Главные праздничные дни святок
Святочные гадания и другие развлечения. Гадать или не гадать? Введение. Угадай автора. Обряды и обычаи, предрассудки и суеверия?
Святочные гадания и другие развлечения. Гадать или не гадать?- 2: Святки. Обрядовые блюда и рецепты приготовления.
Святочные гадания и другие развлечения. Гадать или не гадать? - 3: Ряженье. Колядование. Ритуальные бесчинства.
Святочная нечисть. Святые и страшные вечера. - 4: Подблюдные гадания. Гадания об урожае и судьбе. Семейные гадания. Гадания и обряды на здоровье по куклам.
Святочные гадания и другие развлечения. Гадать или не гадать? - 5: Девичьи гадания. Страшные гадания.
Святочные гадания и другие развлечения. Гадать или не гадать? -6: Главные праздничные дни святок.
Васильев вечер
Свинку да боровка для Васильева вечерка
Васильева ночь звездиста — к урожаю ягод
Садоводы в полночь встряхивают яблони, для урожая
Январь на порог — прибыло дня на куриный скок
Васильев вечер (канун Нового года в славянской традиции) — день народного календаря у славян приходящийся на 31 декабря (13 января).
Специальное блюдо Васильева вечера - поросёнок который символизирует плодородие земли и плодовитость скота в наступающем году. В Васильев вечер едят всё самое лучшее, что есть в доме и что заготовлялось заранее: пироги, колбасу, мясо, блины, кутью, кашу, пили пиво, вино, водку и т. д. В этот день пекли печенье, напоминающее коров, свиней, овец и домашнюю птицу. Св. Василий Великий считался покровителем свиней. Пастухи сильно почитали святого Василия.
В Новый год надо одеть хорошую, новую одежду, тогда будешь хорошо одеваться круглый год.
Сытно будешь есть весь год, если в Новый год приготовишь много вкусных блюд.
Деньги не отдают в этот день, чтобы не испытывать недостатка в них в течение года: наоборот — получать деньги можно, это — к прибыли.
Неумеренность в еде под новый год объясняется поверьем, будто обилие еды в первый день нового года обеспечивает прибыток в хозяйстве на весь год. Тут работает «магия первого дня»: как новый год встретишь, так его и проведешь.
Еще это начало «Страшных вечеров».
У восточных славян в этот день было принято не только колядовать но и посевать . Этот древний обряд, совершается в первый день нового года (хотя бывает и на Рождество) для того, что бы обеспечить урожай в наступившем году. Его совершают утром дети. Они (обычно мальчики, что указывает на их роль «сеятелей») обходили дома, где, изображали сев или обсыпали хозяев, комнату и особенно красный угол зерном.
Когда дети «посевали», хозяйки фартуками ловили разлетающиеся зерна, чтобы накормить ими кур, которые должны были проникнутся проблемой и лучше нестись, а не разбредались по чужим дворам. Когда первые «посевальники» заходили в дом, хозяйка просила их разуться и сажала на пороге, чтобы куры неслись в доме, а хозяин в это время шёл в сарай и сгонял кур с насеста, чтобы куры быстрее неслись.
В наше время зерно можно заменить мелкими денежками. Обязательно жёлтенькими и ловя их в передник, наворожить себе богатство в новом году.
Маланья, Щедрый вечер — день в народном календаре восточных славян; отдание праздника Рождества Христова и канун Старого Нового года 31 декабря (13 января). Щедрый вечер.
День святой Маланьи (Мелании) был посвящён приготовлению к праздничному застолью. Верили, что чем богаче и разнообразнее будет стол, чем радостнее будет застолье, тем более благополучным будет наступающий год.
Наряжается, что Маланья на свадьбу.
Наварила, ровно на Маланьину свадьбу.
Маланья — кишечница, колбасы едят.
В некоторых местах «на Маланку» ряженые ходили колядовать по домам. Во время обходов порой разыгрывали шуточную свадьбу Василия и Маланьи .
Старый Новый год
Старый Новый год — Новый год по юлианскому календарю (по старому стилю).
Новый год по старому стилю наступает в ночь с 31 декабря (13 января) на 1 января (14 января). Словосочетание является примером оксюморона. Неофициальный праздник, отмечаемый в странах, церкви которых отмечают Рождество по юлианскому календарю 25 декабря (7 января).
Возникновение праздника связано с тем, что Рождество, по календарной традиции, должно предшествовать Новому году, а также с тем, что в православной церкви на григорианский Новый год приходится Рождественский пост, исключающий обильные застолья, употребление скоромной пищи и увеселения.
Крещенский вечер
Крещенский вечер также Крещенский сочельник — день народного календаря у славян, отмечаемый 5 (18) января.
День строгого поста. Последний день колядований, последние святочные гадания .
В этот день Коляда «отъезжает на белых конях». Еще ходят ряженые вокруг деревни, с горящие головнями, медвежьей лапой во все окошки стучат.
