Найти тему

Как медведь охотиться начинает

Медведь добывший лося. Фото из открытых источников.
Медведь добывший лося. Фото из открытых источников.

Внимание! Конкурс фотографий для подписчиков!

Основа питания медведя – растительная пища, но против природы не попрешь, и будучи хищным зверем, представителем отряда Хищных, семейства Медвежьих, медведь нуждается в животной пище, периодически проявляя стремление к охоте. В той или иной степени охотятся все медведи, но начинает охотиться на крупную добычу медведь не сразу.

Животная пища в его рационе представлена достаточно широко даже у медвежат, и надо полагать, они не страдают от недостатка незаменимых аминокислот животного происхождения.

Изредка медведю удаётся поживиться падалью или остатками чужой добычи. В ранневесенний период падаль, как и остатки волчьей трапезы, которую он отжимает у серых, весьма ценный для медведя ресурс. Забрать у волков добычу весной медведь может потому, что в это время волчья стая-семья временно разделяется. Матёрые волки держатся у логова, а молодняк до осени ведёт самостоятельную жизнь. Ни те, ни другие с медведем не связываются, и отпор ему не оказывают, предпочитая оставить свою добычу.

Из Летописи природы Дарвинского заповедника:

  • В марте 1968 года два лесника Захаринского лесничества заповедника пытались прогнать медведя от задранного волками лося. Одного медведя они прогнали, но тут же к ним вышел другой, более крупный медведь, и прогнал людей, вынудив их бежать.
  • В начале мая 1972 в квартале 198 возле дороги крупный медведь задрал лося. Трижды в разные дни его видели у туши. Два раза при подходе человека, медведь особо не реагировал на присутствие человека, отгонять его не пытался, хотя лесник приближался к медведю на 15-20 м. На третий раз, когда человек вновь подошёл, медведь, увидев его, убежал.
  • В апреле 1985 года медведи подбирали остатки лосей и кабанов, задранных волками, пожирали трупы погибших зимой кабанов. В охранной зоне, примыкающей к кварталу 175 медведь задрал взрослую лосиху. К остаткам ходили два разных медведя.
  • В начале мая этого же года в квартале 170 были найдены остатки взрослого лося, добытого волками, но съеденного медведем.
  • Весной 1989 года по выходе из берлог медведи разыскивали павших за зиму кабанов и остатки лосей, зарезанных волками. В течение года были найдены остатки трёх лосей, задранных медведем в весенний период: 25 апреля в квартале 72 обнаружен взрослый лось; 22 мая в квартале 5 теленок, и в квартале 148 годовалый бычок.
  • В урочище Хотавец 14 мая 1987 года медведь кормился мясом утонувшей лошади, вывезенной для подкормки хищных птиц.
Медведь добывает немало беспозвоночных животных, а молодняк в возрасте до 4 лет компенсирует свою потребность в животной пище в основном за счет насекомых и мышевидных грызунов. Добывать насекомых, таких как личинки короедов, древоточцев, майских жуков, бронзовок, а также муравьев, медвежата учатся у матери-медведицы. В своих блужданиях по лесам медвежья семья не упускает случая разворошить гнилые валежины, разрушить или раскопать муравейник. Медведица своим примером показывает медвежатам съедобные объекты, а также приемы и способы их добычи.

Хищничество бурого медведя включает охоту не только на крупных животных, сопоставимых с ним по размеру, но и добывание многих животных небольшого размера.

Встретив поселения полёвок, медведица заворачивает когтями целые пласты дёрна, скатывая его в рулоны. Разбегающихся грызунов она ловит, ловко прихлопывая их передними лапами. Медвежата быстро осваивают это искусство, и вскоре начинают добывать полёвок, довольно потешно молотя лапами по земле.

Что же касается охоты на крупных животных, то в составе семейной группы, кочуя по лесам под руководством матери-медведицы, медвежата в ней не участвуют. А потому не могут научиться приёмам охоты через подражание, как это происходит, например, в волчьей семье.

