Мои постоянные читатели знают, что я родилась и выросла на Крайнем севере, в Заполярье.
В паспорте записано, что место моего рождения - город Инта. Это так и есть. Но в самом нежном возрасте мама увезла меня и брата в Воркуту - город, где она сама жила и училась. Поэтому именно Воркуту я считаю своей малой родиной.
Кстати, от Инты, что чуть южнее, до неё - всего каких-то 6 часов езды на поезде, что по нашим северным меркам - ближайшее соседство. И я часто ездила в Инту в гости к семье моей двоюродной сестры Леночки.
Воркута (в переводе с ненецкого "много медведей") - суровый заполярный, самый восточный город Европы, который стоит на вечной мерзлоте, посреди широкой тундры.
Она - последний пункт железной дороги на севере республики Коми. Дальше - только тундра и редкие поселения народа коми и ненцев (рядом Ямало-Ненецкий автономный округ).
В ясную погоду на востоке немного видны Уральские горы. А севернее через пустынные снежные равнины в 180 км начинается холодное Карское море - часть Северного Ледовитого океана.
Мои знакомые часто путают: "Воркута - это где-то в Сибири?" и начинают смотреть на восточную часть карты страны. На что я всегда отвечаю, что нет, найдите Москву и поднимитесь взглядом на верх карты и чуть вправо, восточнее, прямо почти у самого океана. Время тут тоже московское - один и тот же часовой пояс с Москвой.
Воркутинское угольное месторождение было открыто в 1930 году. Между двумя реками Воркутой и Усой стали строить угольные шахты, в 1936 г. появился посёлок, который во время войны в 1943 г. был преобразован в город Воркуту Коми АССР. Сейчас он признан "городом трудовой доблести" с 2021 г.
До 50-х годов в городе было много тюрем и крупнейший лагерь, где наряду с уголовниками содержались и политзаключённые. По некоторым данным - до 73 тыс. человек. Воркута также оставалась местом ссылки до 80-х годов прошлого века.
Моя бабушка какое-то время работала в этой системе, правда, обычным бухгалтером.
Железная дорога почти полностью была построена заключенными. Как говорят, выстроена "на костях зэков".
По этой дороге во время войны эшелонами шёл высококачественный уголь, так необходимый стране. В то время воркутинцы проявляли настоящий героизм в добыче и поставке угля государству.
Когда я жила здесь с 1971 по 1988 г. , в городе уже остались только 1 лагерь и 1 тюрьма.
Помните известную фразу Косого (Савелий Краморов) из кинокомедии "Джентельмены удачи": "Воркута! Я там сидел."? У многих этот город ассоциируется с зеками и всем, что связано с миром блатных. Шансон изобилует блатными песнями про Воркуту и северную тундру. Ну что ж, это так и есть. Во всяком случае, большой временной пласт связан и с этим тоже.
На территории Воркутинского района были произведены два хозяйственных подземных ядерных взрыва в 1971 г. (близ ж/д станции Хановей) и в 1974 г. (около станции Сейда). Я тогда уже ребёнком жила в Воркуте. Но мама никогда не рассказывала об этом. Да и вряд ли об этом оповещали живущих здесь людей.
В Воркуте жили люди разных национальностей. У нас в классе были русские, украинцы, белорусы, татары, евреи. Жили грузины, армяне, азербайджанцы, казахи, молдоване и т.д. Это многонациональный город. А вот коренных народов - коми, ненцев я видела редко. Они больше обитали в столице Коми - г. Сыктывкаре на юге республики или в деревнях. Основной язык - русский. Только по радио местные передачи начинались приветствием на коми-языке, да коми-песни звучали иногда в эфире. Мой первый паспорт был вдвое толще обычных, т.к. дублировался на коми наречии.
Кстати, своей письменности у северных народов не было. Им её подарили русские. И именно русскими буквами записаны все эти "комияса", "выльторяс" и т.п.
К 1991 г. население города достигало 117 тыс.человек. Но кризис угольной отрасли и распад страны в 90-ые привел к его уменьшению. По некоторым данным - до 57 тыс.человек (в 2021 г.). Многие поселки полностью заброшены. Много выселенных домов. Они как призраки стоят и смотрят пустыми глазницами окон. На самом деле, это очень грустное зрелище.
