А вы заметили, что в последние лет 5-7 сложился новый поджанр фильмов ужасов? В них зрителя пугают не инопланетными чудовищами, не взбесившимися роботами и не восставшими трупаками. Место чудовищ в таких ужастиках занимает… старость, неизбежная, неприятная и безрадостная. И количество таких фильмов удивляет. Вот самые известные из них.
«Ключ от всех дверей» / The Skeleton Key (2005)
После инсульта владелец большого особняка среди болот Южного Орлеана теряет способность двигаться и говорить. Его пожилая жена нанимает молоденькую сиделку Кэролайн ухаживать за ним. Но очень быстро девушка начинает подозревать что-то неладное в этой семейке. Ей кажется, что старушка держит в заложниках своего дряхлого благоверного. Подозрения крепнут, когда Кэролайн обнаруживает, что дом заполнен ритуальными предметами некоего старинного культа, страстной последовательницей которого, похоже, является бабулька. Но истина оказывается гораздо страшнее самых смелых догадок.
«Визит» / The Visit (2015)
Мать-одиночка знакомится с новым ухажёром и не в силах устоять перед его предложением отправиться в недельный круиз. На это время своих двух деток-подростков она отправляет к собственным родителям. И поначалу брату с сестрой очень уютным кажется деревенский дом на отшибе, а дедушка с бабушкой, которых они прежде никогда не видели, представляются очень милыми людьми. Но вскоре старики начинают проявлять свои маразматические странности и, хоть ничего страшного, вроде не происходит, вся уютная атмосфера из «пряничного» домика куда-то испаряется. И детишки (которое всё происходящее снимают на видеокамеры для будущего документального фильма) начинают с нетерпением считать дни и часы и минуты, когда уже можно будет вернуться к маме. А ведь впереди их ждёт весьма неприятный «шьямалановский» твист.
«Время» / Old (2021)
Группа туристов, посетивших роскошный курорт, отправляются на тихий солнечный пляж, отрезанный от внешнего мира отвесными скалами. Это идеальное место, чтобы покупаться, позагорать и… постареть. Ведь, как выясняется, именно в данной точке земного шара время так стремительно мчится вперёд, что люди успевают постареть буквально за сутки. И спастись от неуклонно надвигающейся старости можно только одним способом — покинув пляж. Вот только всё пути оказываются перекрыты.
«Икс» / X (2021)
Группа киношников-любителей приезжает на удалённую ферму, где планирует снять сверх-откровенный «фильм для взрослых». Место для съёмок выбрано не только в силу сценарных тонкостей (а главной героиней будущего «шедевра» должна стать дочка фермера), но и надеждами, что уж в сельской глубинке никто творческому процессу не помешает. Горе-кинематографисты не учли только одного — присутствия хозяев фермы. Очень пожилая супружеская пара — вовсе не моралисты. Совсем наоборот. В немощных телах всё ещё горит огонь желаний, а поскольку удовлетворить эти желания никто не хочет, старики «отрываются» в жестоких убийствах своих молодых гостей.
«Бабуля» / Abuela (2022)
Красавица Сюзана делает многообещающие шаги в модельном бизнесе в Париже, но как раз накануне заключения выгодного контракта узнаёт, что любимую бабушку хватил удар. Девушка предпочитает бросить всё и вернуться в родной Мадрид, чтобы ухаживать за немощной родственницей. Тем более, состояние бабушки подсказывает, что ухаживать долго не придётся — старушка на ладан дышит. Однако, менять простыни и мыть дряхлую женщину оказывается не таким уж простым занятием. К тому же, бабуля вдруг начинает проявлять удивительную силу и живучесть, да и вообще ведёт себя так, что в Сюзане возникают сомнения в собственной безопасности.
Разве уже по этим коротким описаниям сюжетов не заметно, что самое страшное в перечисленных фильмах — даже не маразматические выходки старых людей (а таким хоррормейкеры нет-нет, да пугали и раньше), а само явление старости? Зрителю становится неуютно и жутковато от мысли, что не за горами времена, когда пройти по коридору до кухни станет непосильным подвигов и когда при взгляде в зеркало оттуда будет смотреть сморщенный, седовласый незнакомец с помутневшими глазами. Бр!
Интересно, почему именно сейчас старость стала чудовищем из фильма ужасов? Возможно, это связано с выросшей ценностью человеческой жизни в западном мире. Смерть стала восприниматься как самое страшное событие, отнимающее эту величайшую ценность. Ну, а старость, соответственно, воспринимается той «злодейкой», которая к смерти тянет за руку.
Или — вот другое объяснение популярности этой новомодной темы. Перед человечеством всё явственней маячит возможность до самой смерти оставаться молодым: благодаря пластической хирургии и различным новомодным методикам. А раз так, раз старость вот-вот потеряет свою неизбежность, то она стала пугать гораздо больше. Ведь раньше с ней приходилось мириться. А теперь, когда появляется мощное оружие в борьбе с ней, её победы над молодостью кажутся гораздо более несправедливыми и пугающими.