Сложность охоты на крупных осторожных животных связана с особенностями передвижения и кормёжки медвежьей семьи при их блужданиях по лесам.

Медведица с медвежатами медленно перемещается по угодьям, создавая вокруг себя определенный шум. Медвежата обмениваются звуковыми сигналами, лазают по деревьям, играют. Периодически подаёт голос и медведица. Чуткие лесные звери по специфическим звукам обычно издалека обнаруживают медвежью семью, и заблаговременно уходят из опасного места.

В то же время, при благоприятном стечении обстоятельств, встретив раненое, больное или слишком молодое животное, например новорожденного лосенка у только что отелившейся лосихи, медведица может совершить нападение. Бывает, что удачно завершается и нападение медведицы на домашних копытных или ей удается убить лося или кабана, хотя случается это всё же довольно редко.

В момент охоты, когда медведица сильно возбуждена, медвежата в страхе убегают в сторону, так как всякое необычное поведение матери вызывает у них реакцию избегания. Нередко они прибегают к хорошо освоенному ими универсальному способу защиты, и залезают на не очень толстые деревья.

При удачной охоте матери, медвежата могут принять участие в трапезе, но в охоте они никогда не участвуют, а потому сам процесс охоты не могут видеть.

Формирование у медведя хищнического поведения, направленного на добычу копытного животного, происходит уже в зрелом возрасте, когда зверь ведет одиночный образ жизни. При этом у каждой особи вырабатываются свои излюбленные способы охоты и умерщвления жертвы.

Это совсем не означает, что способов охоты медведя существует столько же, сколько самих медведей. На самом деле, существуют определенные стереотипы охотничьего поведения медведя, просто каждый конкретный зверь открывает их для себя как бы заново, без обучения и внешней поддержки.

В охотничьем поведении медведя могут просматриваться региональные различия, но они как бы дополняют основной стереотип, и формируются в соответствии с местными условиями среды и спецификой поведения жертвы.

Например, в отдельных регионах копытные ходят на естественные и искусственные солонцы, и медведи приспосабливаются добывать их вблизи этих мест. При этом у копытных тоже происходит коадаптация к хищнику, и к солонцам они выходят очень осторожно, опасаясь встретить медведя.

Медведи могут караулить копытных в местах их переходов при кочёвках. Но массовые миграции копытных зачастую происходят в более поздние сроки, когда медведи уже залегли.

Медведи обладают различными приёмами добычи крупной жертвы, проявляющимися в зависимости от складывающейся во время охоты ситуации. Далеко не все медведи используют весь набор охотничьих приёмов, свойственных своему виду. Зачастую конкретный зверь, из раза в раз, пользуется одним и тем же, хорошо освоенным им способом добычи.

Основные приемы охоты медведя - это скрадывание и длительное, изнуряющее жертву преследование.

Часто медведь старается подкараулить свою жертву, а иногда пытается загнать её в болото, реку, выгнать на лёд весной или загнать в буреломный завал.

Нередко он сочетает разные приемы охоты, сообразуясь с окружающей средой: насаждениями, рельефом, направлением и скоростью движения жертвы, направлением ветра и т.д.

Во время охоты медведь ориентируется на следы, запах, послеродовые остатки (слизь, послед, мертворожденный детеныш), следы крови при поранениях, повреждениях конечностей. Стимулировать охотничье поведение могут и другие следы, сигнализирующие о неблагополучном состоянии жертвы – гной, необычный помет больного животного. Всё это выступает в роли специфических сигналов, стимулирующих хищническое поведение зверя. В обычных условиях и, тем более по-отдельности, каждый из них может и не вызвать хищнических реакций. Но сочетание нескольких из них возбуждает медведя и может простимулировать его начать охоту.

Существенное значение для проявления хищничества имеет и физиологическое состояние медведя, т.е. его здоровье, упитанность и обеспеченность кормами.

