Здравствуйте уважаемые читатели.
Сегодня я бы хотел затронуть весьма интересную тему. На первый взгляд знакомую многим. Ведь многие из нас в детстве читали греческие мифы. Рассказы о древних героях и богах. И конечно все наслышаны о Троянской войне, описанной древнегреческим поэтом-сказителем Гомером. Захватывающая история древнегреческих героев будоражила умы не одно поколение людей. Трагическая история описанная в “Илиаде” о гибели Трои никого не оставляет равнодушным, будь то в античные времена и в средневековье, будь то сейчас. По истории Троянской войны снято много разных фильмов.
До XIX века Троя воспринималась многими как миф, легенда. В 1822г шотландский журналист и геолог Чарльз Макларен (1782-1866 гг) предположил, что Троя могла находиться на месте холма Гиссарлык в Малой Азии. Сторонником этой идеи был и Фрэнк Калверт (1828-1908 гг), британский и американский консул на османских землях, предприниматель и археолог-любитель. За семь лет до Генриха Шлимана (1822-1890гг) он начал археологические раскопки на холме Гиссарлык. Но по иронии судьбы вел их в стороне от гомеровской Трои. И только в конце 1860-х годов Генрих Шлиман открыл для мира Трою. Я не буду рассказывать про эту историю, историю о том, как Генрих Шлиман нашёл Трою, и какие удивительные находки он там сделал. Я хотел бы поговорить по данной теме немного в другом контексте. Посмотреть на историю Трои с другой стороны. Ведь “Илиаду” читали многие и многие воспринимают данную историю непосредственно, как её описал великий Гомер. В данной работе я конечно буду опираться на “Илиаду”, как непосредственный источник, но основной задачей будет установить другие источники, которые могут свидетельствовать нам о правдивости данной истории. Есть ли другие источники, которые могут рассказать нам о Троянской войне? Нет, не мифические, а именно исторические свидетельства, которые доказывают возможность реальности событий, которые описал Гомер в “Илиаде”.
Для этого нам необходимо найти письменные свидетельства, которые можно связать и трактовать, как доказательства тех, или иных событий описанных в "Илиаде". Это могут быть документы дипломатической переписки, хозяйственные документы и другие, которые могут помочь нам отделить миф от реальности.
Конечно, встаёт вопрос, а какие письменные источники могут сохраниться с той далёкой эпохи? Для этого мы будем искать эти свидетельства у соседних народов и государств, которые существовали в эпоху Троянской войны. Ведь такое великое и масштабное событие, судя по описанию в “Илиаде”, как Троянская война, должна была отразиться в дипломатических документах государственных образований той эпохи. Найдём данные источники, опишем их и соотнесём их с событиями описанными Гомером в “Илиаде”.
И так, какие письменные источники могут рассказать нам об эпохе, когда произошла Троянская война, описанная Гомером в “Илиаде”?
Чтобы понять это мы обратимся к Богазкёйскому архиву. Данный архив является собранием текстов обнаруженных на месте столицы Хеттского царства, города Хаттуса, ныне Богазкёй в Турции. Открытие данного архива произошло в 1906 г, когда Германское восточное общество направило в Богазкёй экспедицию во главе с немецким востоковедом-ассириологом Гуго Винклером (1863-1913гг). При раскопках археологами было обнаружено свыше 14 тысяч клинописных текстов на глиняных табличках, относящихся ко II тыс.до.н.э. Большая часть текстов написана на хеттском языке. Так же встречаются тексты на аккадском, лувийском, палайском, хаттском, хурритском и митаннийском языках. Тексты содержат в себе царские анналы, хроники, указы, договоры, списки царей, дипломатическую переписку, дарственные записи, своды законов, судебные протоколы, мифологические и религиозные тексты, астрологические предсказания, шумеро-аккадско-хеттские словари и сочинения о коневодстве.
Нас в первую очередь будет интересовать дипломатическая переписка, и договоры между хеттскими царями и царством “Аххиява” (Микены), а также между правителями Вилуши (Вилусы, или Трои).
Теперь посмотрим, какие документы Богазкёйского архива можно отнести к эпохе “Троянской войны” и как они могут пролить свет на события, описанные в “Илиаде”:
1) Письмо Манапа – Тархунта хеттскому царю.
2) Договор Муваталлиса II с Алакшанду (Алаксанду) из Вилусы (Трои).
