Найти в Дзене
Что могут короли...

Рождество при королях Франции.

Для европейской монархии день Рождества - 25 декабря – всегда был довольно знаменателен. В этот день в 800 г. в Риме Карл Великий был коронован папой Львом III в присутствии каролингской свиты. Событие произошло действительно произошло в один из самых важных праздников в христианском календаре. Праздник рождения Христа в Вифлееме, который в последующие века французский королевский двор при различных династиях – от Каролингов до Бурбонов – неизменно относился с уважением.

Конечно логично, что монархи Франции, “наихристианские” короли, должны были уважать празднование Рождества. Так и было. Но само празднование очень сильно отличалось от нынешнего праздника со всей сопутствующей суетой и охотой за подарками, которая вошла в моду с середины XX века.

Французскому слову Noёl ождество) приписывают два возможных происхождения. Согласно первой гипотезы слово происходит от латинского natalis dies (день рождения). По второй это слово галльского - от слов noio (новое) м hel (солнце), относящегося к отмечанию дня зимнего солнцестояния. Праздник Рождества Христова веками сохранял по существу именно религиозный характер во Франции.

Со времен средневековья Рождеству предшествовал период Адвента, который позволял подготовиться к дню пришествия в мир Христа. Это время во Франции является периодом поста, который заканчивается вечером 24 декабря полуночной мессой. Затем уже наступает время праздновать рождение Христа.

В Версале или в Шамборе, в целом при старом режиме, равно как и при многих других королевских дворах Европы, Рождество было полностью посвящено покаянию и молитве.

***

В XVII и XVIII веках празднование Рождества при королевском дворе, особенно в Версале, регулировалось строгим протоколом. Период Рождества во Франции отмечен большой религиозностью, где религия занимает именно первостепенное место. В период Адвента (месяц до Рождества) любые увеселения запрещены. К примеру, Людовик XIV даже запрещал все представления и театральные постановки.

24 декабря во Франции - обычный день, отмеченный минутами молитв. Король исповедуется, трудится и молится. Также в этот день «король-чудотворец» прикасается к больным золотухой - «король прикасается к вам, Бог вас исцеляет».

Около 9 часов вечера в канут Рождества на столе у короля постная трапеза как продолжение адвентистского поста. По этому случаю королевская семья обычно ест рыбу и моллюсков. Кстати, именно с тех времен во Франции пошла традиция есть устрицы в вечер 24 декабря. Около 10 часов вечера Людовик XIV в сопровождении семьи и всего двора направляется в часовню - на полуночную мессу. Традиция, восходящая к VII веку, делала приуроченную празднику мессу состоящей последовательно из трех частей: первая месса называлась «Месса ангелов», вторая - «Месса пастырей», третья - «Месса слова Божьего».

После полуночной мессы, знаменующей окончание поста, весь двор приглашается на рождественский ужин. Пьется шампанское, появившееся при Людовике XIV, впервые на стол монарха подается индейка, импортированная из Америки.

Наконец, 25 декабря король, королевская семья и двор присутствуют на завершающей части рождественской мессы, за которой следует банкет, знаменующий окончание рождественского празднования. При дворе короля Франции в те времена не могло быть и речи о подарках детям под елку, равно как и о самой ели, которая наверняка неплохо бы смотрелась посреди Зеркального зала в Версале.

Елизавета Шарлотта Пфальцская. Людовик XIV.
Елизавета Шарлотта Пфальцская. Людовик XIV.

Впрочем, при старом режиме подарки раздавались не на Рождество, а на новый год. Это была возможность для короля, королевы и принцев выразить свою благодарность или дружбу членам своего дома и двора, наградив того или иного придворного драгоценным камнем или подарив им определенную сумму денег.

Рождественские вертепы, с другой стороны, являлись традицией при дворе Франции. Людовик XIV поощрял их хлопотам благочестивой мадам де Ментенон. Точно так же традиция использования палена засвидетельствована во времена правления Генриха IV. Она представляет собой использование добротного полена, подброшенного в очаг в сочельник, которое должно было медленно гореть в течение всей рождественской ночи.

***

Какая страна может похвастаться тем, что видела рождение рождественской ели? Тайна. Однако многие оспаривают происхождение этой любопытной традиции. Латвия и Эстония активно заявляют о появлении первой украшенной елки у них, но ходят слухи, что обычай её использование в том виде, в каком мы его знаем сейчас, зародился на северо-востоке Франции - в Эльзасе.

