Найти в Дзене
Максим Бурмистров

Старинный рубанок-галтель: финал истории.

Подвесив в воздухе интригу с атрибуцией старинного фигурного рубанка, я и сам очень надеялся на очевидный исход своего маленького исследования: встарь также любили клеймить свои изделия, как и сегодня, особенно, если вещь делалась качественно и на века, а этот инструмент, безусловно, отвечает двум перечисленным факторам. Моя задача, по сути, свелась к тому, чтобы найти эти самые клейма, этим я и занялся сегодня и по горячим следам создаю этот короткий материал.
Рубанки могли клеймить по-разному. Реже встречаются клейма на деревянном корпусе инструмента, наиболее часто клеймо мастерской или завода выбивалось на железке, то бишь, говоря понятнее, на ноже. Такие изделия можно встретить в продаже на барахолках, клеймо позволяет определить не только мастерскую, но и страну происхождения и, если совсем повезет и история производителя сохранилась, то и точное время изготовления!
Я уже рассказывал Читателю, как удалось с большой точностью восстановить историю нашего коловорота, мне казалось, ч

Подвесив в воздухе интригу с атрибуцией старинного фигурного рубанка, я и сам очень надеялся на очевидный исход своего маленького исследования: встарь также любили клеймить свои изделия, как и сегодня, особенно, если вещь делалась качественно и на века, а этот инструмент, безусловно, отвечает двум перечисленным факторам.

Старинный рубанок-галтель имеет выдающиеся внешние данные и сделан, безусловно, очень давно.
Старинный рубанок-галтель имеет выдающиеся внешние данные и сделан, безусловно, очень давно.

Моя задача, по сути, свелась к тому, чтобы найти эти самые клейма, этим я и занялся сегодня и по горячим следам создаю этот короткий материал.
Рубанки могли клеймить по-разному. Реже встречаются клейма на деревянном корпусе инструмента, наиболее часто клеймо мастерской или завода выбивалось на железке, то бишь, говоря понятнее, на ноже. Такие изделия можно встретить в продаже на барахолках, клеймо позволяет определить не только мастерскую, но и страну происхождения и, если совсем повезет и история производителя сохранилась, то и точное время изготовления!
Я уже рассказывал Читателю, как удалось с большой точностью
восстановить историю нашего коловорота, мне казалось, что и здесь будет все просто, ведь во внешнем облике рубанка все говорило о том, что сделан он очень профессионально, идеально, сделан мастерами и для мастеров, вещь пропитана изяществом и какой-то удивительной энергетикой удовольствия от созерцания и соприкосновения с фигурным инструментом.
Ну что, приступаю к действию! Пара коротких ударов киянкой по «затылку» рубанка и клин высвобождается, а вместе с ним неохотно выходит из паза и железка…

Все, дело сделано: рубанок разобран.
Все, дело сделано: рубанок разобран.

Конечно, я лихорадочно начинаю крутить нож в руках, пытаясь сходу обнаружить клейма, но – увы, в глаза мне не бросаются ни буквы, ни логотипы, плоскости ножа покрыты глубокой ржавчиной и, как на зло, именно в тех местах, где обычно и проставляли мастера свои клейма!
Делать нечего: беру мелкую наждачку, начинаю снимать ржавчину и постоянно контролировать обрабатываемую поверхность: не проявилось ли чего? И, увы еще раз, как я ни старался, как ни крутил плоскости железки относительно источника света, я даже подсвечивал рельеф фонариком, никаких признаков клейма обнаружить не удалось.

Клеймо на ноже мне найти так и не удалось.
Клеймо на ноже мне найти так и не удалось.

Поэтому окончательная датировка и фабричная атрибуция остается под вопросом и думаю, навечно. Я пытался отыскать в Сети аналогичный рубанок, но несмотря на похожие варианты ничего абсолютно идентичного найти не удалось: слишком много было производителей, слишком долог период выпуска подобных изделий, чтобы сегодня отыскать «брата-близнеца», но все же я склонен думать, что изделие сие дореволюционного периода и произведено было скорее всего не у нас, не в России. Еще могу практически утверждать, что изготовлен рубанок хорошо оснащенной мастерской, в нем видны следы применения машин, ручной труд тоже виден, но все эти фаски, риски, эргономичные изгибы – это признак именно механизированной обработки, предметы, сделанные целиком вручную имеют совершенно другие внешние данные.
Ну вот и все, с этой партией ручного инструмента я разобрался, Бог даст, продолжение последует, если мне в антикварке попадется на глаза что-то интересное из этого доброго старья!