Найти тему
Разговоры у костра.

Святочные гадания и другие развлечения. Гадать или не гадать?-2

Святочные гадания и другие развлечения. Гадать или не гадать? Введение. Угадай автора. Обряды и обычаи, предрассудки и суеверия?

Святочные гадания и другие развлечения. Гадать или не гадать?- 2: Святки. Обрядовые блюда и рецепты приготовления.

Святочные гадания и другие развлечения. Гадать или не гадать? - 3: Ряженье. Колядование. Ритуальные бесчинства.

Святочная нечисть. Святые и страшные вечера. - 4: Подблюдные гадания. Гадания об урожае и судьбе. Семейные гадания. Гадания и обряды на здоровье по куклам.

Святочные гадания и другие развлечения. Гадать или не гадать? - 5: Девичьи гадания. Страшные гадания.

Святочные гадания и другие развлечения. Гадать или не гадать? -6: Главные праздничные дни святок.

Предлагаю Вам вспомнить почти забытые обряды и обычаи, предрассудки и суеверия зимних святок, которые легко и гармонично вписываются в нашу современную жизнь, будят память предков и давно потерянные инстинкты.

Мы знаем, что многие из них сформировались задолго до последнего изменения календаря, а значит, что из-за этого порой происходит неразбериха и путаница в современной жизни. Тем более, что к исконным традициям за последние 100 лет примешались традиции других народов...

Итак, зимние Святки:
Святки (святые, праздничные дни, зимние святки, коляды) — славянский народный праздничный комплекс зимнего календарного периода, состоящий из двенадцати праздничных дней «от звезды и до воды» , то есть от появления первой звезды в канун Рождества и до крещенского освящения воды.
Святки это граница поворота солнца с зимы на лето. Заканчивается старое время (год) и начинается новое. Мир хаоса и зимней тьмы сменяется длинными светлыми днями и на землю приходит добро и порядок. Все понятно и привычно.

С «пограничностью» этих дней связана вера в появление на земле с того света душ умерших, в разгул нечистой силы в середине зимы. Древние считали, что присутствие духов среди живых людей обеспечивает возможность заглянуть в своё будущее, даже изменить его. Сама идея посоветоваться с духами, попросить некие презенты и послабления объясняет многочисленные формы святочных гаданий.

коллаж автора
коллаж автора



Начинается все веселье 40-дневным Рождественским постом. Это весьма спорное развлечение, возможно продиктованное древними "продуктово- климатическими" условиями, когда наши предки жили собирательством и целиком завесили от того, что удавалось найти (или поймать) буквально под ногами.

В нашей старой традиции — святки это время с Рождества Христова до Крещенского Сочельника с 7 января до 18 января, для тех, кто выжил после поста. Однако в наше быстрое время хочется побыстрее ощутить запах новогодней елки и прочих мандаринов. Поэтому многие просто не убирают елки, гирлянды и мусор от хлопушек с прошлого года. А что? Пускай стоят, лежат, висят - хлеба чай не просят.


А Восточные славяне не не только убирали все прошлогодние мандариновые шкурки, но из самых хороших побуждения варили кутью, пекли блины и хлеб . 

Обрядовые блюда и рецепты приготовления.

коллаж автора
коллаж автора

В обрядовой кухне славян отражены языческие культы, которые под влиянием времени изменились и частично забылись. Основными интересами славян были культы огня, земли, воды и Рода (ушедших родителей).

Обрядовые продукты и блюда в древнерусской кухне и сейчас пользуются спросом : зёрна злаков, мука, хлеб, мёд, яйца, блюда из курицы, каши, пироги, блины. Ну, кто от такого откажется?

Все эта радость живота символизировала ту или иную стихию: яйца, целые зёрна пшеницы или других злаков символизировали землю, блины – солнце, огонь небесный , мёд, молоко коровье или козье -жизнь, достаток. А еще обильную, сладкую жизнь в т.ч. и ту, которая наступит после жизни. Каша – продолжение рода, плодородия в природе.

Обрядовая выпечка в зависимости от формы символизировала и огонь домашний, и огонь небесный (солнце), и жизнь, плодородие (через культ земли), и многое другое, чего душа пожелает.

Предки были людьми не жадными, но экономными, одно и то же блюдо могло быть составляющим нескольких обрядов.

