Итак, мы выяснили, что все ирисы Oncocyclus имеют стратегию опыления, основанную на мимикрии убежища. Все, да не все.
В 1817 году российский ботаник Христиан Христианович Стевен по гербариям, собранным графом Мусин-Пушкиным в Закавказье, описывает новый вид Ириса с весьма необычным цветком.
Он назвал его Iris paradoxa Ирис парадоксальный, так как он отличался от всех известных на тот момент ему ирисов.
Позже, в 1909 году, Александр Васильевич Фомин описывает еще один вид ириса с Южного Азербайджана очень похожий на Ирис парадоксальный, который он назвал Iris medwedewii Ирис Медведева, в честь своего коллеги Якова Сергеевича Медведева, ботаника-дендролога и специалиста по растительности Кавказа.
В зарубежной литературе Ирис Медведева признается не всеми ботаниками, и числится как разновидность Iris paradoxa var choschab Hoog или форма Iris paradoxa f. Choschab (Hoog) B.Mathew & Wendelbo.
В принципе, Ирис Медведева и Ирис парадокса почти ничем ни отличаются друг от друга, кроме окраски внутренних лепестков. У первого они желтые или белые (иногда с синими жилками), а у второго синие или темно-фиолетовые.
Но эти два вида ириса очень хорошо отличаются от всех других ирисов тем, что их наружные доли околоцветника всегда горизонтально простертые, с очень коротким широким ноготком, линейно-лопатчатые, полукруглой пластинкой очень густоопушенной по всей поверхности черно-фиолетовыми волосками и светлой поперечной полоской наверху. Такое строение некоторым ботаникам напоминало спинку шмеля, но дальше это долгое время никого особо не интересовало.
Выращивая Ирис Медведева в своем саду, я заметил, что его очень часто посещают огромные фиолетовые пчелы из рода Xylocopa.
Раньше эти пчелы не вызывали особого внимания так как посещали разные растения, включая обычные Ирисы. Но при опылении Ириса Медведева эта пчела просто впадала в экстаз. Как-то раз я не удержался от такого зрелища и снял все на камеру.
Через некоторый промежуток времени ко мне обратился профессор Nicolas J. Vereecken из Бельгии, который занимался эволюционной экологией и взаимоотношением пчел с растениями. Он искал Ирис парадоксальный или Ирис Медведева, чтобы сделать химический анализ. У него были подозрения, что опыление цветков Ириса парадоксального основано на мимикрии, подобно цветкам некоторых орхидей из рода Ophrys. Я помог ему с биоматериалом и поделился своей накопленной информацией об этих ирисах.
А в 2012 году в журнале «Proceedings of the Royal Society» вышла статья: Vereecken N. J., C. A. Wilson, S. Hötling, S. Schulz, S. A. Banketov and P. Mardulyn. Preadaptations and the evolution of pollination by sexual deception: Cope’s rule of specialization revisited. B 279: 4786–4794.
Это было первое сообщение о «сексуальном обмане» в семействе Ирисовых посредством псевдокопуляции.
В этой научной работе предполагалось, что предварительная адаптация для привлечения самцов пчел произошла из-за присутствия в растениях относительно высокого количества н-алкенов и н-алканов. Эти соединения присутствуют в кутикулярном воске растений и насекомых, где они играют роль в уменьшении потери воды, но также известно, что они действуют как женские половые феромоны у некоторых групп пчел. В итоге изменения в морфологии цветков, окраске и относительном количестве н-алкенов и н-алканов способствовали у Ирисов переходу от имитации убежища к «сексуальному обману».
Продолжение следует.