В наши дни 4-3 комнатную квартиру здесь можно купить за 800 тыс.рублей!
Воркута - это сам город и ряд шахтёрских посёлков, расположенных рядом с шахтами.
Я жила в окрестностях города - самом дальнем и крупном посёлке Воргашор. К нему можно было доехать на рейсовом автобусе по двум маршрутам (западному и северному). Время в пути зависело от погоды (метель, пурга), в среднем 1,5 часа. Ходили также более дорогие и быстрые экспрессы, которые останавливались далеко не на всех остановках. Ну и конечно, такси или частные машины.
Моя мама работала в городе. Ежедневно она ездила на рейсовых автобусах туда и назад, в любую погоду. Бедная моя мама, у неё на дорогу уходило в лучшем случае часа 3-2,5. Но она работала в системе МВД, была офицером медицинской службы ЛТП (лечебно-трудовой профилакторий - где лечили от алкоголизма) для бывших зэков, а эта организация была в самом городе. Мама была фельдшером и пошла на эту службу из-за высокой зарплаты, определённых льгот, офицерского северного стажа. Ещё давали продуктовый паёк ежемесячно, что было хорошим подспорьем семье.
Наш поселок городского типа Воргашор (центр Комсомольского района) в свое время был довольно большим и постоянно расстраивался. Его основали в 1964 г. Раньше он писался через чёрточку - Ворга-шор. С языка Коми означает - "высыхающий ручей". По другой версии - "ручей оленьей тропы".
Поселок стоит рядом с шахтой Воргашорская (АО "Воркутауголь"), что действует и до сих пор. Она и сейчас является крупнейшим угледобывающим предприятием в Европейской части страны. Это одна из самых модернизированных шахт с оборудованием от ведущих европейских производителей.
В 1989 г. в посёлке проживало примерно 25 тыс.человек. Ему даже собирались присвоить статус города. Известные события привели к тому, что на 2021 г. здесь осталось около 6,5 тыс. человек!
Когда я жила на Воргашоре, здесь был довольно приличный Дом культуры с кинотеатром, сквер с главной площадью, взрослая и детская больницы, роддом, подстанция скорой помощи, пожарная часть, 4 школы, несколько детских садов, много магазинов, рынок, рестораны и библиотеки.
Сейчас в посёлке нет ни роддома, ни скорой, осталось две школы (номер 14 и 1-я гимназия), больница, две библиотеки. Многого из того, что помню, уже нет.
Наша улица Катаева была центральной. Сейчас она находится на окраине посёлка, и всё, что в старой его части - уже превратилось в призрак.
Сам же город Воркута очень красивый и современный. И я мечтаю приехать к нему в гости.
Климат в Воркуте субарктический. Полярная зима начинается где-то в сентябре и длится 8 месяцев. В это время солнца практически не видно. Оно не поднимается над горизонтом. Помню, было темно и ночью, и днём. Но всё время горел электрический свет, поэтому было нормально. Мне, например, казалось, что так оно и должно быть.
Затем стоит полярный день. В июне-июле. Так называемые "белые ночи". И днём, и ночью светло. И это я считала само собой разумеющимся.
Зимы в Воркуте были холодные, мороз достигал - 50 гр. и выше. Ближе к весне часто бушевала пурга, ветер дул со скоростью больше 20 м/сек.
Помню, в каком-то году в мае был такой сильный ураган, что повыбивало стёкла в крайних домах нашего посёлка, соседних с тундрой. Дома эти имели закруглёный вид для смягчения неблагоприятных факторов капризной северной природы.
Снегу наметало очень много. Его счищали с дорог на обочины. В результате по бокам образовывались огромные сугробы, намного выше человеческого роста.
Нам, детям это очень нравилось. Мы проделывали в этих сугробах норы и ходы, катались с горок.
А в тундре местами видны терриконы - своеобразные горы, образующиеся после выработки горных пород. Зимой мы катались с них на лыжах как с настоящих гор.