Весной после выхода из берлог, когда медведи голодны, поскольку корма ещё находятся под снегом, они используют любую возможность для преследования различных животных. Бывают ситуации, когда хищнику удается сблизиться с возможной жертвой, а иногда добыть лося или кабана.

Даже одна удачная охота в этот период запоминается медведем, и в последующие годы при условиях сопутствовавших охоте, он постарается повторить успех. Так формируются индивидуальные отличия в хищническом поведении. Действия медведя довольно стереотипны, он старается действовать также, как поступал во время удачной охоты.

Ломка сложившегося стереотипа происходит медленно. Некоторые медведи на всю жизнь остаются приверженцами одного-двух способов добычи, нисколько не стремясь разнообразить свои охотничьи приёмы. Лишь с годами, при неоднократном добывании различных животных в различных условиях, хищническое поведение медведя становится более пластичным и разнообразным.

В весенний период у медведя наблюдается четыре основных компонента хищнического поведения, каждый из которых наиболее характерен для конкретной особи:

- преследование по насту. Встречается не во всех регионах, обычно там, где бывают крепкие насты, способные выдержать медведя хотя бы в ночное время;

- длительное изнуряющее преследование. Наблюдается во многих регионах, это наиболее распространенный способ охоты медведя;

- скрадывание. Также используется медведями повсеместно. Если к жертве не удалось подобраться на расстояние броска, или бросок не завершился остановкой жертвы, и она сумела убежать, скрадывание нередко переходит в преследование.

- загоны на лёд. Этот приём используют отдельные взрослые медведи, имеющие немалый охотничий опыт, из которого они знают, что для бегущих копытных скользкий лед очень опасен.

Преследование по насту. Весной медведи, выходя из берлог, направляются в места возможной концентрации корма, либо на солнцепеки, рано освобождающиеся от снега. В Дарвинском заповеднике медведи после выхода из берлог переходят из суходольных ельников и сосняков, где чаще всего расположены берлоги, на верховые болота. Там, на обтаявших уже кочках, можно обнаружить россыпи прошлогодней клюквы, молодые всходы и цветоносы пушицы. Именно эти растения становятся в наших условиях наиболее массовыми кормами в ранневесенний, голодный период. Для отдыха звери в это время уходят в прибрежные зеленомошные боры, где устраивают лёжки на рано освобождающихся от снега сухих боровинах по берегам рек, либо по опушкам старовозрастных сосняков. Покормившись на клюкве и пушице, в сосновых лесах по берегам рек они разыскивают оживающее муравейники и разрушают их куполы.

Из Летописи природы Дарвинского заповедника:

  • На протяжении полутора километров хода от берлоги один медведь 5 апреля 1988 года разрушил 15 муравейников.

При переходе с болот на сухие боровины и в сосновые боры, даже неопытный молодой медведь может наткнуться на лежку лося. В это время по ночам бывают ещё довольно крепкие морозы, превращающие подтаивающий днем снег в крепкий наст. Испуганный лось бросается наутек, проваливается сквозь снежную корку, сдирает с ног шерсть и ранит до крови ноги о наст. Если заинтересовавшийся свежим следом медведь пройдет по нему какое-то расстояние, то может обнаружить небольшие капли крови и клочья шерсти.

Первоначальный интерес зверя к свежему следу сменяется возбуждением от запаха свежей крови, и медведь может продолжить тропление. Преимущество медведя в этот период проявляется в том, что в отличие от лося и кабана, он не проваливается по насту, а вполне свободно идёт поверху, опираясь на свои широкие лапы.

Из Летописи природы Дарвинского заповедника:

  • В 1966 году 25 марта у кордона Хотавец возле дома лесника медведь задрал стельную самку лося. Лосиха проваливалась в снегу, а медведя держал наст.
Кабан, добытый медведем. Фото Н.Г. Белко из архива Дарвинского заповедника.
Кабан, добытый медведем. Фото Н.Г. Белко из архива Дарвинского заповедника.

