Внимание! Конкурс фотографий для подписчиков!
В прошлом, когда в лесных угодьях выпасалось много скота, да ещё мелкими стадами, медведи-скотинники были довольно обычны. Ещё в середине прошлого века, почти повсеместно медведь считался зверем вредным, наносящим ущерб как скотоводству, так и охотничьему хозяйству. Во многих регионах за добычу этого хищника выплачивалась премия, а охота на него разрешалась круглый год.
Потеря коровы, или тем более лошади, действительно была большим горем для крестьянской семьи, поэтому скот всемерно оберегали от нападения хищников. Тем не менее, они происходили, и сохранилось немало свидетельств, о том, как это было.
В народе даже бытовало мнение, что в наших лесах живут две разновидности бурого медведя: крупный «стервятник», способный нападать на диких копытных животных и домашний скот, имеющий свирепый нрав жестокого хищника, и мелкий «муравьятник» с мирным нравом, который питается муравьями и мелкими позвоночными, а на копытных никогда не нападает. Этот миф был развеян ещё Леонидом Павловичем Сабанеевым, но в народе держался довольно долго.
На самом деле молодые, ещё не набравшие силу медведи действительно опасаются нападать на крупных животных. До возраста 4-5 лет у них по отношению к крупным копытным проявляется пассивно-оборонительная реакция, тормозящая хищническое поведение. Поранения и даже гибель молодых, ещё не имеющих достаточного опыта медведей от крупных копытных описаны неоднократно. Однако взрослый медведь редко пропустит удобный случай охоты на диких или домашних копытных животных. В то же время, переход медведя полностью на мясную диету случается довольно редко. Поэтому нельзя считать каждого медведя, убившего лося или даже домашнюю корову «скотинником» и «стервятником», подлежащим уничтожению.
Большинство медведей, отведав мяса, возвращается к своей растительной пище. О сложностях перехода медведя с растительной пищи на животную, я уже рассказывал. Он не может сразу переключиться с одного вида пищи на другой, поэтому потребляет животную пищу сначала небольшими порциями.
Добывание крупных диких и домашних копытных животных позволяет медведю получить сразу большое количество высококачественного «готового» корма и значительно пополнить энергетический запас. Обычно у него наблюдается два пика активности, весенний и летне-осенний. Весной хищник нападает на диких копытных не столько из-за острой нехватки кормов, сколько в связи со складывающейся весной благоприятной обстановки для охоты. Наиболее успешными бывают охоты по насту, приносят удачу и длительные преследования лосей, проживших долгое время на скудном веточном корме и ослабевших за зиму. В поздневесенний период в добыче медведя преобладают новорожденные лосята, при этом он может подбирать и мертворожденных и погибших в первые дни жизни животных. Хорошо известно, что именно в этот период отмечается наиболее высокий отход молодняка у лосей в первые две недели после рождения.
В.С. Пажетнов отмечал, что таких медведей, которые бы за свою жизнь не убивали крупных копытных, наверное нет. Он описывает случаи добычи отдельными медведями овец, отелившейся в лесу домашней коровы и её теленка, молодых и взрослых лосей. Однако наблюдения за такими хищниками показали, что в дальнейшем они переходили на питание растительностью, и в ближайшее время на копытных не охотились. Тем не менее, в популяции медведей время от времени появляются особи, специализирующиеся на добыче диких и домашних копытных.
Некоторые взрослые звери, обычно крупные самцы, если им посчастливилось добыть лося или домашнюю корову, начинают искать удобного случая поохотиться ещё раз. В случае повторной удачи, у них может сформироваться особое хищническое поведение, направленное на добычу копытных, значительно превалирующее в пищевом поведении особи. Еще в 1851 году А.Ф. Миддендорф писал о медведе, который долго мирно жил, но вдруг убил быка в результате представившегося ему удобного случая, и стал вором, то есть начал добывать домашних животных регулярно.
В 1961 году в енисейской тайге Красноярского края, (на границе Енисейского и Туруханского районов) зимой был добыт медведь. Жир у него был необычной консистенции: сильно застывал, имел вкус и запах оленьего жира. Очевидно, этот медведь долгое время специализировался на добыче северного оленя, несмотря на тот факт, что в тех местах последний не является массовым видом, особенно на правом берегу Енисея, где был добыт хищник.