«Выписывают Коляду»: рисуют на окнах и дверях по три креста мелом, крестясь, имея при себе хлебец, свечу, тарелку, ложку кутьи, держа под рукой шапку. После этого садятся ужинать.
Обрядовая трапеза в Крещенский сочельник проходила по обычаям «колядных» ( святочных) ужинов. Готовили нечётное количество постных блюд.
Варили кутью, блюда из гороха или бобов, узвар из сухофруктов, пекли блины и хлеб. За ужином, как и в рождественскую трапезу приглашали «мороз», «волка», «птиц», «зверей» и других зимних друзей на ужин. Подбрасывали к потолку первую ложку кутьи, зажигали свечу «для мёртвых»; откладывали с каждого блюда часть для душ предков.
Чтобы «увидеть» Крещение Господне ставили чашу с водой и смотрели, колыхнётся ли вода в полночь. Если в полночь вода колыхнулась, то бежали на улицу смотреть «развёрстые небеса». При этом говорили: «Увидишь сполохи — проси хоть царствия небесного. Всё исполнится»
Под Крещение собирают снег, считается, что он обладает особыми целебными свойствами и сохраняет свежей воду в колодцах в течение года. В полночь ходят на реку, родник, колодец набрать воды, которой приписывают целебные свойства и которую хранят весь год. Крещенской водой кропят в доме стены, двери и окна.
Снег в этот день считался целебным, в народе верили, что если его подмешать в корм — не зябок скот станет; дать курам — будут яйца. Снеговая баня прибавит красоты , хворь из тела выгонит. Применяли его и для беления холстов . Этим снегом лечили болезни — онемение в ногах, головокружения, судороги.
Выставляли на ночь в чашках разные вида зерна и утром смотрели — на которое зерно выпал иней: «тому и родиться в этом году»
Молодёжь в крещенскую ночь проводила последнюю святочную вечёрку с песнями, гаданиями и другими развлечениями.
Последний день , когда нечисть кудесит. Накануне Крещения молодые парни верхом на лошадях носилась по всем дворам, била мётлами и кнутами по всем тёмным углам и закоулкам с заклинаниями и криками. Вдобавок к этому на дверных косяках, на притолоке, на дверях хлевов, амбаров, мельниц рисуют мелом или углём кресты. Особенно боялись в крещенскую ночь оборотня «Огненного змея», являющегося девушкам в виде прекрасного юноши.
Обряды «изгнания святок» (кутьи, коляды), были широко распространены . Для защиты от нечисти чертили крест на двери и оконных рамах , сыпали на печную загнетку снега, собранного в крещенский вечер. Манипуляции с крещенским снегом не так известны, как с водой. Но в наше время употреблять внутрь себя и то и другое может быть небезопасно. Экология , шоб ее.
По завершении святочных обрядов говорили: «Иди уже, колядка, с Богом, а через год снова приходи!».
Поэты тоже не обошли вниманием народные предрассудки. Помните?
Василий Жуковский
А. А. Воейковой
Светлана
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Тускло светится луна
В сумраке тумана —
Молчалива и грустна
Милая Светлана.
«Что, подруженька, с тобой?
Вымолви словечко;
Слушай песни круговой;
Вынь себе колечко.
Пой, красавица: «Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
При святом налое».
«Как могу, подружки, петь?
Милый друг далёко;
Мне судьбина умереть
В грусти одинокой.
Год промчался — вести нет;
Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит.
Иль не вспомнишь обо мне?
Где, в какой ты стороне?
Где твоя обитель?
Я молюсь и слезы лью!
Утоли печаль мою,
Ангел-утешитель».
Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
«Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Легкою рукою;
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
Ужинать с тобою».
Вот красавица одна;
К зеркалу садится;
С тайной робостью она
В зеркало глядится;
Темно в зеркале; кругом
Мертвое молчанье;
Свечка трепетным огнем
Чуть лиет сиянье…
Робость в ней волнует грудь,
Страшно ей назад взглянуть,
Страх туманит очи…
С треском пыхнул огонек,
Крикнул жалобно сверчок,
Вестник полуночи.
Подпершися локотком,
Чуть Светлана дышит…
Вот… легохонько замком
Кто-то стукнул, слышит;
Робко в зеркало глядит:
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами…
Занялся от страха дух…
Вдруг в ее влетает слух
Тихий, легкий шепот:
«Я с тобой, моя краса;
Укротились небеса;
Твой услышан ропот!»
Оглянулась… милый к ней
Простирает руки.
«Радость, свет моих очей,
Нет для нас разлуки.
Едем! Поп уж в церкви ждет
С дьяконом, дьячками;
Хор венчальну песнь поет;
Храм блестит свечами».
Был в ответ умильный взор;
Идут на широкий двор,
В ворота тесовы;
У ворот их санки ждут;
С нетерпеньем кони рвут
Повода шелковы.
Сели… кони с места враз;
Пышут дым ноздрями;
От копыт их поднялась
Вьюга над санями.
Скачут… пусто все вокруг,
Степь в очах Светланы:
На луне туманный круг;
Чуть блестят поляны.