В марте 1980 года сотрудник заповедника Н.Г. Белко обнаружил убитого медведем кабана.

Нападение медведя на крупное копытное животное грозит ему активным отпором. Особенно опасны для медведя крупные самцы лося и кабаны-одинцы. Не случайно молодые, не набравшие ещё сил медведи избегают приближаться к крупным животным. Но повзрослевший, почувствовавший свою силу хищник, начав преследовать убегающее животное, постепенно возбуждается до такой степени, что программы оборонительного поведения, мотивирующие его избегать контактов с крупными зверями, сильно тормозятся хищническими реакциями на кровь и свежие следы и агрессивное поведение становится приоритетным.

Если медведю в этой выгодной для него ситуации удастся добыть лося или другое копытное, то обстоятельства охоты сохраняются в памяти зверя. В последующие годы он будет стремиться их повторить, разыскивая копытных по насту, предпринимая упорные попытки их добыть.

По такой же схеме формируется стереотип изнуряющего преследования. Если при попытке преследования медведю попался не совсем полноценный зверь (молодой, травмированный, больной), и первое длительное преследование увенчалось успешной добычей, то у него вырабатывается уверенность в том, что в конце концов, он всё равно сблизится со своей жертвой и сможет на неё напасть.

Медведь напал на измученного длительным преследованием лося. Фото из открытых источников.
Медведь напал на измученного длительным преследованием лося. Фото из открытых источников.
Из берлоги медведь обычно выходит хорошо упитанным. Его выносливость и достаточный запас энергии в виде жировых запасов, лишь на 30 % истраченных за берложный период, позволяют хищнику несколько дней подряд преследовать жертву. Медведь способен преследовать одного и того же зверя, не сбиваясь на другие следы.

Хорошо известно, что по снегу, даже не очень глубокому, лось долго двигаться не может. От бега он сильно перегревается, теряет силы, и вскоре останавливается. В Сибири, и на европейском севере издавна была известна охота на лося в угон, даже без огнестрельного оружия. Охотник не спеша шёл на лыжах за одним и тем же лосем. Преследование продолжалось не более пары дней, обычно с одной ночёвкой в лесу у костра. К исходу второго дня лось терял силы и становился добычей охотника.

Примерно также ведет себя медведь. Сперва лось легко уходит от преследователя, но тот упорно идёт по его следу. Лось может выйти к другим лосям, присоединившись к их группе. Приближающийся медведь такую группу распугивает, лоси расходятся, однако хищник след «своего» лося не теряет, и на других лосей не переключается. В конце концов, обессиленный лось останавливается или даже ложится. При осмотре добытых в результате длительного преследования жертв медведя, оказывалось, что шерсть их вылезала и отваливалась клочьями, как перо у ошпаренной курицы.

Из Летописи природы Дарвинского заповедника:

  • Медведь гнался за лосем 11 мая 1987 года в квартале 3. Лось уже не мог бежать, шёл шагом и вышел на дорогу у деревни. Медведя спугнули люди, и он убежал в лес, а лось тут же лёг, утомленный погоней.
  • 2 апреля 1991 года в квартале 154 найден лось задранный медведем, который до этого гнался за этим лосем несколько километров.

Обсуждение особенностей хищнического поведения медведя продолжим в следующий раз.

Мне интересно мнение знающих людей по этим вопросам, если у вас есть что сообщить, пожалуйста напишите о своих наблюдениях в комментариях.

Другие статьи о медведях вы найдете в подборке "Медведи" на этом канале.

Это информация для тех, кто интересуется природой и хочет знать, что в ней происходит на самом деле. В публикациях на канале я рассказываю о том, что хорошо знаю и видел своими глазами.

Прокрутите, пожалуйста, текст до рекламы!

Читайте старые статьи на канале, ведь информация о природе не стареет!

Не забудьте ставить лайки, подписывайтесь на канал, пишите комментарии, распространяйте через соцсети, задавайте вопросы.

Я с удовольствием на них отвечу!