О специализации отдельных медведей на добыче копытных сообщают и другие исследователи. Таких хищников, безусловно, необходимо отстреливать, так как их деятельность может способствовать формированию в популяции группировок, предрасположенных к хищничеству. По данным собранным в Дарвинском заповеднике, бурый медведь причиняет поголовью диких копытных незначительный ущерб, а нападения на домашних животных вообще исключительно редки. Есть, однако, противоречивые высказывания специалистов по этому поводу. Серьезный вред копытным причиняют медведи Уссурийского края, но и здесь их хищническая деятельность прекращается с началом вегетации растительности.
Особенности охоты медведя на домашних копытных описаны В.С. Пажетновым, который проанализировал немало случаев нападения медведей на крупный рогатый скот. В большинстве из них хищник нападал сзади, крепко вцепляясь когтями в круп жертвы, старался её повалить.
Подробно описано нападение медведя, проникшего в загон для телят. Всех телят хищник убивал одним и тем же приёмом. Он бил телёнка сильнейшим ударом лапы по позвоночнику позади холки. При этом теленок опрокидывался набок, вытягивал ноги и оставался неподвижным. Видимо, в результате удара, происходило смещение позвонков, повреждался спинной мозг и наступал паралич. Убив первую жертву, медведь сел около неё, тяжело дыша, а другие телята, как загипнотизированные, продолжали лезть к зверю под самую морду. Не сходя с места, этот медведь убил 14 телят, и при этом совсем не реагировал на крики пастуха. В конце концов, пастух, у которого не было ружья, сильно озлобившись, с криком бросился на медведя с палкой, после чего тот вскочил и убежал в лес.
В центральных районах европейской части было осмотрено 18 жертв бурого медведя: 6 овец и 12 коров и телят. У двух овец были вырваны внутренности через брюшину, у двух других раздавлен череп и вырвана лицевая часть, а остальные имели обширные гиперимированные участки на шкуре в области лопаток и шеи. У двух овец также были сорваны мыщелки черепа, и в области атланта образовался обширный кровоподтек. У большинства копытных имелись разрывы в области холки и повреждения остистых отростков 2-6 позвонков грудного отдела, канатиковой и надостистой частей выйной связки, у некоторых поврежден череп (сломаны носовые кости), у семи жертв были вырваны 2-3 ребра в залопаточной области. В основном это были поражения от когтей при мощных ударах лап.
В Центрально-лесном заповеднике ещё в 30-е годы прошлого века была прослежена охотничья деятельность одного и того же медведя в течение трёх лет подряд, с 1937 по 1939 годы. За это время он убил более 20 крупных домашних животных, большинство которых были лошади. Этот медведь никогда не ел свою добычу, довольствуясь лишь умерщвлением жертвы, и сделав своё дело, уходил. Через некоторое время он вновь подкрадывался либо к стаду коров, либо к лошадям, чаще нападая ночью. Свою жертву он умерщвлял очень характерным и необычным способом. Подкравшись, прыгал на неё сбоку, с левой стороны, захватывая левой лапой лицевую часть морды, а когтями правой вцепляясь в спину на холке, либо сразу позади неё. С силой сдвигая лапы, он сгибал жертве шею, ломая шейные позвонки. Этот медведь оказался очень осторожным, и опытному местному охотнику И.Н. Малинину пришлось долго его караулить.
У добытого, наконец, в августе 1939 года скотинника-убийцы, было обнаружено неправильное срастание нижней челюсти, которая была когда-то перебита. Медведь был средних размеров, около 200 кг весом. По всем признакам, хищник ранее был ранен пулей из ружья. Упитанность его оказалась средней. С тех пор в этом районе скотинники не отмечались до 1959 года.
