Найти тему

"Пацаны не извиняются". Из сериала "Слово пацана" (1 серия). Дух времени, быт, другие достоверные приметы бывшего СССР

Оглавление

Уже показаны все 8 серий "Слова пацана", а я только взялась за просмотр первой серии. Дети заставили посмотреть и сравнить - достоверно ли показан СССР в этом нашумевшем сериале? А тут ещё прочитала разгромную рецензию на сериал. Как его не посмотреть?

 В сериале "Слово пацана" отражено много примет бывшего СССР.
В сериале "Слово пацана" отражено много примет бывшего СССР.

О "казанском феномене" в СССР в 70-80-е годы

Оказывается, дочь и зять вообще ничего не знали о "казанском феномене", который в своё время был назван инкубатором первых криминальных авторитетов 90-х годов. Не знали о нём также многие читатели моего канала (однажды возникал разговор на эту тему).

Однако, "Литературная газета" писала в те времена (или чуть позже) о страшных драках между молодёжными группировками города Казани, причём, со смертельными случаями. Это наводило в те годы большой ужас на читателей, ведь жили мы все в СССР.

В то же время, вполне понятно, почему в Казани запретили снимать данный сериал, потому что ещё свежи воспоминания старшего поколения о тех печальных событиях.

Думаю, что сериал про молодёжные криминальные группировки, не этот, так другой, должен был бы быть снятым, чтобы все в России увидели и поняли - как нельзя жить!

Но к глубокому анализу сериала перейдём немного позже, а пока я просто буду искать в фильме интересные моменты, напоминающие о жизни в Советском Союзе за полтора года до развала, и определять их достоверность (в пределах полномочий сегодняшнего "диванного эксперта", а в то время - сознательного гражданина Советского Союза).

Ищу приметы бывшего СССР в сериале "Слово пацана"

  • Показанная в начале фильма жестокая драка подростков прямо на улице, как и сцена "честного отъёма денег" у школьников и их избиение в троллейбусе, не вызывают никакой реакции у жителей Казани. И я не буду сопровождать их критикой, ибо сценаристы хотели нас ввести в царившую в городе обстановку, когда подобные картины из жизни молодёжи были для всех уже привычными. Взрослые, видимо, старались не вмешиваться в подобные ситуации.
  • Мне понравился подбор музыки и песен для сериала "Слово пацана", они хорошо дополняют происходящее на экране. Исполнители музыкальных групп "Ласковый май", "Комбинация", "Альянс" были кумирами последнего советского поколения молодёжи, они хорошо отражали и воплощали душевные (но не духовные) метания молодых людей.
  • Что касается одежды, скажу лишь, что внешний образ Андрея, носившего пальто (за что и получившего прозвище "Пальто") и меховую шапку с завязанными сзади ушами, вполне соответствовали времени. Мама Андрея также носила песцовую шапку по моде того времени. Такие шапки могла носить половина женского состава любого рабочего коллектива.
  • Показанные в первой серии две учительницы также будто вышли из класса советской школы: строгие, серьёзные, уверенные в себе и в своей правоте.

Но их цели и задачи ограничены лишь рамками успешного освоения учениками школьной программы. А что делают дети за стенами школы, их не интересует. Одна даже бросает:

"Нет у нас никаких группировок!"

Другая заботится о своём отстающем ученике и назначает ему помощника-репетитора, как бы мы сегодня сказали. Им как раз становится отличник Андрей.

  • Подтягивание отстающих в учёбе было обычной практикой в советские времена. Подтягивали двоечников-троечников и лучшие ученики, и сами учителя после уроков. Все считали своим долгом помогать товарищам.
  • Интересно, и с особой важной целью показан в сериале комсомолец-активист Денис Коневич. Он очень деятельный и энергичный, но только все его "дела" сводятся к "говорильне", то есть формальны по сути. Он любит бросаться лозунгами:

"Покончим вместе с этой преступностью! Хватит уже дрожать перед этими группировщиками!"