3) Письмо хеттского царя, царю “Аххиявы” (письмо Тавагалавы).
4) “Письмо в Милаванду” (Милет).
5) Дипломатические тексты Тудхалияса IV.
6) Письмо царя хеттов царю “Аххиявы”.
7) Таблички линейного письма Б из Пилоса и Микен.
- Первый источник. Письмо Манапа –Тархунта хеттскому царю.
Данное письмо, датируется периодом правления хеттского царя Муваталлиса II (1295/1282-1272 гг.до.н.э).
В данном письме, автором которого является Манапа-Тархунта, правитель страны реки Сеха (царство в Западной Анатолии), говорится о том, что некий “нарушитель покоя” Пияма-Раду разоряет западные земли. Хеттский царь, по видимому, приказал Манапа-Тархунте самому изгнать Пияма-Раду, но Манапа-Тархунта не справился с этим. Так, что теперь для решения этой проблемы были отправлены хеттские войска. Хетты, перед походом на Вилусу разбивают лагерь на земле у реки Сеха. Так же из письма видно, что сам Манапа-Тархунта не смог принять участие в данном походе. Из письма становится понятно, что Пияма-Раду напал на земли реки Сеха.
Как же можно толковать данное письмо?
События, описанные в письме можно трактовать как часть войны между хеттами и Аххиявой. Хотя в письме Аххиява не упоминается. Как будет видно из анализа других текстов, Пияма-Раду по разным версия мог быть законным наследником Ухха-Зити, последнего независимого правителя Арцавы (регион и политическое образование в Западной Анатолии), который был свергнут хеттским царём Мурсили II. Возможно, он был сыном Пиямы-Курунты, сына Ухха-Зити. Пияма-Раду совершал нападения на вассальные государства Арцаву, Сеху, Ласпу и Вилусу (Трою), тем самым пытаясь подтвердить свои собственные династические притязания. Он обратился к царю хеттов с просьбой признать его хеттским вассальным правителем, но получил отказ. В связи с этим Пияма-Раду обратился за помощью к царю Аххиявы. Следовательно Пияма-Раду вступил в союз с царем Аххиявы(Микен) против хеттского царя.
- Второй источник. Договор Муваталлиса II с Алаксанду из Вилусы.
Данный договор так же относится к периоду правления хеттского царя Муваталлиса II.
Договор описывает взаимоотношения между хеттским царством и городом Вилусой (Троей). Правитель Вилусы, Алаксандус по всей видимости состоял в вассальных отношениях с хеттским царством. В договоре Алаксандус обязывается противостоять какому-то врагу. Вот небольшая часть перевода текста данного договора:
“У Кукунниса поскольку наследника не было, вот он тебя, Алаксандус усыновил”.
“Население Вилусы ропщет против Алаксанду”
“Наследником, мол, сын царя да будет”.
Из данного текста можно сделать вывод о том, что жители Вилусы (Трои) не только могли враждебно относиться к Алаксандусу, но и могли отвергнуть его детей в качестве наследников. Возможно потому, что существовали более законные претенденты на власть. Эта догадка подкрепляется и тем, что в договоре упоминается вероятность возмущения против Алаксандуса со стороны его брата, или кого-то другого из членов царского рода. Не были ли эти «братья» и «сородичи» с их потомством именно теми «царскими детьми», которых Вилуса имела право предпочесть Алаксандусу, получившему власть от Кукунниса, возможно, в обход этих полноправных наследников? Во всяком случае, Муваталлис обещал охранять Алаксандуса и его детей от посягательств со стороны этих людей в ответ на встречную преданность вилусского правителя царю хеттов и его роду.
- Третий источник. “Письмо Тавагалавы”, или письмо хеттского царя царю Аххиявы.
Авторство данного письма до конца не установлено, Но большинство историков считают, что его написал Хаттусили III (1275/1272-1250/1245 гг.до.н.э, или 1267-1237 гг.до.н.э).
Вот текст этого письма:
"О, мой брат, напиши ему одну вещь, хотя бы одну: "...царь Хатти убедил меня в вопросе земли Вилуса, в отношении которой он и я были враждебны друг другу, и мы заключили мир"
“Мы, царь страны Хатти и я, из-за этой страны Вилуса во вражде были мы… и он меня в отношении ее умиротворил и мы заключили договор”.
