Одно из самых загадочных явлений в культуре нашей Орловской области - вышивка орловский спис. Архаичные образцы её полны древних загадок и недосказанностей.
Исследования в этой области проводились не сказать, чтобы особо активно. Одно можно утверждать смело, - растеряли мы своё богатство, развеяли по ветру, подменив, как это часто бывает в народной культуре, яркой стилизацией. Время ушло, носителей, которые могли бы прочитать смысл старинных подлинников, не осталось. Остались предположения, что могли бы обозначать изображаемые символы. А те смелые "расшифровки" знаков, которые встречаются на бескрайних полях интернета, чаще всего - вторичное мифотворчество (есть такое понятие). Но, собственно говоря, а кто и нам мешает строить свои предположения?
Сколько людей - столько и мнений. Чего только не услышишь про эту вышивку. Стою как-то раз на фестивале, передо мной на столе разложены мои работы, за спиной - несколько подлинников. И вот идут две подруги, в годах уже, и, глядя сквозь меня, одна другой говорит: "Терпеть не могу этот орловский спис. Ничего красивого тут нет - сплошная кровища, кишки какие-то!"
Ну вот - как-то так. Чем тебе не пятна Роршаха.
По крайней мере, нам интересно любое мнение.
Чтобы не загромождать текстом поле, я покажу фото некоторых подлинников и кое что из своего. Это будут небольшие кусочки, отрывки моих опубликованных уже статей, обросшие от времени всякой порослью, и не из-за того, что лень писать, а потому что нечего воду в ступе толочь. В Санкт-Петербурге ежегодно проходит конференция "Знаки и знаковые системы народной культуры", на которую иногда езжу, и вот в материалах 1-ой и 2-ой этой конференции напечатаны более серьезные и обоснованные размышления.
Я как раз люблю, когда на вышивке - не милахи-котятки, не изысканные цветочные узоры, потрясающие техникой шитья или тонко выполненные пейзажи, а вот такие грубые, шитые толстыми нитками, непонятными лепёхами штуки, живые, как будто возятся внутри и перемещаются в отведённом для них куске полотна. Каждый раз смотришь на них и обнаруживаешь - появилось ещё что-то новое, чего раньше не замечал, а может его и не было.
Мы обратимся к тому спису, от которого нам остались техника браного шитья и названия некоторых бранок. (В предыдущих записях я кратко рассказывала, что такое бранки, потом ещё разок расскажу, подробнее.)
Сегодня мы знаем, что в трех, достаточно удалённых друг от друга районах, обнаруживается вышивка, похожая по внешнему виду, это – пудожская, полтавская вышивки и орловский спис, что позволяет нам провести аналогию и сравнить образы. Но это тоже будет в отдельной статье.
Краеведы и археологи считают, что бытование вышивки географически совпадает с землями, некогда заселенными племенами вятичей. Вот в интернете нашла такую цветную "весёленькую" карту, на которой хвост реки Оки -это и есть наша Орловщина.
Вятичи, говорят, были воинственными ребятами, поклонялись своим языческим богам, веру свою сохраняли, природу свою уважали и побаивались её. Семьи свои оберегали от злых сил и мечом и всякими заклинаниями. Ну и как положено, знания свои передавали дальше, в другое время. Своё для своих, нам чужого не надо. Может поэтому и не растекались во все стороны понятные только своим знания. А кто чужой посмотрит - не поймет ничего.
Э-ка, скажете, куда загнула, вятичи какие-то. Да этой вышивке, говорят, всего-то двести лет. (мнение постороннего)
Один старый образец в музее хранится, так на нём прямо и вышито - 179.. (не помню последнюю цифирку, то ли 1-й, то ли 6-й год) Тут уж никуда не денешься - уже немножко больше, чем 200 лет. И что ж она, эта мастерица, сидела-сидела, ничего не умела, а как наступил этот самый 179... й год, так сразу и вышила. Нет, конечно. А, стало быть, пораньше дело было. Да даже не то важно, когда вещь вышивалась, а то - ЧТО на ней - ну явно же не православные символы. Вот и священник один орловский сразу сказал - изучай, Зоя, это язычество чистой воды.
А я и не спорю.
Именно с дохристианского времени тянутся корни вышивки орловский спис. И чем больше изучается это явление, тем больше возникает вопросов, тем больше подвергаются сомнению, казалось бы, уже известные догадки.
Как отмечает исследователь орловского списа, искусствовед Борисова Ирма Ивановна, чаще всего встречаются такие образы - «Древо», «древо-жизни», «цветы», «птица-Пава», «петух», «Макошь», «Лягушка-рожаница», «двухглавый орел».
Особенно популярно на вышитых полотнах «Древо Жизни». Это и понятно - не яблоньку же рисовали, не берёзку, а всю жизнь свою описывали. Поэтому вокруг обшивали кругами, спиралями, крестами, другими знаками. Плотно лепили, тесно. Уж кажется - куда ты её влепила, тут и места мало! Ан нет! стало быть нужна была именно на этом месте именно такая ковылюшка. Как это объяснить? А - никак. Не знаем мы уже ничего.
Иногда смотришь - какой-то синий кусок вылез ни с того, ни с сего. Нитки что ли красной у неё не хватило? Нет, не угадали, всего у неё хватало, и ниток, и холста. А синим сделала, потому что так надо.
На старинных подлинниках можно встретить совершенно непохожие друг на друга варианты древа. Как ни старались крестьянки «списывать» друг у друга узоры, каждая вышивка имела свое неповторимое лицо, каждая мастерица передавала рисунку свой характер, свою руку. У одного древа массивные прямые ветви, устремляющиеся вверх по обе стороны от длинного ствола, как на полотенце начала XX вв. из деревни Большое Сотниково. Короткий ствол другого является центром, из которого исходят тонкие ветки, шитые в одну нитку. У третьего строчка извилистым лабиринтом соединяет листья и птицеподобные формы.
А вот, посмотрите, подлинник мне в коллекцию один достался. Ирма Ивановна считает, что это венчальное древо. Видите - венец наверху кругом вышит, а внутри птицы. Птицы, обратите внимание - не традиционные петушки, это по силуэту явно хищники - соколы, орлы или вОроны. А посередине тоже не просто так птичка - это либо голубь, либо перепёлка. А вот что там за штука в центре крестообразная, вертикальными полосками шитая - неизвестно.
В списе два конца одного и того же рушника - разные, хотя мотив один и тот же. Помните картинки детские "найди десять различий". Так вот тут не то, что десять, тут и все сто десять найдутся. Начиная с цвета голов птиц-хищников, на одном конце они тёмно-синие, на другом - золотистой шёлковой нитью. Нитка кончилась?
Это всё пища к размышлению.
А теперь немного моих работ с древом, это и копии, и реплики. и авторские. Некоторые из них выполнены на домотканом холсте, полностью в традиции, некоторые просто как интерьерный вариант.
Готова выслушать ваше мнение.