Перед новогодними праздниками с шахт снимались целые бригады шахтёров. Они возводили изумительные по красоте снежные городки из льда и снега во дворах домов и на площадях. Огромные разноцветные фигуры животных, ледяные домики, разной величины горки для всех возрастов, заборы из фигурно вылепленного снега - это были настоящие произведения искусства! Был даже конкурс среди поселков и даже городов Коми - на лучший снежный городок. И между прочим, Воргашор часто занимал первое место!
Кстати, меня часто спрашивают про северное сияние. Да, оно там бывает, но очень редко. За своё пребывание в Воркуте я помню его всего лишь раза два. Это такие всполохи зеленоватого цвета в небе как миражи. Но для этого нужен сильный мороз и ясное небо. Последнее в Заполярье бывает нечасто. В основном, небо плотно закрыто низко висящими тучами.
Весна наступала поздно - где-то к концу мая, но чувствовалась уже с апреля: особыми запахами, подтаявшими, чёрными от угольной пыли сугробами и чем-то неуловимым, тревожащим, что может быть только в детстве и юности.
Лето в Воркуте холодное, длится недолго, дай Бог, если два месяца. Конечно, бывают хорошие летние сезоны. Тогда народ купается в реках, многочисленных озёрах, собирают ягоды (клюква, морошка, голубика), грибы (подосиновики, подберёзовики, белые и др.).
Но иногда можно всё лето проходить в плаще.
Тундра летом очень красивая. Она вся разноцветная - жёлто-красно-зелёная, с далёким-далёким горизонтом, голубыми пятнами озёр.
Дерьвьев, известно, в тундре нет. Есть карликовые берёзки в виде кустов, травы, северные цветы.
В городе есть парк, там растут насаженные деревья. По реке можно прокатиться на лодке.
В тундре водятся пушистые песцы, лисы, зайцы, грызуны. Дикие утки вблизи озёр являются целью азартных охотников.
В озёрах и реках обитает наивкуснейшая рыба - сиг, чир и др. Ненцы и коми специально делают её "с душком", якобы так она вкуснее. Не знаю, я этого не понимаю. Но до сих пор помню вкус строганины - морозные тончайшие просвечивающиеся полоски нарезанной северной рыбы, которые просто тают во рту!
В августе уже холодает. И к его концу, как раз на день шахтёра 25 числа, уже дают отопление в домах.
Высоток в Воркуте почти нет. Их нельзя строить на вечной мерзлоте. Основные жилые строения - это пятиэтажки. Раньше это были панельные "хрущёвки". Ещё существовали так называемые деревянные бараки и "финские домики" с печным отоплением. Сейчас, скорее всего, их уже не осталось.
В сентябре идут постоянные дожди и выпадает снег. Начинается длинная полярная зима.
Картофель и другие овощи в вечной мерзлоте не растут. Разве что в теплицах. Поэтому дач нет, смысла в них никакого нет.
Животноводство и птицеводство раньше было (не знаю как сейчас). Некоторые хозяйства разводили свиней, кур, уток, гусей, кроликов.
Периодически у нас на поселке появлялись оленьи упряжки. Обычно оленеводы заезжали за продуктами и другими товарами. Сами же продавали обувь из оленьих шкур - пимы, унты, рукавицы, коврики и др.
У меня тоже были такие пимы.
В магазинах, помню, лежало мясо - оленина.
И раньше, и сейчас на праздники устраивают соревнования - оленьи бега в упряжках.
Лично мне было всегда жалко этих маленьких (северный олень невысокий), часто - безрогих (смотря в какой сезон) олешек, которые понуро стояли на улице, запряженные в сани, у какого-нибудь дома и двое, и трое суток, пока их хозяева пьянствовали и отдыхали. Потом я узнала, что олени и спят стоя.
Мы - школьники собирали в тундре мятлик для оленей. А так, основная пища северных оленей - мох ягель. Семьи оленеводов кочуют по тундре, перемещаясь с места на место, в поисках еды для своих животных.
Можно много ещё писать о моём родном любимом городе, но в одну статью очень трудно уместить всё, что мне хотелось бы рассказать про Воркуту.
Я рада, если вы смогли дочитать до конца эту немаленькую статью, и она вам понравилась. Планирую продолжить эту тему. И в следующий раз расскажу про своё воркутинское детство. Кому интересно, подписывайтесь на мой канал, читайте, ствьте лайки. Добро пожаловать!🤗