В письме появляется, всё тот же восставший против хеттов Пияма-Раду, хетты пришли навести порядок, Пияма-Раду бежал в Аххияву, вместе с братом аххиявского царя Тавакалавосом, до того находившимся в Милаванде (Милете). Милаванда (Милет) являлась ахейским, т. е. микенским, форпостом в Малой Азии. Некоторые историки считают Тавакалавоса греческим “Этеоклом”, сыном царя Фив Эдипа, считая его микенским наместником в Милете. Имя Тавакалавоса упоминается и в микенских текстах, только читается как Этевоклевейос. И вот, хеттский царь пишет царю Аххиявы, именуя его “другом и братом”, что никаких враждебных замыслов против Аххиявы он не имеет. На Милаванду нападать не намерен и просит лишь выдать ему мятежника Пияма-Раду, причем готов даже простить его, если царь Аххиявы будет на этом настаивать. Автор письма признает, что, возможно, обидел царя Аххиявы, и торопится заверить “друга и брата”, что согласен на все его условия ради примирения с ним, а пока посылает своего высокородного придворного в Аххияву в качестве “заложника мира”. Но самое интересное для нас таится в одной из второстепенных строк “Письма”, где Хаттусилис вспоминает о прежних отношениях хеттов с Аххиявой. Он признает, что у царя Аххиявы могут быть обиды — ведь еще не так давно хетты воевали с ним из-за Вилусы, — но тут же оправдывается: во-первых, Ахиява ведь победила в той войне, а во-вторых, он в ней вообще не виноват: «Я ведь юн был!» После чего восклицает с деланным недоумением: «Чего же еще?» Мол, какие еще могут быть претензии?
- Четвёртый источник. “Письмо в Милаванду”
“Письмо в Милаванду” является дипломатической перепиской хеттского царя к царю-клиенту. Письмо относится к периоду правления Тудхалияса IV, правил между 1250/1245 -1230 /1215гг.до.н.э, или 1237-1209 гг.до.н.э.
В данном письме говорится, или точнее содержится требование, чтобы был разрешён спор о заложниках, передаче лиц, скрывающихся от хеттского правосудия и передача претендента на правление в Вилусе хеттскому посланнику. В данном письме так же упоминается Пияма-Раду, но как фигура прошлого. По мнению ряда историков, данное письмо могло быть адресовано царю Миры (вассальное хеттам государство в западной Анатолии).
В письме царь Аххиявы уже перестает быть “братом и другом”. В перечислении великих царей, содержащемся в одном из тогдашних документов, знак титулатуры “Его Величество”, поставленный писцом перед словами «царь Аххиявы», стерт с таблички. И в другом тексте, повествующем о победоносном походе хеттов на Аласию-Кипр, где в то время, — археологам это доподлинно известно — было много ахейских городов, никакого упоминания о “великой Аххияве” тоже нет, она в этом тексте не присутствует вообще. И то же самое — в третьем тексте, в “Письме в Милаванду”, где этот давний и главный ахейский форпост в Малой Азии именуется хеттским владением. Из письма становится понятно, что хетты уже не считаются с "Аххиявой", теперь она для них — побежденный и поверженный противник.
- Пятый источник. Дипломатические тексы Тудхалияса IV.
В одном из таких текстов говориться:
“Царь (или народ) страны реки Сеха снова дважды согрешил, вёл войну. И царь страны Аххиява отступил назад, а я Великий Царь, пришёл”.
Судя по данному тексту, царь Аххиявы(Микен) вторгся в хеттские владения в районе реки Сеха, но потерпел сокрушительное поражение и был отброшен назад. Кажущееся незначительным и рядовым, это событие привлекло внимание своим сходством с другим событием того времени, происходившем в том же месте. Речь идет об упоминаемом множеством древнегреческих авторов неудачном “первом” походе царя Микен Агамемнона и его спутников на Трою. У Гомера об этом событии говорит Елена Прекрасная в своем плаче по Гектору, в самом конце “Илиады”: “Ныне двадцатый год круговратных времен протекает с оной поры, как пришла в Илион я, отечество бросив”. Кажется странным, что Елена насчитывает уже двадцать лет со времени своего побега с Парисом в Трою — ведь осада Трои, по Гомеру, продолжалась всего десять лет! Но в первых главах “Эпического цикла”, прежде всего — “Киприя”, пересказ которой сохранился у автора V века до н. э. Прокла, рассказывается, что походов на Трою на самом деле было два, и во время первого ахейцы, “выйдя в море, причалили к Тевтрании и начали ее грабить, как будто это был Илион. Телеф же (местный царь) поспешил на помощь”. Аналогично у другого автора V века — Аполлодора: “Не зная морского пути в Трою, пристали к Мисии (Тевтрании) и стали ее разорять, думая, что это Троя. Телеф же, царствовавший над мисийцами, погнал эллинов к кораблям и убил многих”. После этого ахейцы целых десять лет не могли оправиться от позорного поражения и лишь затем, снова собрались с силами для второго похода, который и стал знаменитой Троянской войной. Елена, стало быть, была права, говоря о двадцати годах своего пребывания в Трое: десять лет перерыва между первым и вторым походами и десять — осады.