Сердце вещее дрожит;
Робко дева говорит:
«Что ты смолкнул, милый?»
Ни полслова ей в ответ:
Он глядит на лунный свет,
Бледен и унылый.
Кони мчатся по буграм;
Топчут снег глубокий…
Вот в сторонке божий храм
Виден одинокий;
Двери вихорь отворил;
Тьма людей во храме;
Яркий свет паникадил
Тускнет в фимиаме;
На средине черный гроб;
И гласит протяжно поп:
«Буди взят могилой!»
Пуще девица дрожит,
Кони мимо; друг молчит,
Бледен и унылый.
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Ворон каркает: печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в черну даль,
Подымая гривы;
Брезжит в поле огонек;
Виден мирный уголок,
Хижинка под снегом.
Кони борзые быстрей,
Снег взрывая, прямо к ней
Мчатся дружным бегом.
Вот примчалися… и вмиг
Из очей пропали:
Кони, сани и жених
Будто не бывали.
Одинокая, впотьмах,
Брошена от друга,
В страшных девица местах;
Вкруг метель и вьюга.
Возвратиться — следу нет…
Виден ей в избушке свет:
Вот перекрестилась;
В дверь с молитвою стучит…
Дверь шатнулася… скрыпит…
Тихо растворилась.
Что ж? В избушке гроб; накрыт
Белою запоной;
Спасов лик в ногах стоит;
Свечка пред иконой…
Ах! Светлана, что с тобой?
В чью зашла обитель?
Страшен хижины пустой
Безответный житель.
Входит с трепетом, в слезах;
Пред иконой пала в прах,
Спасу помолилась;
И с крестом своим в руке
Под святыми в уголке
Робко притаилась.
Все утихло… вьюги нет…
Слабо свечка тлится,
То прольет дрожащий свет,
То опять затмится…
Все в глубоком, мертвом сне,
Страшное молчанье…
Чу, Светлана!.. в тишине
Легкое журчанье…
Вот глядит: к ней в уголок
Белоснежный голубок
С светлыми глазами,
Тихо вея, прилетел,
К ней на перси тихо сел,
Обнял их крылами.
Смолкло все опять кругом…
Вот Светлане мнится,
Что под белым полотном
Мертвец шевелится…
Сорвался покров; мертвец
(Лик мрачнее ночи)
Виден весь — на лбу венец,
Затворены очи.
Вдруг… в устах сомкнутых стон;
Силится раздвинуть он
Руки охладелы…
Что же девица?.. Дрожит…
Гибель близко… но не спит
Голубочек белый.
Встрепенулся, развернул
Легкие он крилы;
К мертвецу на грудь вспорхнул.
Всей лишенный силы,
Простонав, заскрежетал
Страшно он зубами
И на деву засверкал
Грозными очами…
Снова бледность на устах;
В закатившихся глазах
Смерть изобразилась…
Глядь, Светлана… о творец!
Милый друг ее — мертвец!
Ах! …и пробудилась.
Где ж?.. У зеркала, одна
Посреди светлицы;
В тонкий занавес окна
Светит луч денницы;
Шумным бьет крылом петух,
День встречая пеньем;
Все блестит… Светланин дух
Смутен сновиденьем.
«Ах! ужасный, грозный сон!
Не добро вещает он —
Горькую судьбину;
Тайный мрак грядущих дней,
Что сулишь душе моей,
Радость иль кручину?»
Села (тяжко ноет грудь)
Под окном Светлана;
Из окна широкий путь
Виден сквозь тумана;
Снег на солнышке блестит,
Пар алеет тонкий…
Чу!.. в дали пустой гремит
Колокольчик звонкий;
На дороге снежный прах;
Мчат, как будто на крылах,
Санки кони рьяны;
Ближе; вот уж у ворот;
Статный гость к крыльцу идет.
Кто?.. Жених Светланы.
Что же твой, Светлана, сон,
Прорицатель муки?
Друг с тобой; все тот же он
В опыте разлуки;
Та ж любовь в его очах,
Те ж приятны взоры;
Те ж на сладостных устах
Милы разговоры.
Отворяйся ж, божий храм;
Вы летите к небесам,
Верные обеты;
Соберитесь, стар и млад;
Сдвинув звонки чаши, в лад
Пойте: многи леты!
___
Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу.
Взором счастливый твоим,
Не хочу и славы;
Слава — нас учили — дым;
Свет — судья лукавый.
Вот баллады толк моей:
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье — лживый сон;
Счастье — пробужденье».
О! не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана…
Будь, создатель, ей покров!
Ни печали рана,
Ни минутной грусти тень
К ней да не коснется;
В ней душа как ясный день;
Ах! да пронесется
Мимо — Бедствия рука;
Как приятный ручейка
Блеск на лоне луга,
Будь вся жизнь ее светла,
Будь веселость, как была,
Дней ее подруга.
1808 г.
Крещенские обряды и обычаи волнуют нас до сих пор. Во все времена людям хочется чуда. Желаю Вам хороший и добрых чудес.