случаем из практики, наглядно демонстрирующим влияние привычной среды на действия ребенка:

Один мальчик 2,5 лет приходил в Монтессори-класс и обязательно заканчивал свою деятельность тем, что собирал в руки как можно больше предметов и нес их в модуль с замочками, где есть маленькие дверки. Он с сосредоточенным видом закидывал все материалы в этот модуль. Маме приходилось после него долго наводить порядок, а мальчик с криками отказывался класть предметы на место на полку. Выяснилось следующее: когда мама дома говорила «давай наведем порядок» – это означало, что всё лежащее вокруг нужно было сложить в один большой ящик и закрыть его. В группе подходящего ящика не оказалось, поэтому малыш наводил порядок, собирая все вещи в настенный модуль. Как только дома мама организовала среду так, что игрушек стало мало и каждая имела свое место на полке, в группе тоже воцарился порядок.
Наталья Зароченцева, Монтессори-педагог, эксперт по дошкольному возрасту, консультант и ведущая курса «Как говорить, чтобы дети слушали»

Время и распорядок дня

Пока у ребенка работает «впитывающий разум», он очень чутко улавливает ритм жизни той среды, где родился. К 1-му году жизни малыша у взрослых появляется ощущение, что в их ребенка встроили хронометр, который сообщает малышу, что нужно делать в тот или иной момент: когда спать, когда есть, когда читать книжку. Дело в том, что порядок рутинных (режимных) действий связан у малыша с ощущением психологической безопасности.

Так, к 2-м годам ребенок способен предугадывать, что будет дальше: «я проснулся, значит, сейчас увижу маму; мы позавтракали, значит, сейчас будем собираться гулять; я принял ванну, значит, сейчас будем читать книжку». Детей этого возраста еще называют маленькими педантами для них важно, чтобы всё, что с ними происходит, было таким же, как и вчера, и позавчера, и задолго до этого.

В связи с этим, ребенок может реагировать бунтом и истерикой на смену привычной последовательности действий он ощущает страх перед неизвестностью, его обуревают сильные негативные эмоции. Именно поэтому так важно соблюдать привычный режим дня в период работы «впитывающего разума» таким образом создается безопасная и поддерживающая атмосфера, которая позволяет малышу направлять свои силы на изучение окружающего мира.

Наталья Зароченцева предлагает нам ознакомиться с ещё одним случаем из педагогической практики:

В группе до 3-х лет учительница в определённое время собирала ребят звоном колокольчика на приветственный круг, который помогал малышам почувствовать себя частью группы и привить обыденные формы этикета. Через полгода необходимость в кругах пропала, потому что дети научились здороваться друг с другом и без учительской подсказки они делали это естественно, когда кто-то входил в класс.
Но один мальчик продолжал в одно и тоже время садиться на круг и петь одну и ту же приветственную песенку – его внутреннее спокойствие ещё очень зависело от привычной последовательности действий. Педагог, отвечая потребности малыша, продолжал таким образом здороваться с ним до тех пор, пока ребенку это было необходимо.
Наталья Зароченцева, Монтессори-педагог, эксперт по дошкольному возрасту, консультант и ведущая курса «Как говорить, чтобы дети слушали»
-3

Социум и взаимоотношения

Самый действенный способ привить ребенку правила вежливости и этикета – это моделировать желаемое поведение на своем примере. Недостаточно требовать у малыша говорить тёте «спасибо», просить его уступить качели, ведь другой ребенок планет, и заставлять делиться игрушкой. Важно самому взрослому вести себя так, как хотелось бы, чтобы себя вел ребенок: говорить слова вежливости другим людям, во время прогулки с детьми от 1 года до 4-х лет брать с собой в песочницу дополнительную лопатку и наглядно делиться ей с другими детьми, уступать место в транспорте и т.д. – демонстрировать личным примером заботу о другом, ведь так важно быть для ребенка той нравственной ролевой моделью, которую бы хотелось в последствии наблюдать в растущем «впитывающем разуме».

-4

Среди родителей бытует мнение, что правила поведения для маленького ребенка должны быть везде одинаковыми, ведь только тогда у него сформируется порядок в голове. Однако это является правдой лишь частично. Монотонность не ведет к развитию навыка адаптации. Если есть намерение, чтобы, повзрослев, малыш адаптировался под разные правила поведения (адаптация ≠ подстраивание), важно эти разные правила ребенку предоставлять и объяснять, для чего и в каких случаях нужно каждое из них.

Речь не идет о ведении нотаций: важно лишь дать ребенку понять, что рядом всегда есть надежный взрослый, готовый прояснить определенные моменты. Например, если ребенок хочет попрыгать на кровати (и это не запрещено, но может быть опасно), можно обратиться к нему с следующей фразой: «Позови меня, если захочешь попрыгать на кровати. Я должна/должен быть рядом, потому что здесь довольно высоко и небезопасно».

Но, бесспорно, именно регулярное соблюдение правил взрослыми учит ребенка определенному поведению – дети учатся не словами, а действиями.

Наталья Зароченцева рассказывает о том, как поведение детей отражает поведение воспитывающих их взрослых:

В Монтессори-группе для деток от 1,5 до 3-х лет занималась одна девочка. На тот момент ей было 2,5 года. Когда педагоги приглашали детей садиться за стол на совместное чаепитие, девочка садилась таким образом, что ее ножки оказывались на столе в скрещенном виде. На нашу просьбу опустить ноги на пол, она отказывалась и говорила, что любит пить чай именно так. Когда мы поделились этой историей с мамой девочки, та очень удивилась, а затем призналась, что их папа очень часто сидит так за журнальным столиком, и дочка копирует за ним все действия без разбора, потому что очень его любит.
Как только папа перестал сидеть таким образом, девочка тоже с удовольствием отказалась от своей привычки.
Наталья Зароченцева, Монтессори-педагог, эксперт по дошкольному возрасту, консультант и ведущая курса «Как говорить, чтобы дети слушали»
-5

Монтессори-подход является одним из тех, что не просто предлагает теорию, но апробирует каждое утверждение на практике с заделом на будущее. Эта средовая предагогика, отвечающая естественным потребностям детей, наглядно демонстрирует свою эффективность в развитии ребенка.

Научными наблюдениями было установлено, что образование — это не то, что дает учитель, образование — это естественный процесс спонтанного развития человеческой личности, и оно приобретается, не прислушиваясь к словам, а благодаря собственному опыту в окружающем мире.
Задачей учителя становится подготовка ряда учебных материалов в специальной образовательной среде и затем отказ от навязчивого вмешательства.
Учителя могут помочь только великой работе, происходящей внутри, как слуги помогают мастеру. Делая это, они станут свидетелями раскрывающейся человеческой души и появления Нового Человека, который не будет пассивным наблюдателем жизни, но будет иметь ясность видения, чтобы направлять и формировать будущее человеческого общества.
Мария Монтессори

Школа Великих Открытий