- Имеется ещё одно письмо, вероятно принадлежащее Тудхалиясу IV, либо его отцу Хаттусили III. Письмо адресовано царю Аххиявы.
Данное письмо представляет особый интерес для нас, вот текст данного письма:
“Ты написал, какие твои страны в запустении были, их мне во владение отдал Бог Грозы. Царь страны Ассува Акагамнус, дед отца, связал. А нынче Тудхалияс его низвергнул”.
Что это значит?
Поход Акагамнуса вероятно состоялся в период правления Тудхалияса IV, либо его отца Хаттусили III. Об этом вторжении упоминается в одном из хеттских документов, связанных с Аххиявой, — в письме правителя Страны реки Сеха к хеттскому царю.
- Другим источникам являются таблички с линейным письмом Б из Пилоса и Микен.
В 1939 г американский археолог Карл Вильям Блеген (1887-1971 гг) при раскопках “Дворца Нестора” в Пилосе обнаружил глиняные таблички написанные на греческом языке эпохи бронзы. Это были таблички не дипломатической переписки, как таблички из Богозкёйского архива, а хозяйственные записи, в которых перечислялись работники, большинство из них женского пола и часто применительно к ним, в данных табличках встречалось слово означающее "лён". В бронзовом веке лён использовался в основном для плетения верёвок и парусов. В табличках из Пилоса указано, что эти женщины были родом с побережья Малой Азии. Из Милаванды(Милета), Галикарнаса и Книда. Вероятно, данные женщины являлись рабынями.Таблички нормируют количество продуктов для бригад женщин, которые жили там, где они и работали на льняном “производстве”. Всего перечисляется двадцать одна женщина из Книда и двадцать два ребёнка. Так же в табличках говорится об 1700 женщинах и детях работающих в Пилосе. Всех их называли женщины “Азии”. Конечно, по этим находкам невозможно говорить о личном рабстве в Микенский период. Лишь в некоторых случаях были упомянуты рабы, принадлежащие знатным людям. Микенское общество не являлось рабовладельческим обществом в нашем привычном понимании. Но всё же было одно исключение. Это царские земли. Есть ещё одно примечание, в текстах на табличках из Пилоса женщин иногда называют “трофеями”. Вероятно, их могли взять в плен во время одного из военных походов. Кроме того упомянуты и некоторые имена, свойственные жителям Малой Азии.
Так как могла выглядеть хронология событий Троянской войны?
Попробуем немного восстановить события.
В начале XIII в.до.н.э на территории Малой Азии наряду с Хеттским царством в Западной Анатолии существовали так называемые вассальные государственные образования, такие как Арцава, страна реки Сеха, Ласпа и Вилуса(Троя). Помимо этих государств на западном побережье Малой Азии находится и город Милавата, или Милаванда, который отождествляется с Милетом. Арцава, страна реки Сеха и Вилуса являлись вассальными царствами по отношению к Хеттскому царству. Милаванда же, по всей видимости, являлась микенским форпостом в Малой Азии. Из письма Тавагалавы (СТН 181) известно, что в Милаванде находился наместник Аххиявы (микенский наместник). Известно имя наместника – Тавакалавас, который некоторыми исследователями отождествляется с Этеоклом, царём Фив, сыном Эдипа, упомянутым в “Илиаде”. Так же упоминаемым в микенских текстах линейного письма Б, под именем Этевоклевейос. В Вилусе (Троя) правит некто Алаксандус известный нам из договора с царём хеттов Муваталлисом II (СТН 76). Алаксандуса ассоциируют с Троянским принцем Парисом. Почему мы можем говорить об этом? Обратимся к Гомеру и “Илиаде”, так в последней песне “Илиады”, Елена в своём плаче говорит:
“Ибо уже мне супруг Александр знаменитый, привезший в Трою меня, недостойную”.
