Найти тему
НУАР-NOIR

Упрямых красоток обижать не рекомендуется

Фильм 1999 года «Двойной просчет» - это не просто хороший триллер, но знаковая кинокартина, наглядно демонстрирующая, что указанное жанровое направление в кино отпочковалось как раз от нуара, став едва ли не самым «успешным ребёнком в семье» (в 60-ые классическое «чёрное кино» распалось на множество направлений).

Начнем с самого очевидного - содержащихся в названии аллюзий к легендарной «Двойной страховке», тем более в «просчете» процесс страхования играл далеко не самую последнюю роль. Однако куда более важным было ощущение полной психологической дезориентации главной героини, которая (по сюжету) долгое время никак не могла понять: что же происходит?

Жила-была семейная пара. Вполне счастливая. И ничто не предвещало ужасного, если бы не круиз на яхте. В какой-то момент Элизабет приходит в себя и не может найти на борту мужа, зато видит нож и себя перепачканную всю в крови. Сама они ничего не помнит, но свято уверена, что благоверного убить не могла. Может быть, он был ранен, а я хотела ему помочь?

Однако суд подобной уверенности не разделял. Особенно когда выяснилось, что жизнь пропавшего супруга была застрахована на несколько миллионов долларов. Милочка, да вы из сугубой алчности расправились с ним. А потому: ваш дом – тюрьма!!! А опеку над вашим сыном мы поручим вашей лучшей подруге.

Надо отметить, что всякого рода узилища неплохо подходят для аналитических размышлений. И мыслительный процесс ускоряется в разы, когда выясняется, что подруга, сын, равно как приличных размеров сумма исчезли в неизвестном направлении. Вы не представляете, на что способна женщина, когда есть риск больше не увидеть одного ребёнка.

Прекрасно осознавая, что её не просто «подставили», но ещё и «развели», главная героиня всеми силами хочет добиться правды. Правда, есть одно неудобство – вести расследование, находясь за решеткой, по силам, наверное, только магам самой высокой степени посвящения. А упорной женщине надо вырваться на свободу.

Впрочем, даже покинув тюрьму законным путем (по УДО) негласным дознанием особо не займешься, ибо надо всегда быть на виду у уставшего от жизни и уголовников инспектора. Того играет уже плотно прописавшийся в ампула «охотника за бандитами» (вспоминайте «Беглеца» и «Служителя закона») Томми Ли Джонс.

Он прекрасно понимает, что его подопечная невиновна и она - сама жертва, но нужно, чтобы это было доказано на суде. Сама же Элизабет ничего доказывать не собирается – она полна решимости. В итоге на базисе «судебной ошибки» было выстроено необычное бади-муви, то есть фильм о «напарниках», в данном случае поневоле. Одна бежит, другой – догоняет.

Кадр из фильма  «Двойной просчет» (1999)
Кадр из фильма «Двойной просчет» (1999)

А ещё фильм пестрит шикарными фразами. «Если вы что-то продаете, то мне это не нужно, так как уже имеется в двух экземплярах». «Встречаемся на кладбище - там всегда людно». И фраза о «бесцельно бродящей мертвой женщине» в Новом Орлеане как едва ли не самом загадочном городе Америки обретает мрачно ироничное звучание. Хотя шедевром фильма стал следующий диалог: «- Как мило… Это нарисовали ваши детишки? – Нет, это гениальный художник Кандинский».

Кадр из фильма  «Двойной просчет» (1999)
Кадр из фильма «Двойной просчет» (1999)

Можно было бы посчитать это за просто удачную шутку, если бы не принцип Чехова, завещавшего нам ружье, «висящее на стене в первом акте». Кандинского помянули неслучайно, ибо в итоге он ещё скажет своё «неожиданное слово» в сюжете.