Дальше проведения собраний и диспутов на тему борьбы с молодёжными группировками, его работа не идёт.

  • Такой же формализм заложен в работу милиции с несовершеннолетними. Лекция: "Ударим вместе по уличному хулиганству" - основной вид работы.

Да и велась ли сколько-нибудь результативная работа, вообще, если город оказался охваченным таким разгулом подростковой преступности? Это большой вопрос.

  • Интересно показаны такие бытовые приметы времени, как ящики для хранения продуктов в зимнее время, которые крепились к окнам. Малолетние хулиганы Марат и Андрей сбивают эти ящики, чтобы поживиться хранящимися в них продуктами.
  • Не забыли в фильме показать телефонные будки, стоимость звонка в которых стоила 2 копейки. У начинающих хулиганов и мошенников была веская причина ("нужно срочно позвонить маме"), чтобы "настрелять" несколько копеек у прохожих себе на мороженое.

Замеченное мной несоответствие реалиям советского времени в сериале "Слово пацана"

Если продолжить денежную тему, то вот в чём я увидела большое несоответствие реальности того советского времени.

Андрею требуется отдать подросткам-вымогателям 3 рубля. Он хочет занять 2 рубля у своей мамы ("на экскурсию по ленинским местам"), и это подаётся, как будто бы он просит какую-то сногсшибательную сумму. /кстати, мой внук Миша, спросил в этот момент:" Два рубля? Это что ли так много?)))"/.

Я вспоминаю, что незадолго до времени, отраженного в фильме, я училась в техникуме в Екатеринбурге, где жила в общежитии, потому что мой город находится в 40 км от Екатеринбурга. Мы с подругой могли порой чуть не каждый день (чаще - только на выходные) ездить домой на междугородном автобусе, цена билета в котором была 90 копеек. И это были очень незначительные деньги.

Хотя на обычном транспорте билеты стоили в советское время: 3 копейки - трамвай, 5 копеек - троллейбус, 6 копеек - автобус.

А далее - показано, как подростки-хулиганы поехали на поезде в Москву "подняться, приодеться". Как они собирали деньги на билеты?

Интересно, что после свердловского техникума, я как раз поступила учиться в московский институт, и билет на поезд до Москвы стоил 17 рублей. Не знаю, как набрал эту сумму Андрей, если найти 2 рубля было для него очень сложно?

------------

  • Небольшое лирическое отступление о забавной каббалистике чисел.

Я не верю в мистику, но иногда случаются такие ситуации в жизни, что начинаешь подходишь близко к грани непознанного.

Так вот: мой номер студенческого билета в институте был: 109 - 80 - з (80-й год моего поступления в ВУЗ- это как раз год московской Олимпиады).

А московский индекс, который оказался у хозяйки квартиры, где я жила, был: 109 803.

Вот и как после этого не верить в чудеса случайности?

--------------

Отмечу, в Москве каких-либо подростковых группировок, шатавшихся по столице, в то время не наблюдалось. Хотя об этом я не могу говорить очень уверенно и ответственно, поскольку сама в Москве являлась иногородней, да и училась, как уже написала, на несколько лет раньше времени, показанного в сериале.

Про криминальные группировки в Казани, да и в других городах, в советское время долго не было информации в печати. Видимо, неприглядную сторону жизни власти старались держать в тайне. Лишь через несколько лет мы понемногу стали узнавать о молодёжной преступности всё больше.

Сегодня же нужно знать об этом уродливом развитии общества как можно больше, чтобы не допустить его появления вновь.

__________________

И это ещё далеко не все приметы бывшего СССР, которые я заметила в сериале. Вам есть что дополнить по этой теме?

#словопацана #сериал #казань #казанскийфеномен #подростковыегруппировки #СССР #распадссср #дети #подростки #школа #сериалсловопацана #словопацана1серия #словапацана

-2