Из договора Алаксандуса с царём хеттов Муваталлисом II, видно, что Алаксандус мог являться родственником Кукунниса по женской линии. Самого Кукунниса немецкий филолог и специалист по древнегреческому языку Пауль Кречмер (1866-1956 гг) отождествлял с персонажем древнегреческой мифологии – Кикном, который являлся сыном Посейдона, который мешал высадке греков. Погиб от камня, брошенного Ахиллом, в начале Троянской войны. По другой версии был задушен им. Из договора СТН 76, следует, что Кукуннис был верным вассалом Хеттского государства и помогал хеттам в борьбе против царства Арцава. Таким же союзником и вассалом являлся и Алаксандус. С другой стороны царь хеттов принижает важность царского происхождения Алаксандуса. Что может означать, что он получил трон не обычным порядком престолонаследия. В договоре СТН 76 говорится, что жители Вилусы (Трои) враждебно отнеслись к Алаксандусу и даже имели право отвергнуть его детей в качестве наследников. Так же указано на возмущение со стороны его “брата”, или других членов царского рода. Возможно, этим братом был Гектор? Может ли всё это иметь отражение в мифологической истории и наоборот? Парис (Алаксандус), был сыном Гекубы. Его мать Гекуба, увидела во сне, что рождает горящий факел, из которого выползло множество змей (по Квинту Эннию), по другой версии, видела, что рождает огненосную Эриннию со 100 руками (по Пиндару). Напуганные этим, родители велели рабу Агелаю отнести его на гору Иду и оставить там, но младенца вскормила медведица (по Ликофрону), по другой версии собака. Париса воспитали в своей среде пастухи, или слуги царя Приама. Возможно, подобные мифы о Парисе являются далёким отголоском событий, которые отражают политическую ситуацию и связаны с престолонаследием в Вилусе (Трое). Народ Вилусы (Трои) роптал против Алаксандуса, возможно желая видеть правителем на троне его брата, или кого-то другого из царской семьи. Так же в “Илиаде” мы можем наблюдать, как Гектор критикует Париса за то, что тот праздно сидит дома в то время, когда гибель грозит всем троянцам. Является ли это отражением напряженной династический ситуации в Вилусе (Трое), точно невозможно сказать. Из договора СТН 76 между Алаксандусом и Муваталлисом II видно, что хеттский царь обещает охранять Алаксандуса и его детей от посягательств этих “людей”, в ответ на его преданность. В договоре так же говорится, что как вассал хеттов Алаксандус обязуется противостоять какому-то врагу. Так, в сохранившемся отрывке письма, отправленного царём страны реки Сеха хеттскому царю, говорится:
“Ожидаемый враг пришёл, войско страны Хатти привёл….. назад в страну Вилуса биться пошли”.
Этот эпизод трактуют следующим образом: Упрочив положение Алаксандуса (Париса) на престоле Вилусы и сделав его своим вассалом, хетты изменили политический расклад, при котором Вилуса находилась в сфере интересов неведомого врага, этот враг не потерпел ослабления своих позиций в регионе и вторгся в страну. Пытаясь восстановить прежнее положение, хетты прислали свои войска. Кто же был тем “врагом”? Возможно, это был царь Аххиявы (Микен). Отражение этих событий, можно увидеть и в письме царя страны Сеха Манапа-Тархунта хеттскому царю (СТН 191). Из письма становится понятно, что разгорелся конфликт между хеттским царством и Аххиявой (Микенами). По всей видимости, войско Аххиявы совершило нападение на Вилусу (Трою). И тут на историческую арену выходит еще одна личность – Пияма-Раду. Из письма Манапа-Тархунта становится известно, что Пияма-Раду совершил нападения на земли реки Сеха. Хеттский царь приказал Манапе-Тархунте, самому изгнать Пияма-Раду, но Манапа-Тархунта не справился и хетты прислали войско. Из письма Тавагалавы (СТН 181) можно узнать, что Пияма-Раду восстал против хеттов и вступил в союз с царём Аххиявы. Когда хетты пришли навести порядок, Пияма-Раду бежал в Аххияву, вместе с братом царя Аххиявы Тавакалавасом. Так кто же такой Пияма-Раду? Как уже говорилось выше Пиям-Раду мог быть наследником Ухха-Зити, царя Арцавы либо сыном Пиямы-Курунты, сына Ухха-Зити. Своими набегами на вассальные государства Анатолии, возможно, он пытался подтвердить свои законные притязания на трон. Он обращался к хеттскому царю с просьбой принять его как вассала, но вероятно получил отказ и взбунтовался. Тогда Пияма-Раду обратился к царю Аххиявы. Пияма-Раду может соответствовать архетипу, воплощенному в эпическом легендарном Приаме, царе Трои. Что касается самого Алаксандуса, или его имени, то вскоре после расшифровки хеттского языка это имя было сопоставлено с греческим именем Александрос. Данное имя не является хеттским или лувийским по своему происхождению и вероятно является “лувинизированной” или “хеттизированной” формой имени из греческого языка. В договоре между Алаксандусом и Муваталлисом II (СТН 76, § 6а) указано:
“Кого бы из твоих сыновей ты ни назначил царем — [будь он] от твоей жены или от твоей наложницы — и даже если он [...], чтобы земля сказала "нет " и произнесла следующее: "Он [должен] быть принцем семени (т.е. династического происхождения). потомство)!", я, мое величество, скажу "нет".
