Фильм 1999 года «Двойной просчет» - это не просто хороший триллер, но знаковая кинокартина, наглядно демонстрирующая, что указанное жанровое направление в кино отпочковалось как раз от нуара, став едва ли не самым «успешным ребёнком в семье» (в 60-ые классическое «чёрное кино» распалось на множество направлений).
Начнем с самого очевидного - содержащихся в названии аллюзий к легендарной «Двойной страховке», тем более в «просчете» процесс страхования играл далеко не самую последнюю роль. Однако куда более важным было ощущение полной психологической дезориентации главной героини, которая (по сюжету) долгое время никак не могла понять: что же происходит?
Жила-была семейная пара. Вполне счастливая. И ничто не предвещало ужасного, если бы не круиз на яхте. В какой-то момент Элизабет приходит в себя и не может найти на борту мужа, зато видит нож и себя перепачканную всю в крови. Сама они ничего не помнит, но свято уверена, что благоверного убить не могла. Может быть, он был ранен, а я хотела ему помочь?
Однако суд подобной уверенности не разделял. Особенно когда выяснилось, что жизнь пропавшего супруга была застрахована на несколько миллионов долларов. Милочка, да вы из сугубой алчности расправились с ним. А потому: ваш дом – тюрьма!!! А опеку над вашим сыном мы поручим вашей лучшей подруге.
Надо отметить, что всякого рода узилища неплохо подходят для аналитических размышлений. И мыслительный процесс ускоряется в разы, когда выясняется, что подруга, сын, равно как приличных размеров сумма исчезли в неизвестном направлении. Вы не представляете, на что способна женщина, когда есть риск больше не увидеть одного ребёнка.
Прекрасно осознавая, что её не просто «подставили», но ещё и «развели», главная героиня всеми силами хочет добиться правды. Правда, есть одно неудобство – вести расследование, находясь за решеткой, по силам, наверное, только магам самой высокой степени посвящения. А упорной женщине надо вырваться на свободу.
Впрочем, даже покинув тюрьму законным путем (по УДО) негласным дознанием особо не займешься, ибо надо всегда быть на виду у уставшего от жизни и уголовников инспектора. Того играет уже плотно прописавшийся в ампула «охотника за бандитами» (вспоминайте «Беглеца» и «Служителя закона») Томми Ли Джонс.
Он прекрасно понимает, что его подопечная невиновна и она - сама жертва, но нужно, чтобы это было доказано на суде. Сама же Элизабет ничего доказывать не собирается – она полна решимости. В итоге на базисе «судебной ошибки» было выстроено необычное бади-муви, то есть фильм о «напарниках», в данном случае поневоле. Одна бежит, другой – догоняет.
А ещё фильм пестрит шикарными фразами. «Если вы что-то продаете, то мне это не нужно, так как уже имеется в двух экземплярах». «Встречаемся на кладбище - там всегда людно». И фраза о «бесцельно бродящей мертвой женщине» в Новом Орлеане как едва ли не самом загадочном городе Америки обретает мрачно ироничное звучание. Хотя шедевром фильма стал следующий диалог: «- Как мило… Это нарисовали ваши детишки? – Нет, это гениальный художник Кандинский».
Можно было бы посчитать это за просто удачную шутку, если бы не принцип Чехова, завещавшего нам ружье, «висящее на стене в первом акте». Кандинского помянули неслучайно, ибо в итоге он ещё скажет своё «неожиданное слово» в сюжете.