Высота звука
Практикуйте отдельные ноты в Нейтральном режиме #57 и звукоряд из 5 нот на разных гласных #58. Обязательно открывайте рот шире по мере того, как высота звука становится выше. Не пытайтесь петь СЛИШКОМ громко. Женщины могут начать с C4, а мужчины с F3. Далее продолжайте повторять упражнение, начиная каждый раз на полтона выше, а затем на полтона ниже. Таким же образом проработайте гамму #59 и арпеджио #60.
Громкость
Практикуйте крещендо и диминуэндо на отдельных нотах и гаммах с разными гласными. #66
Атака
Проработайте Нейтральную атаку с воздухом #43 и Нейтральную атаку без воздуха #44, пропевая восходящий звукоряд из 5 нот, повторяя самую высокую ноту три раза, а затем пропевая нисходящий звукоряд из 5 нот, повторяя самую низкую ноту три раза.
Чтобы натренировать Нейтральную атаку без воздуха, постарайтесь сомкнуть голосовые связки, прежде чем начать ноту. Вспомните выученное ранее ощущение щелчка (см. «Найдите Нейтральный без воздуха»). Используйте восходящий звукоряд, чтобы почувствовать, как постепенно должна увеличиваться степень поддержки. Обратите внимание на степень поддержки на самой высокой ноте. Вдохните, а затем найдите точно такую же степень поддержки. Не начинайте петь до тех пор, пока не почувствуете, что достигли нужной степени поддержки. Пропойте ноту и определите, правильно ли вы установили степень поддержки. В противном случае атака будет звучать хрипло и с придыханием. Отрегулируйте степень поддержки, чтобы получить хорошую атаку, и запомните это значение для следующей ноты. Когда вы найдёте правильную степень поддержки для конкретной ноты, запомните это значение. Пропойте звукоряд вниз и потренируйтесь находить точную степень поддержки для нижней ноты. Убедитесь, что все атаки звучат безупречно и без придыхания. Если вы используете больше тванга, атаки, как правило, будет проще исполнять. Продолжайте повторять упражнение, транспонируя его на полтона выше.
Добавленный воздух
Если вы хотите добавить воздух в голос, вы также можете попрактиковаться в этом на всех частях диапазона в Нейтральном режиме. Но помните, что этот приём делает невозможным громкое пение (см. «Добавленный воздух»). Если воздух должен быть слышен более отчетливо, вы можете использовать больше тванга.
Окраска звука
Потренируйтесь находить как можно больше звуковых окрасок, изменяя форму речевого тракта. Найдите в своём голосе самый светлый и самый тёмный оттенок звука. Попрактикуйтесь в достижении самого светлого и самого тёмного окраса звука как в верхней, так и в нижней части диапазона в Нейтральном режиме с воздухом и без него. Пойте, например, гаммы.
Отрабатывайте светлую окраску звука в Нейтральном с воздухом #61 и без воздуха #63.
Отрабатывайте тёмную окраску звука в Нейтральном с воздухом #62 и без воздуха #64.
Спойте песню, используя все звуковые оттенки, которые только можете найти в своём голосе. Затем попробуйте спеть песню с теми звуковыми окрасками, которые вам нравятся: теми, которые, по вашему мнению, подходят вам, вашему темпераменту и вашему голосу.
Практикуйтесь в пении с явным и необходимым твангом в Нейтральном режиме с воздухом #175 и без воздуха #176, постепенно увеличивая и уменьшая тванг на отдельных нотах, а затем на гаммах.
Спойте гамму. Начните гамму с тёмной звуковой окраски, опустив гортань и сузив надгортанную воронку. Затем, поднимитесь по гамме, постепенно делая окраску звука светлее, поднимая гортань, но не меняя положение надгортанной воронки. Убедитесь, что высокие ноты светлые, мягкие и без придыхания. Теперь опуститесь по гамме и сделайте окраску звука темнее, опуская гортань, не меняйте положение надгортанной воронки. Повторите упражнение, транспонируя его каждый раз на полтона вверх. #65
Песни
Исполните всю песню* в Нейтральном режиме с воздухом #67 и в Нейтральном без воздуха #68 в разных тональностях, чтобы охватить все части диапазона.
* имеется в виду музыкальная фраза:
Классический звук
Когда вы определите желаемый окрас для классического звука, спойте гамму, сохраняя при этом окраску звука при движении вверх и вниз на любой высоте звука. Держите язык сжатым, так как это способствует приданию гласным классического звучания. Потренируйтесь сохранять этот звук на любой высоте звука и на всех гласных. #69
Металлоподобный Нейтральный (Нейтральный, похожий на Кёрбинг)
Спойте ноту в режиме Кёрбинг на той высоте, которая вам кажется наиболее удобной, затем измените её на нейтральную, не меняя высоту звука. Потренируйтесь переключаться между режимами, чтобы познакомиться с ощущением изменения режимов. Постепенно добивайтесь одинакового звучания двух режимов и сохраняйте одинаковое количество тванга. Другими словами, найдите положение, необходимое для того, чтобы Нейтральный режим звучал как Кёрбинг. Спойте ноту в режиме Кёрбинг, сохраните форму речевого тракта и «звук» от Кёрбинга и измените его на Нейтральный. Теперь вы поёте в Нейтральном, похожем на Кёрбинг. Попробуйте снова добавить «натяжение» и металл, чтобы проверить, сохранили ли вы звук и форму речевого тракта из ноты в Кёрбинге. #70
Найдите гласную, которую, по вашему мнению, легче всего использовать в Кёрбинге, и практикуйте ноту с Кёрбинг атакой. Слегка приподнимите гортань и приподнимайте мягкое нёбо вслед за высотой звука, но так, чтобы звук по-прежнему напоминал Кёрбинг, хотя вы продолжаете петь в Нейтральном режиме. Помните, что вам должно быть комфортно. Женщины могут начать с Е4, а мужчины с А3 и затем транспонировать упражнение на полтона выше. Потренируйтесь воспроизводить этот звук на всех нотах и на всех гласных Кёрбинга. #71
Следите за тем, чтобы рот открывался всё больше по мере увеличения высоты звука. Будьте осторожны и не пойте в Нейтральном, похожем на Кёрбинг слишком громко. Иначе вы можете форсировать голос, испытать дискомфорт и почувствовать напряжение. Сохраняйте громкость между умеренно тихой, т. е. меццо-пиано (mp), и очень тихой, т. е. пианиссимо (pp).
На Boosty вы можете найти более новую версию книги (2020 года):
Кэтрин Садолин - Complete Vocal Technique 2020 RUS
Если материал был интересен, вы можете поддержать канал лайком, подпиской или рублём на Дзене, Boosty, ЮMoney или в VK