Из этого ясно, что сыновья наложниц могли наследовать трон, а небиологические отпрыски, то есть приемные сыновья (сыновья не "от семени"), могли быть претендентами на престолонаследие. Сам Алаксандус, согласно § 5, пришел к власти "по слову Кукунниса", поэтому, вероятно, не совсем в соответствии с обычными правилами наследования. Английский археолог, профессор и специалист по ближневосточной археологии Джон Гарстанг (1876-1956 гг.) предположил, что возможно Алаксандус был сыном одной из греческих наложниц Кукунниса, или что Кукуннис усыновил человека греческого происхождения. Тут можно задаться вопросом, а не являются ли события, описанные Гомером в "Илиаде" и похищение Елены Спартанской отражением реальной жизни и отношений между Вилусой (Троей) и Аххиявой. Ведь Елена по "Илиаде" происходила из греческой Спарты. Правители Вилусы (Трои), могли брать в качестве жен и наложниц женщин из Греции и наоборот.
Итак, получается, что Алаксандус (Парис) вассал и союзник хеттов. А Пияма-Раду (Приам) вначале так же выглядит, как их союзник, по крайней мере, не врагом, но потом начинает нападения на других вассальных правителей Западной Анатолии и ищет дружбы у царя Аххиявы (Микен). Пияма-Раду мог оказывать влияние на Вилусу, или вмешиваться в дела Вилусы. Вероятно, этот момент впоследствии мог отразиться в “Илиаде” в том, что Приам (Пиама-Раду) преобразился в царя Трои и стал отцом Париса (Алаксандуса). Нападения Пияма-Раду на вассалов хеттского царя привело к тому, что хетты прислали войско, так как Манапа-Тархунта попросил помощи. О чем упоминается в письме Манапа-Тархунта (СТН 191). Пияма-Раду (Приам) бежал в Аххияву (Микены). Возможно, что и этот момент тоже может отражаться в "Илиаде". В главе о Выкупе Гектора, бог Гермес предстает перед царем Приамом служителем Аххилеса, мирмидонцем, сыном Поликтора. Далее он говорит Приаму такие слова:
"Рад я тебя проводить и до славного Аргоса града"
Может это, есть слабый отголосок реальной истории Пияма-Раду, который упоминается в хеттских текстах? Спустя несколько веков история Пияма-Раду обросла мифами и стала такой, какую мы видим в "Илиаде".
Вырисовывается совсем другая картина, не такая, которая представлена в “Илиаде”. Подобная интерпретация событий в “Илиаде” и побег Пияма-Раду в Аххияву так же может отражаться отголоском в “Илиаде” в виде того, что многие греческие боги сочувствуют и помогают троянским героям. Хотя найденные при раскопках на холме Гиссарлык, где находилась Вилуса (Троя) фигурки, изображающие богов, говорят о том, что местное население поклонялось все же анатолийским богам. Так же при раскопках слоя Троя VI/ VIIa был обнаружен целый комплекс, который объединял цитадель с городом. Данный комплекс построек демонстрирует некоторое сходство с микенскими памятниками, хотя больше имеет схожесть с анатолийским и северо-сирийским городским строительством. Так же была найдена микенская керамика, хотя и в не большом количестве.