И вот Вам рецептики:

Сочиво, или кутья. Древние искренни полагали, что чем богаче и вкуснее сочиво, тем урожайнее будет следующий год. А для этого надо взять: зёрна пшеницы — один стакан,
мак — 100 г, очищенные грецкие орехи, фундук, кешью — 100 г, мёд — 3 ст.л.,
и разные сухофрукты.
Зёрна придётся по старинным правилам растолочь в деревянной ступе, (подливая немного тепловатой воды, чтобы оболочка пшеницы отошла).
Где взять ступу - не знаю и буду благодарна за любые советы о изготовление оной. Потом, когда ступа найдена, а зерно растолчено, ядро зерна надо отделить от шелухи, просеивая и промывая. Сварить рассыпчатую постную кашу на воде.
Растереть мак до получения макового молочка, добавить к нему мёд, перемешать и положить в пшеничную кашу. В самом конце добавить толчёные орехи и запаренные кипятком сухофрукты.
Впрочем, если не нашли ступку, можно взять рис вместо пшеницы, 1-го стакана хватит, еще нужны изюм — 50 г, чернослив — 50 г, курага — 50 г, миндаль или грецкие орехи — 50 г, и конечно мёд — три столовые ложки.
Рис, как обычно, промыть, залить холодной водой и довести до кипения. Но не варить, а откинуть на дуршлаг и снова промыть холодной водой. После чего залить 1,5 стакана холодной воды и варить до готовности, не снимая крышки. Распарить в горячей воде сухофрукты (Вам хватит 15–20 минут).
Нарезать чернослив и курагу. Растолочь миндаль. Вода слить, рис охладить. Добавить в него сухофрукты, мёд и орехи.

Сочень — постная тонкая лепёшка из пресного теста или картофеля, жарили их на конопляном масле . Так же как и сочиво, сочень употреблялся в Сочельник — канун Рождества Христова .
Сыта (сыть) — вода, подслащённая мёдом, медовый взвар, разварной мёд на воде . С сытой ели кутью и овсяный кисель, ею могли кормить души умерших. делали сыченные мёды — дважды перебродившие.

Взвар - Готовили взвар из сушёных фруктов с мёдом. Еще добавляют мяту, душицу, лист смородины, чабрец и другие душистые травы. В отличие от привычного компота в том, что узвар должен хорошо настояться после варки. Часто взваром разбавляют сочиво и едят в виде жидкой сладкой каши.

Постные блины - делали их без молока и масла. Например, на картофельном бульоне. Про блины все знают. А вот про колядки, или калитки расскажу подробнее. Делали в основном из ржаной муки ( но можно смешать её с пшеничной в соотношении 1:1). Надо взять 2 стакана ржаной муки, стакан молока и небольшую щепотку соли. В качестве начинки можно взять всё, что угодно, ( картофельное пюре с зеленью , грибы или творог).
Смешать муку с молоком и солью (на кончике ножа), замесить тесто, оставить его отдыхать, накрыв полотенцем. Можно теперь отдохнуть, но лучше приготовить начинку. После этого разделить тесто на небольшие комочки, раскатать в кругляшки, выложить в центр начинку и немного защипнуть края кверху, чтобы колядки не стали пельмешками, а стали похожи на маленькие солнышки. Выпекать их нужно при 180 градусах 15-20 минут, что бы подрумянились.

Кисель. На Руси его варили из овса, пшеницы и ржи, а до готовности доводили методом брожения, из-за чего появлялась характерная кислинка. Отсюда, собственно, и возникло название. Для сладости в напиток добавляли мед, ягоды или сладкие сушеные фрукты. Имея густую и вязкую консистенцию кисель был полноценным блюдом, притом довольно сытным. Если есть настрой попробовать, надо овес промыть, залить чистой водой и оставьте на ночь для набухания. Воду слейте, зерна высушите. Овес измельчите. Правильно это делать в ступке, но можно воспользоваться мясорубкой . Доведите до кипения и варите, помешивая, около 3 минут. Затем снимите кисель с огня и дайте ему настояться 30 минут. Процедите кисель от жмыха и ждите пока он, остывая не загустеет до приятной Вам вязкости.

На эти угощения заманивали мороз и волков, птиц , зверей и других фольклорных персонажей к ужину; подбрасывали к потолку первую ложку кутьи; зажигали свечу «для мёртвых»; откладывали с каждого блюда часть еды для душ предков .

Святки делятся на две половины — до Нового года и после. Первая неделя Святок считалась более важной, в это время особенно строго соблюдались все запреты и предписания.
Далее таинственные ряженный, веселая Коляда , бесчинства, страшные и святые вечера, святочные гадания. Продолжение следует.