Когда у тебя под рукой много цифровых компактных фотокамер самых разных годов выпуска, невольно хочется сравнивать их между собой. Только в сравнении познаётся истина, в то время как на фотопрогулке действует другой закон: лучшая камера та, что есть с собой.
Но если есть выбор, то какую камеру взять с собой? :D
Постановка задачи
Как то вечером я сидел перед ноутбуком и мой взгляд упал на лежащую рядом фотокамеру Sony F828 - славный образец японской дизайнерской мысли первой половины 2000-х. Эта камера выполнена в стильном металлическом корпусе и венчает всё это пиршество тактильных ощущений выполненный из металла диск выбора режимов съёмки. Как писали в современных камере обзорах - элемент, достойный быть на фотокамере Leica.
Неожиданно решил поставить задачу и снять крупным планом этот элемент дизайна на различные компактные цифровые фотокамеры прошлого из моей коллекции, начиная с 2000 года и заканчивая 2014-м. Стало интересно,
привела ли техническая эволюция цифровых фотокамер продолжительностью в 14 лет (!) к какому-то ощутимому на практике результату или это просто "гонка мегапикселей" и видеовозможностей? Какие камеры справятся с задачей лучше - более старые или более новые?
Решил снимать только с рук, не используя штатив - серьёзное ограничение при макросъёмке. Везде использовал достаточно тусклый кольцевой светодиодный осветитель Sony HVL-RLA. В сравнении приняло участие 12 камер, оказавшихся под рукой. 11 фотокамер - компактные и одна единственная - системная. Sony F828 участия не принял, т.к. выступил фотомоделью.
"Слепые" фотографии
Все фотографии были выполнены сразу в JPEG, т.к. далеко не каждая из камер отдаёт RAW, да и хотелось посмотреть, какую внутрикамерную обработку могут предложить фотоаппараты.
Ниже привожу 12 образцов, снятых фотоаппаратами 2000-2014 годов выпуска. Номер фото в подписи. Вы можете выбрать номера снимков, которые вам понравились в большей степени. Без обработки, лучший кадр из нескольких.
Разработанные критерии оценки теста
- Глубина чёрного цвета
- Сохранение текстуры
- Чёткость граней
- Проработанность бликов
- Шевелёнка
- Хроматические аберрации
- Выраженный цветной шум
- Цветопередача
- Комфорт при макросъёмке
- Эффективное разрешение
Идентификация камер
- Sony Mavica MVC-FD95 (2 февраля 2000)
- HP Photosmart C912 (3 февраля 2000)
- Panasonic Lumix DMC-LC5 (17 сентября 2001)
- Olympus C-5050 Zoom (19 августа 2002)
- Olympus C-8080 Wide Zoom (12 февраля 2004)
- Konica Minolta DiMAGE A200 (15 сентября 2004)
- Samsung Pro815 (2 июня 2005)
- Olympus E-500 (26 сентября 2005)
- Panasonic Lumix DMC-FZ50 (19 июля 2006)
- Leica D-Lux 6 (17 сентября 2012)
- Sony Cyber-shot DSC-RX10 (16 октября 2013) - работал с разрешением 10Мп
- Canon PowerShot SX700 HS (12 февраля 2014) - работал с разрешением 8Мп
Результаты теста
Лучший результат предложили Olympus C-8080 (10 баллов, 1 место), Canon SX700 HS (10 баллов, 2 место) и Olympus C-5050 (9 баллов, 3 место). Последний прокололся, продемонстрировав ощутимый уровень хроматических аберраций. SX700 HS ставлю на второе место, т.к. отличную картинку он может дать только на разрешении 8Мп (при реальных 16Мп), в то время как C-8080 даёт отличное изображение при полном разрешении датчика.
Худший вариант демонстрирует Panasonic FZ50, получая от меня только один балл за отсутствие хроматических аберраций :D Второй с конца (5 баллов), неожиданно - Konica Minolta A200. 6 баллов зарабатывает HP C912, 7 баллов - Panasonic LC5. Оставшиеся - по 8 баллов.
Как вы видите, навороченный и крутой с виду Sony RX10 по факту даёт картинку, сходную с изображением, получаемом с его дальнего предка - Sony Mavica FD95. RX10 не очень хорош в макро и придётся вырезать часть кадра, в то время как FD95 сразу даёт нужную картинку с хорошим чёрным цветом и без искажений.
Системная фотокамера Olympus E-500 с объективом Olympus 14-54 mm, весьма способным к макро, демонстрирует картинку хуже, чем лидер сравнения C-8080 (8 баллов против 10) - минусы по параметру проработанности бликов и выраженному цветному шуму. Помним, что работаем без штатива.
Почти все изображения годны к использованию в интернете, социальных сетях и могут быть напечатаны в журналах в качестве иллюстративного материала к технической статье.
Совершенно не важно, какого возраста фотокамера. Среди старых фотокамер есть очень способные экземпляры, в т.ч. и к макро. Старые компакты подкупают качеством своих объективов и небольшими датчиками, обеспечивающими необходимую глубину резкости при макросъёмке.