В письме Тавагалавы хеттский царь пишет царю Аххиявы, что не хочет воевать с ним, на Милаванду (Милет) нападать не намерен и просит лишь выдать ему мятежника Пияма-Раду, вполне себе мирная переписка.
В одной из второстепенных строк «Письма», где хеттский царь вспоминает о прежних отношениях хеттов с Аххиявой говорится, что не так давно хетты воевали с Аххиявой.
В дипломатической переписке Тудхалияса IV говорится, что царь Аххиявы (Микен) вторгся в район реки Сеха, но потерпел поражение и был отброшен назад. Какого же царя Аххиявы подразумевает дипломатическая переписка Тудхалияса IV? Из письма царя хеттов царю Аххиявы становится известно имя данного царя – Акагамнус, который идентичен царю Агамемнону из “Илиады”. Из письма в Милаванду (СТН 182) царь Ахиявы перестает быть «братом и другом». Так же Милаванда перестает быть ахейским форпостом и именуется хеттским владением. Таким образом, прослеживается связь между письмом в Милаванду и дипломатической перепиской Тудхалияса IV, в котором упоминается Акагамнус (Агамемнон). И как говорилось выше, царь Аххиявы не раз мог совершать военные походы в Малую Азию. Что находит своё подтверждение в самой “Илиаде”, в “Плаче Елены по Гектору”, и о том, что Елена насчитывает двадцать лет с момента побега с Парисом в Трою и то, что первоначально греки пристали к Мисии (Тевтрании), но были изгнаны. То, что походы греков к побережью Малой Азии являлись обычным делом, говорят и хозяйственные записи на глиняных табличках, найденных во дворце в Пилосе. Получается, что Акагамнус (Агамемнон) совершает поход, вторгается в район реки Сеха, терпит поражение и отступает. Все эти события в общем укладываются в период между 1295 и 1230 гг.до.н.э. и происходят в правления таких хеттских царей, как Муваталлис II, Мурсили III, Тудхалияс IV.
Выводы:
Так была ли Троянская война? Источники периода предполагаемой Троянской войны, письма дипломатической переписки хеттских царей с правителями Аххиявы (Микенами) Богозкёйского архива говорят нам об активном взаимодействии Микенской цивилизации с древними государствами Малой Азии, Хеттским царством и вассальными ему владениями. Богозкёйский архив содержит ряд писем, которые могут свидетельствовать как о добрососедских отношениях, так и о довольно напряжённых периодах истории между двумя державами. Безусловно, Вилуса (Троя) находилась в сфере интересов между двумя этими цивилизациями древности. Дипломатические документы Богозкёйского архива показывают нам немного другую ситуацию в регионе, отличающуюся от той истории, которая описана в “Илиаде” Гомера. Из царской переписки Богозкёйского архива мы можем видеть именно исторических личностей. Некоторые из них могут быть идентифицированы как персонажи Гомеровской “ Илиады”. Например Кукуннис – Кикн, Алаксандус – Парис, Пияма-Раду – Приам, Акагамнус- Агамемнон. Есть даже косвенное упоминание о существовании семьи Алаксандуса-Париса, его жены и детей, а так же возможно и его брата и его семьи. Таблички линейного письма Б найденных в Пилосе, Микенах и Фивах, содержащие списки женщин-рабынь говорят нам о том, что греки совершали набеги на побережье Малой Азии, где они брали в плен этих женщин, упомянутых как "трофеи". В одном из таких походов могли быть захвачены и “женщины Трои”. Так же, в тех же табличках с линейным письмом Б есть и упоминание имени А-Ки-Ре-у, что может быть тождественным позднему произношению “Ахилл”. Только вот в микенской записи данное имя принадлежит не царю и не воину, а обычному пастуху. Однако упоминание этого имени доказывает, что оно употреблялось в ахейскую эпоху. Микенская керамика, пускай и не многочисленная, найденная при раскопках на холме Гисcарлык, где располагалась Вилуса (Троя) так же говорит о контактах двух древних культур. Если обратиться к тексту “Илиады”, то в нем можно найти отголоски реальных событий. Например, когда Гомер описывает приготовления греков к походу на Трою. Гомер приводит знаменитый список кораблей, в котором перечислены все народы и вожди, которые воевали под началом Агамемнона. Данный список довольно точно перечисляет области Эллады, всего перечислено 164 области и 46 вождей, которые возглавили 29 отрядов общей численностью в 130 тысяч воинов, которые прибыли к стенам Трои на 1186 кораблях.