В 1605 году неизвестный, путешествовавший по региону Эльзас, упоминал удивительный обычай «ставить ели в домах, украшенных яблоками, цветными вафлями, бумажными розами и конфетами». Но во всей Франции традиция украшение рождественской ели утвердилась очень нескоро.

В 1711 году невестка “короля-солнца” герцогиня Орлеанская Елизавета Шарлотта Пфальцская, попыталась сломать строгие оковы празднования конца года, установив знаменитый обычай рождественской елки. Эта несколько амбициозная попытка была подавлена ​​влиянием уже упомянутой всемогущей маркизы де Ментенон, раскритиковавшей такой «языческий обычай».

Правда настоящая причина критики могла быть иной. Обе женщины питали друг к другу невыразимую ненависть, настолько сильную, что герцогиня Орлеанская без колебаний называла в своих письмах жену Людовика XIV «королевской нечистью». Достаточно, чтобы сделать ель еще одной побочной жертвой их внутренней войны!

***

Мария Лещинская и мадам Помпадур.
Мария Лещинская и мадам Помпадур.

37 лет спустя настала очередь королевы Марии Лещинской попытаться закрепить традицию использования рождественской ели. Но при дворе Людовика XV слышен только голос его знаменитой фаворитки - маркизы де Помпадур. Королева Франции, уроженка Польши, по своему влиянию несколько меркла при дворе по сравнению с ролью знаменитой фаворитки на пике славы. И снова традиция не прижилась.

***

Перенесемся в XIX век. Говорят, украшенные в Страсбурге ели поразили немецкого поэта Гёте, который в 1770 году представил их двору Веймара, где он стал министром великого герцога Карла-Августа. Интересно, что дочь герцога Каролина Веймар-Эйзенахская вышла замуж за наследного принца Фридриха Мекленбург-Шверинского в 1810 году.

Каролина продолжила семейный обычай украшение ели вместе со своими детьми- Альбертом, Еленой и Магнусом. Это трогательное детское воспоминание, которое дочь Каролины Елена не забудет уже будучи взрослой, уезжая из родного герцогства во Францию, где в замке Фонтенбло, 30 апреля 1837 года Елена Мекленбург-Шверинская вышла замуж за принца Фердинанда-Филиппа, сына короля Луи-Филиппа Орлеанского.

Сыну короля Луи-Филиппа и королевы Марии-Амелии, которого называли «самым блестящим принцем Европы», не было суждено в качестве жены выбрать принцессу из самых влиятельных монарших фамилий. Великие княгини российские, как и великие эрцгерцогини австрийские не охотно интересовались наследником июльской монархии.

“Нам нужна принцесса, её положение среди княжеских домов не имеет значения. Лишь бы она была хорошей, респектабельной, достойной матерью наших королей. Франция достаточно велика, чтобы вырастить королеву, которую мы ей дадим" - наставляло французское правительство своих дипломатов.

Елена оказалась превосходным выбором для Фердинанда-Филиппа: красивая молодая девушка, хорошо сложенная и полная энергии, меж тем двоюродная сестра короля Пруссии и императора России. Она действительно дарит своему мужу счастье в браке.

От своей вотчины - Мекленбург-Шверина – двадцатитрехлетняя немецкая принцесса сохранила некоторые привычки. Среди них, и, безусловно, один из самых очаровательных — традиция украшать рождественскую ель. Так, 25 декабря 1837 года ель, украшенная яблоками, подарками и маленькими свечами, осветила дворец Тюильри. Но если королевский дом Орлеанов был покорен этой традицией, то как же вся Франция? Увы.

 Елена Мекленбург-Шверинская и Фердинанд-Филипп. Бал в Тюильри при Луи-Филиппе.
Елена Мекленбург-Шверинская и Фердинанд-Филипп. Бал в Тюильри при Луи-Филиппе.

***

Даже когда в Великобритании благодаря королеве Виктории и принцу Альберту ввела в моду рождественские ели, французы по-прежнему отказывались перенимать эту традицию.

Так продолжалось до 10 мая 1871 года, когда окончание франко-прусской войны лишило Францию ​​Эльзаса. Чтобы избежать последствия аннексии Германии этих территорий, некоторые жители Эльзаса покинули свои дома, расселяясь по французской провинции, а заодно делясь своим обычаем рядить рождественскую елку.

С годами эта традиция постепенно распространилась по всей Франции, настолько, что сегодня ранним утром 25 декабря не менее 6 миллионов елей украшают дома.