Медведи почти всегда закапывают добытых домашних животных. Это также следует рассматривать как деятельность, направленную на сохранение жертвы. При добыче домашнего животного на пищевое поведение хищника накладываются оборонительные реакции. На пастбище, где пасется скот, остаются следы человека – главного врага и основной причины смертности медведей. По отношению к нему у медведя проявляется ярко выраженная реакция избегания («страх человека»). Домашний скот, в отличие от диких животных, несет с собой запах человеческого жилья, то есть дополнительно настораживает медведя. Поэтому, прежде чем напасть на домашнее животное, медведь должен возбудиться до такой степени, чтобы это возбуждение затормозило действие оборонительной реакции, понуждающей медведя уйти от опасного места и опасных объектов.
Известно, что пищевые и оборонительные реакции находятся в тесной взаимосвязи. После добычи домашнего животного возбуждение хищника спадает. На этом фоне проявляется ранее заторможенная реакция «страха человека» и медведь начинает «заметать следы преступления».
Как правило, он пытается утащить жертву с того места, где имеются следы человека (пастуха), либо домашнего скота, и затаскивает её с открытого места в лес. В подавляющем большинстве случаев он заваливает её землей и всевозможным хламом. Бывает так, что пассивно-оборонительные элементы поведения проявляются сильнее, чем пищевые. Тогда медведь может вообще уйти от своей жертвы, бросив её, так и не начав её есть. Иными словами, осторожность и «страх человека» пересиливают. Такие случаи при нападении на домашний скот нередки. Очевидцы при этом обычно говорят: «Медведь осторожничает, хитрит, не хочет идти на приваду». Однако отдельные особи специализируются именно на добыче домашних животных, которых гораздо легче подкараулить, хотя следует признать, что в последние десятилетия таких случаев становится всё меньше.
В свое время я также был очевидцем такого поведения медведя, повадившегося добывать коров в глухой деревушке Макарьевского района Костромской области. Он упорно нападал на деревенское стадо, и, в конце концов, добыл одну корову. У добычи этот медведь вёл себя очень осторожно. Корову он оттащил в глубину леса метров на пятьдесят, и выходил к ней в самое тёмное время ночи. Добыть зверя у его добычи не удалось, он был только подранен и нам, с моим старшим, и гораздо более опытным товарищем, Б.И. Мясниковым, пришлось на следующее утро добирать его по следу. Но медведь ожидал, что его будут преследовать, и залёг у своего следа в засаде, о чём я рассказал в статье о петлях, которые делают многие звери, начиная от зайца и кончая медведем.
Поведение медведя у жертвы не всегда одинаково. Нередко он закапывает жертву землей, мхом, заваливает кустарником и лесным хламом, но это совсем не обязательно. Известны случаи закапывания этим хищником падали, находящейся во второй-третьей стадии мацерации, когда налицо уже гнилостное разложение. В этой связи утверждение, что медведь закапывает свою добычу, для того, чтобы она протухла, не совсем верно.
Немало и таких случаев, когда зверь не пытался прятать свежую добычу. По-видимому, акт закапывания жертвы предусматривает в первую очередь сохранение её от нахлебников, поскольку около добычи медведя быстро собираются врановые птицы, и хищник ревностно охраняет её от них. В Приамурье, например, медведи закапывают свою добычу после каждой кормёжки. Свою жертву медведь старается утащить с открытого места в лес, в заросли кустарников и нередко перетаскивает остатки несколько раз – это тоже проявление беспокойства за сохранность добычи. Однако в густом лесу в спокойной обстановке, где нет фактора беспокойства со стороны человека, сложно обнаружить её врановым, зверь зачастую не прячет свою жертву.
Обсуждение особенностей хищнического поведения медведя продолжим в следующий раз.
Мне интересно мнение знающих людей по этим вопросам. Если у вас есть что сообщить, пожалуйста напишите о своих наблюдениях в комментариях, соблюдая, конечно же правила канала.
Другие статьи о медведях вы найдете в подборке "Медведи" на этом канале.
Это информация для тех, кто интересуется природой и хочет знать, что в ней происходит на самом деле. В публикациях на канале я рассказываю о том, что хорошо знаю и видел своими глазами, а также обобщаю и анализирую знания, собранные многими специалистами.
Читайте старые статьи на канале, ведь информация о природе не стареет!
Не забудьте ставить лайки, подписывайтесь на канал, пишите комментарии, распространяйте через соцсети, задавайте вопросы.
Я с удовольствием на них отвечу!