Так же отдельно нужно отметить и описание оружия и доспехов, которыми были вооружены герои Троянской войны. В частности описание шлема, в “Илиаде”, который одевает Одиссей, перед тем, как совершить вылазку вместе с Диомедом в стан троянцев и их союзников:
“Шлем из кожи, внутри перепутанный часто ремнями, крепко натянут он был, а с наружи по шлему торчали белые вепря клыки, и сюда и туда воздымаясь в стройных, красивых рядах, в середине же полностью подбит он”.
Подобный тип шлема был распространён в Древней Греции в период бронзового века. Найдено несколько подобных шлемов. Один из них хранится в музее критского города Ираклион и датируется примерно 1450 г.до.н.э, другой находится в Афинском музее и датируется 1300 г.до.н.э. Самое же раннее изображение подобных шлемов находится на фреске из Акротири, на острове Тира и относится к периоду между 1645 и 1500 гг.до.н.э. Данный тип шлема довольно точно описан в “Илиаде”, поэтому вероятно данное описание имеет реальную основу. И Гомер в данном случае, описывая шлем и другое вооружение героев Троянской войны полагался на реальные источники.
Стоит отметить, что у людей, живших во времена Гомера могли оставаться в памяти события, которые происходили в конце XIII и в XII вв.до.н.э. Ведь в это время как раз произошла так называемая "Катастрофа бронзового века" и нашествие "народов моря" на Восточное Средиземноморье, Египет и Малую Азию. Возможно отголоском этих событий может являться история плавания Одиссея к берегам лотофагов. Лотофаги - мифический народ, живший на острове в Северной Африке и находившимися под властью лотоса. Гомер в IX песне "Одиссеи" говорит, что лотофаги питались плодами лотоса, дававшими забвение тому, кто их отведает. Гомеровский лотос- это либо "цветок"- египетская кувшинка звёздчатая, либо дерево - североафриканский Зизифус. В "Одиссее" IV 603 это цветок, а в IX 93 - дерево. Известно, что ливийцы в союзе с "народами моря", куда входили и акайваша (ахейцы) в период правления египетского фараона Мернептаха (1213-1203 гг.до.н.э) совершили нападение на Египет. Так о войнах Мернептаха с "народами моря" и ливийцами сообщает нам Большая карнакская надпись.
В последствии "народы моря", в состав которых входили и упомянутые в гомеровском эпосе данайцы, как одно из названий греков осаждавших Трою, совершили еще одно нападение на Египет уже при правлении фараона Рамсеса III (1185-1153 гг.до.н.э). Нападение произошло на 8-м году правления Рамсеса III.
Раскопки на холме Гиссарлык в Малой Азии, на котором находилась Троя выделяют несколько археологических слоёв. Всего археологи выделили 9 археологических слоёв на холме Гиссарлык. Один из них Троя VII-А (1300-1200 гг.до.н.э). Археологически установлено, что конец данному городу положила война. На улицах нижнего города были найдены человеческие останки, метательные снаряды для пращи и наконечники стрел эгейского типа.
По моему мнению, Троянская война реально происходила, но конечно ряд событий и персонажей, описанных Гомером в “Илиаде” и "Одиссеи" могут носить и художественный и мифический характер. Но то, что автор “Илиады” опирался на какую-то память о событиях, которые происходили в данном регионе, нет никаких сомнений. Вероятно, Троянская война могла представлять ряд конфликтов, которые могли растянуться на несколько десятилетий, конфликтов, в которых могли участвовать несколько государств. “Микенская держава” (Аххиява), Хеттское царство и вассальные хеттам государства, такие как Вилуса (Троя), страна реки Сеха, Арцава и другие. Вся эта совокупность конфликтов, возможно за контроль торговых путей, влияние в регионе, через несколько столетий обросла историями, легендами, мифами и легла в основу “Илиады” и "Одиссеи" созданных великим Гомером.
Список используемых источников:
1) “Илиада” и "Одиссея". Гомер.
2) Гиндин Л.А. Население Гомеровской Трои, 1993.
3) Гиндин Л.A., Цымбурский В.Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья, 1996.
4) Гарни О.Р. - Хетты. Разрушители Вавилона , 2009.
5) Йоахим Латач. Троя и Гомер. На пути к разгадке старой тайны. Нью-Йорк, 2004.
6) Богазкёйский Архив.
7) Национальный археологический музей Афин.